Зять Басаева

                Всем девочкам далёкой,
                тревожной 
                молодости, с любовью!
                Ваш Мальчик!
       Желаю, во общем, хочу раз и навсегда развеять  миф, сформировавшийся в душах Россиян о том, что чеченцы кроме как бороться с терроризмом, бандитизмом,  ничем не интересуется. И сами, в некотором роде, являются, теми и другими. Есть ли у них иные интересы, иная жизнь? Ошибаетесь, дорогой! Не на Марсе живём, а на грешной Земле. Всё было и есть в нашей жизни, как у людей. И любовь, расставания и муки страданий, при этом! Только всё делалось, к сожалению, в перерывах между ожесточёнными боями. Фабула жизни: война и мир! Но чеченцы, эти самые, сумели сберечь обычаи предков, как там говорят: "чтобы не было, не смотря ни на что!" Однако, начнём бегло и всё по порядку. С марта 1844 года.

  Дядя моего прадеда был знаменитый наиб имама Шамиля Шуаип -мулла Центороевский. Официальная историческая справка говорит: "В начале марта 1844 года в родном селе Центорой Шуаб был убит в ходе возникшей семейной ссоры своими родственниками". По нашим семейным преданиям двоюродные братья Шуаипа отомстили за смерть своего брата, в числе которых был и мой предок. На остальные подробности убийства Шуаипа лежал семейный табу.
      Он был обще признанным полководцем, даже в кругу своих противников царских генералов. В Российских источниках "Шуаип -мулла Центороевский" и сегодня встречается, как "маршал лесной войны" первой половины 19 века. Считался вторым военачальником после имама Шамиля.
   Если вспомнит кратко: Шуаиб - мулла погиб в расцвете сил и карьеры, в возрасте сорока лет. Погиб подлым образом в марте 1844 году от рук кровников, которые привлекли в акт мести его родственника.
     На второй день гибели Шуаипа- муллы, в его родовое село Центорой (ныне в Ножай-Юртовском районе Чечни) прибыл имам Шамиль. Опечаленный потерей такого зама, по разным данным, Шамиль расстрелял от 60 - 100 человек. Убийцы совершили грязное дело на рассвете рано утром, когда человек идёт в уборную без пояса и оружия, а окликнул его коварный родственник. Тем самым, притупив бдительность личного телохранителя.

Беда принесла на головы центороевцев трагические последствия, я бы сказал, более тяжкие, чем это было через сто лет Сталинской депортации.
Многих с позором выселили и они распылились по Прикаспийской низине
Дагестана, навсегда потеряв  связь с корнями. Мои предки, из чеченского тейпа центорой, как ближняя родня Шоипа- муллы, проживали на равнине Чечни в селе Бачи- Юрт, где стоял крепость Шоипа -г1ап. Это был передовой форпост защиты горной Ичкерии. В Российских изданиях встречается, как Шоаиба-кап. Вот к ним, к своим родичам спустились те кто на это имел право. С годами, отдельные семьи в Дагестане, смешались с братским кумыкским народом. Это повлияло на их дальнейшую судьбу не попасть под второе колесо уже Сталинских репрессий, ровно через сто лет в феврале 1944 г.
С потомками однотейповцев, оторванных от корней, впервые мне пришлось встретился ранней весной 1995 года. Через 151 лет, у них же дома в Дагестане. А очутился я там, хотя и не после таких драматичных ситуаций как их предки, но в трагикомических обстоятельствах уж точно!
                *  *  *   
        Следуя золотому правилу бабки, не держать яйца в одной корзине, так случилось, что в первую чеченскую войну я разделил семью на две половины. Одну часть - со мной, с сыном и матерью, которая наотрез отказалась покинут родовое гнездо, оставил дома в Чечне, а вторую часть (жену с тремя детьми) отвёз к дальним родным супруги. В село Тарамовка Кизлярского района Дагестана. Населённый пункт получил название от имени своего основателя - Тарам. Прадеда супруги. Братья её знают, что их предки из горного Центороя Чечни, но не ведают при каких условиях они очутились в Дагестане. Как обычно, бедных родственников мало кто помнить, но Тарам был человеком богатым, поэтому свои семейные предания потомство его несёт от его имени.

