Бесконечная Фантазия

Эта идея родилась во мне после того, как я прочёл «Тайную книгу Иоанна» - апокриф о сотворении явного мира Сатанаилом, отпадшим от престола и Света Всевышнего, и судьбах сотворённых Сатанаилом людей, отличных от человечества, Духом отмеченного.
Я вспомнил одну из своих любимых детских книг – «Бесконечную Книгу» Михаэля Энде… Эта книга открылась мне с новой стороны, и вот эта история – начинается…
Мальчик по имени Бастиан, охваченный страхом и смятением, потерявший мать и теряющий связь с отцом, больше всего любит книги. Они дарят ему мир фантазии, заслоняющий собою реальность. Бастиан чудесным образом находит удивительное повествование о том, что сама Фантазия – в опасности. Потеря веры в чудо, исчезновение творческого дара и иссушающий умы материализм людей влияют на сказочный мир, делая его сперва серым и выцветшим, а потом уничтожая его в Ничто. Так и у нас люди ощущают сперва пустоту мира, а потом приводят себя к погибели – убивают себя для мира и мир для себя. Детская Королева, воплощение сути Фантазии, тяжело больна, и спасти её может только пришедший из внешнего мира ребёнок с живой фантазией. Ему будет дано могущество возродить всё, что он пожелает, в безграничье Фантазии, и начинается всё с того, что он назовёт безымянную Королеву по имени, которое сотворит сам. Бастиан находит Имя для Королевы в последний миг, когда Ничто уничтожает почти всю Фантазию, кроме сокровенного места, где пишется летопись бытия. Он становится спасителем, разрывающим круг нескончаемой «истории внутри истории» и начинающим новый цикл. И тогда начинается его путь Желающего и Исполняющего Желания. И с каждым желанием Бастиан утрачивает часть себя. Под конец он теряет и друга, и смысл жизни, и собственное имя, позабыв всю свою жизнь и «рассказав» её в Фантазии. Он даже видит местный «ад» для Бывших Королей – тех, кто, как и он, растеряли все свои желания и память, но не смогли обрести Истинную Волю Духа, выводящую за предел иллюзии. Он встречается с Вечной Матерью, которая полна творящей силы и способна дать приют и ощущение детства любому, которая умирает и возрождается без конца. И только верный друг, не потерявший любви к Бастиану даже после обвинения и размолвки, приводит мальчика к Источнику Живой Воды… которая очищает Душу, возвращает понимание себя, которая имеет особую силу быть вынесенной даже за предел Фантазии – не для себя, но для тех, кто дорог сердцу…
Бастиан в начале подвержен тяжкой иллюзии, что мир, в котором он живёт – несправедлив, и изменить его невозможно. Он забывает о родном ему человеке – отце, отчуждается в ответ на отчуждение, и тем самым теряет связь со своим Родом. Он создаёт вместо истинного внутреннего мира мир отражений, вдохновлённый книгами, и отдаёт этой иллюзии свои жизненные силы.
Мудрый букинист Карл Конрад Кореандр, узнав о несчастье Бастиана, даёт ему одновременно яд и лекарство. Встреча со старым книжником даёт мальчику шанс прочесть самую удивительную из волшебных сказок, в которой есть всё, что только можно представить. Эмблема Фантазии – белая и чёрная змеи, кусающие друг друга за хвост! Белая змея – символ мудрости и возрождения, чёрная змея – символ коварства и гибели.
Он позволяет Бастиану взять эту книгу украдкой, так как сам не имеет права с высоты своего знания давать ему этот ключ к себе напрямую. Ведь лишь искреннее намерение ищущего приводит его к желанному, и лишь готовность бросить все условности мира открывает врата Познания. Но за похищение книги Бастиан расплачивается тем, что книга «похищает» его самого. Он становится частью этой истории, его внимание к книге замечают сами её герои… и лишь тот, кто чист сердцем, может увидеть тех, кто наблюдает за миром извне.
Отважный Атрей следует своим путём, исполняя Великий Поиск с целью спасти свой мир. Он самоотверженно преодолевает опасности, принимает правду о себе и даже даёт зверю, посланцу тёмных сил, рассказать страшную правду о природе Ничто: ибо кто может рассказать о зле лучше, чем его посланец? Атрей становится тем, через кого Бастиан видит Фантазию, и потому, когда Атрей вглядывается в зеркало Истины, он видит не привычный с детства материальный облик, а свою Суть – того, кто наблюдает за миром через него. Того, кто придаёт жизненную силу и самому Атрею, и всей Фантазии. Для Фантазии Бастиан становится настоящим Богом, и он прельщается этим и принимает свой удел Творца. Когда Детская Королева приходит к Старику из Странствующей Горы, она заточает себя внутри яйца, которое содержит всё знание о Фантазии. Выбраться наружу – невозможно, ибо там – Ничто. Вселенная не сотворена, акт творения может произвести лишь тот, кто находится вне Вселенной. И когда Он произносит Первичный Звук – яйцо раскалывается и создаётся новый мир, сразу и весь, из крошечного семечка во тьме до безграничного разнообразия форм.