   Он мог родиться в горном Центорое или в Дагестане. Тарам и его русские друзья, два брата Арешовы (или Орешовы), являются основатели ныне здравствующих сёл в Дагестане. Эти сёла расположены рядом: Тарамовка, Большая Арешовка (старший брат), Малая Арешовка (младший брат).
А Тарам был крупным землевладельцем, в некотором роде "владелец заводов, газет, пароходов". Как прагматичный хозяин ещё в 19 веке, одну из своих ветвей основал в селе Бачи- Юрт. Чтобы окончательно не терять связь с Отчизной, а в Чечне было место, где его потомки будут проводить обряды похорон, тем самым обязывая их  хоронить своих усопших только на родной земле. Но его мечты, вместе с богатством, накрылись медным тазом, вернее красным флагом, после Октября 1917 года. Правда, самого Тарама уже не было, но его потомство носило фамилию Тарамовы.
 
В тридцатые годы 20 века, когда партия стала убирать словно сорняк крепких хозяйственников, многие Тарамовы из Дагестана попали под репрессии, как кулаки мироеды. Некоторые успели сменить известную фамилию, например, отец супруги взял фамилию от имени своего отца Боса. Боса- сын Тарама и дед супруги. Остатки с фамилиями Тарамовы и Басаевы из Дагестана и Чечни разыскали друг друга после Хрущёвской реабилитации 1957 году и с тех пор придерживают тесных семейных отношений.
Так я стал зятем Басаевых ещё в середине 1970 годов.
Фамилия, которая в 1995- 2005 годы будет держать всю Россию в трепете.    
А могло быть иначе, если в моём нраве отсутствовали чувства мщения.

     Страсти в моём личном фронте начались в 1970 году! Когда я, 18- ти летний хлопец, стал ухлёстываться за 14 летней девчонкой. Впервые я увидел её на свадьбе, куда она пришла со старшими из любопытства, чем по нужде.
У чеченцев, по возможности, на усадьбе размерам отдают предпочтение двору, чем огороду, для свадеб и похорон. Чеченская свадьба, четырёхугольной формы, состоит из двух половин, первая- почётное место отдают слабому полу, вторая- мужчинам. Девушкам привилегия, там где хождения бывает мало.
  Во время церемонии свадьбы, на первом плане, в первом ряду, рассиживаются девушки на выданье. В почётном углу рядом с музыкантами сидят, не более двух -трёх бойких барышень, побывавшие замужем один, а то и несколько раз. С ними танцуют, веселятся на расстоянии только женатые мужчины. За девушками стоять помоложе, готовые занимать их места.
И вот за ними, в третьем ряду очутился предмет наших исследований. Танцевать и веселиться она ещё не в праве, но пытливо, во все глаза, следит за свадебной суматохой. Навожу справки: кто, откуда, почему не знаю? Родители живут в Дагестане, она живёт в семье старшего брата, недавно переехали в Бачи- Юрт из Старогладовской. Учиться в 8- ом классе! Потому долго допытывалась, что от неё хочет такая же девочка-сваха, как она сама, которая указывала на меня. А роль свахи исполняла моя племянница. В общем, познакомились.
Как говорят орнитологи создавать пары, отсиживать яйца, то есть жениться, выходит замуж, у них в семье принято в густонаселённом селе Чечни, сами проживали на просторных степях Дагестана. Там где крестьянину жилось вольготно. Мать и жена старшего брата из нашего села. А теперь сноха разрушила вековую традицию, вытащив своего мужа свивать семейное гнёздышко в родном селе, весной 1970 г. Ну и золовка привязалась к снохе и брату.    

Через несколько дней, в разгар наших взаимных симпатий, древняя прабабка по матери строго внушила ей: "Ты почему скручиваешь голову моему племяннику?" Я не стал предавать значения, изжившей от ума бредням вековой старушки, потому что не знал о существовании этакий тётки не сном, не духом. Я так думал! А зря! У наших стариков были свои понятия о родстве, ещё со времён Российской империи, тейповые, клановые. Во времена юношества, стал замечать, как по каким- то неведомым причинам узких связей с той или иной семейкой не были, и вдруг выясняются - эта наша ближняя родня. Оказалось, на то у них причины объективные, как до Октября, так и после Октября 1917 г.
   
А в нашем случае семейная размолвка стала достигать уровня двух кланов Монтекки и Капулетти. И "Джульетта" наша не выдержав давление, вернула портрет "Ромео"  9 на 14, с его перепиской. Возвратила бесцеремонно, через соседку у самой Калитки парня. Это был для него удар ниже пояса от сопливой девчонки, но "Ромео" не стал травиться, ему остригли лоб и забрали в Армию. Подальше от греха. Аж в саму Германию!
В течении последующих пяти лет, бурных событиями в жизни, он"забыл её голос нежный, её небесные черты". Но его величество случай на улице, повлиял на их дальнейшую судьбу. Прямо, как в популярной песне тех лет:
"А мы случайно повстречались, мой самый главный человек,
Благословляю ту случайность и благодарен ей навек..."
Заверяю вас как свидетель, эта был случайность, но, как оказался судьбоносный. Она тогда не разбивала ему сердце, только очень глубоко задела мужское самолюбие. На сей раз появились чувства мести, а это у чеченцев без срока давности. Отчего, мол, эта наглячка ходит на свободе, будто пять лет назад ничего не произошло? Парень не столько был раздосадован воспоминаниями, чем удивлён. Почему, вытянувшийся и окончательно налившийся бутон, никем не сорван?
  В обществе  вайнахов сразу заметно, кто у нас тут  mademoiselle, а кто и madam. В воображении парня она должна быть матерью не менее двух отпрысков. Но по многовековым традициям, с чеченской синьориной нельзя говорит без свидетеля, потому разговаривать с ней он не рискнул. 
То же мне, бывший танкист! Но здесь обычаи крепче танковой брони! А эта крепость хотя без цербера, но было заметно, что она сама способна защищать свою "Бастилию". Ибо никого вокруг не замечала, кроме себя. В её высокой и гибкой осанке, с  холодным и гордым лицом, не чувствовались иных печалей, кроме девичьих. Отсутствовал традиционный отпечаток горянки, чтобы где- то однажды семейные заботы согнули её как женщину. Я бы сказал, что шла она: "...С красивою силой в движеньях, с походкой, со взглядом цариц!"-- только они будут слова поэта Некрасова. Но так и быть, я соглашусь с ним!

Жаль, очень жаль, что традиции вайнахского народа, вынесённые предками через страшные годы, при современной высокой технологии, легко ушли в далёкое прошлое. Буду рад ошибаться, прослыть старым ворчуном, типа: "А вот я и в наше время...". Но мы люди вскормлённые традициями и мне трудно признавать, что моя внучка 17 лет, может говорит с чужим парнем по мобильнику без свидетеля. Но так делали и мои сыновья, а чем они лучше чужих. Одна надежда на гены, заложенные в моих детях.
     Но всё же выскажу своё мнение: в то время, первое свидание  с девушкой, имел некий символ превращения босоногого мальчишки в мужчину. Если до сих пор ему было наплевать на моду, то теперь он следит за ней. И в дальнейшем он обязан взять за основу и соизмерять свои поступки с обычаями, беречь, как зеницу око, достоинство своих предков. Знать, чьё имя он носить, пока не приобретёт собственное. Так же относится к своим партнёрам. Об этом ему напоминают два человека, две женщины: бабушка и мать. У кого нет бабушки, то мать. Обязательно! 