Бастиан-бог получает свидетельство своего творческого дара – амулет Аурин, который до него носил Атрей, как избранник Фантазии. В Аурине – суть дуальности мира. Можно изменить этот мир к добру или же ко злу. Он подобен Святому Граалю, дарующему прямую связь с Богом. И мы видим, как Бастиан сперва делает себя тем, кем всегда хотел быть, потом находит друга, который привёл его в Фантазию, и воздаёт ему благодарностью. Потом он поддаётся уговорам жителей Фантазии, которые просят у него знания об их мире, и… вместо правды создаёт новые и новые образы, часть из которых влечёт за собой страшные ошибки. Бастиан платит своей жизнью и памятью за дары нового мира, но Истинная воля, понимание той цели, за которой он шёл в Фантазию и взял Бесконечную Книгу, ускользает от него. И даже те вещи, которые способны привести его к ней, Бастиан расходует всуе, увлекаясь своей силой и поддаваясь иллюзии власти.
Атрей, видя неправду в Бастиане, взывает к нему, но не может достучаться до сердца того, кто теряет себя. Так Бастиан видит со стороны то, что он делает с собственным отцом в реальности. Бастиан, возгордившись, решает войти в Башню Слоновой Кости – средоточие светлой силы Детской Королевы – вторично, хотя в Фантазии заповедано: никто не может увидеть Детскую Королеву два раза. Ибо в одну реку нельзя войти дважды. И тогда Атрей поднимает мятеж, и Бастиан, ранив его, понимает, что зашёл слишком далеко, отрекается от трона и уходит – продолжать свой Поиск. Злая колдунья, которую он придумал сам и которая соблазнила его попрать законы Фантазии, гибнет от собственных творений: иллюзия стирает сама себя. Бастиан в стыде и смущении идёт искать предсказанной встречи со слепым горняком Йором, который хранит во тьме гор видения из снов – основу основ Фантазии, образы из коллективного бессознательного. Утраченную материнскую любовь и знание о своей истинной воле мальчик обретает в обмен на память о родителях, а желание самому полюбить – на собственное имя: там, где человек рождается, он ещё не имеет никакого имени, а волю жить дают не родители, а собственная Сущность. А в таинстве Любви нет ни именующего, ни именуемого.
Когда Бастиан находит то, что зовёт его неизбывной тоской из своего мира, он получает ключ к выходу из Фантазии. Но Фантазия, мир иллюзии, сопротивляется выходу из неё: благословлённые самим же Бастианом существа, которые из вечно скорбящих обратились в вечно веселящихся, окружают своего создателя и разбивают его последний шанс познать себя. И тогда он, позабыв себя полностью, остаётся в холодной пустоши. Такова Смерть: невозможность сделать что-либо, так как все возможности были исчерпаны.
Но так как Фантазия несёт в себе не только чёрное, но и белое, белый змей – дракон удачи – прилетает к несчастному и приносит верного друга, который знает, каким Бастиан был в действительности. Этот образ не принадлежит иллюзии, ибо Атрей, осознавая его, владел Аурином и создал связь между реальностью и Фантазией. Так Дух, нисходя на просветлённого, объединяет его Личность с Сущностью, и рождается новое существо, несущее в себе свет горнего мира. Оказывается, что покинуть Фантазию можно через то же место, с которого она начинается – Аурин, ибо он есть врата между мирами и путь в мир Творца, где сияет источник Живой Воды. Тот, кто был Бастианом, отдаёт власть над миром, с которой не справился, добровольно, и это – знак его раскаяния и готовности к перерождению. Так как Бастиан не умирает, но обретает сокровище Духа, его пропускают к Живой Воде, и оказывается, что Атрей и дракон Фухур тоже были здесь, а значит – они для Фантазии стали служителями Вышнего порядка. На прощание Атрей тепло прощается с Бастианом и говорит, что уладит всё, сотворённое Бастианом по ошибке. Оба уходят из Источника Жизни в свою сторону, готовые поделиться даром Истины…
Бастиан возвращается туда же, откуда начал путь, но оказывается, что его школа – уже не такая, какой он привык её видеть. И отец уже не такой, каким Бастиан привык его видеть. И это значит, что для них начинается новая повесть… о которой уже не напишут книгу.
А Бесконечная Книга… зачем ключ к Истине тому, кто уже познал её? И обновлённый Бастиан уже на равных разговаривает с господином Кореандром, узнавая, что тот тоже был в Фантазии и напился Живой Воды…
И вместе с героем книги Живую Воду принимает и её читатель. История в истории разворачивается на наш мир, открывая, что за его пределом также существует Вечный Источник Жизни.
И я благословляю всех, кто создал эту историю для меня и открыл мне Зеркало Истины и источник Живой Воды. Теплота в сердце всегда будет сопровождать мои воспоминания о подвиге Атрея и познании Бастиана, вдохновляя пройти путь Познания в том мироздании, где живу я.

31.07.2017


Рецензии