     А здесь на виду, как из легкомысленной пионерки, время сделала зрелую девушку. Да и я не пай мальчик, с тех пор прошли два армейских, плюс три институтских лет, этого достаточно для мужской солидности в возрасте 23 г.
Дальнейшие стратегические действия развернулась на ходу, молниеносно.
Я, конечно, не дотяну до Пушкина и не подумаю, как он:
"Но встретясь с ней, смущенный, "он"
Вдруг "остановился" невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты".

Тут у  самолюбия один путь и этот путь к сердцу, а оно требовало "отмщения, друг мой, отмщения", оттого дал сам себе торжественную клятву: сломать её гордыню, вместе с горбом её столетней прабабки.
Не личных (живу и учусь в городе), ни семейных (двое женатых старших брата) желаний и нужд у меня не были, кроме амбиций молодости. Но в тот же день устроил свидание дома у моей двоюродной сестры, которая была замужем за её родственником. А на третий день свиданий подобных встреч, напором, мы с другом заставили её снять с руки золотые часики и вручит мне, через сестру, в качестве аманата (залога). Аллес капут, как говорили немцам в ГДР, наше дело правое по законам гор, враг разбит, знамя Победы у меня в кармане! Отныне не будет ей покоя. Поскольку, движение -счастье юноши, покой-счастье девушки.
   Несколько дней на водоколонке, откуда сельские девчата носили вёдра с водой на коромыслах, мы с другом издали не без удовольствия наблюдали, как она отправляла домой своих хмырьей - ухлёстышей, с поникшими котелками.

      Сегодня у многих в селе, в том числе у меня, вода хлещет из под крана во дворе, в кухне и ванной. Придётся вспомнит почти забытые обычаи, обряды встреч и расставаний традиционно у родника. На свадьбах, вечеринках молодые танцевали, веселились обычно на расстоянии, обещая друг другу ни к чему не обязывающую вечную любовь. Далее, следовали разборки о серьёзности дальнейших взаимоотношений, и парни приходили сюда на священное место у источника вечной жизни- воды. Недаром благородство в самом человеке сравнивали- "как родник", а мысли, как и вода чище у истока. Потому одевали самую новую, модную одежду, как парни, так и девушки, и здесь у родника происходил веками отшлифованный ритуал. И парень ставил вопрос ребром перед девушкой: будет ли вчерашние неглубокое знакомство продолжено дальше и глубже. 

Если она скажет "да", то отношения становились железными. Девушка понимала это не просто "да", что за этим следуют определённые обязательства.  Такими словами в селе не разбрасываются, чтобы не слыть ветрогонкой. Право дано одному человеку-гостю! Если у него на неё ляжет глаз. И то на короткий период вечерних посиделок, а на прощание девушка объявляет гостю баркалла за приятный вечер. Чтобы губу не закатывал, для дальнейших любезностей.
Но и ей дано право у родника объявить "нет", тому же ухажёру! Только это  делается по правилу: не будь кислым, как незрелый плод, кто откусить, всяк тебя бросить! А культурно. Скажет так: "Махмуд, мы с вами славно провели время и вам, за предоставленные минуты радости, большое спасибо (баркалла)". Единственное место на земле, где человеческое "баркалла" звучала зловеще. Причины "баркаллы" девушка вольна оставить при себе.

Говорят сила женщины - в её слабости, здесь совсем иной коленкор. О слабости той или иной женщины может знать один человек- это её муж, а остальной мир видит только её сильную сторону. И в то же время- скромность! Вот оно оружие массового поражения горянки.

А униженный, оскорблённый Махмуд давай "икру метать", но в пределах дозволенных адатами. Например, скажет девушке: "Ты ещё долго будешь носить матери воду!", в смысле того, что не скоро выйдет замуж. Или скажет: "Кувшин, который много раз носили за водой, остался у воды", что значить пропадёшь без него. А может тут же у родника умыть руки. Примета, что девушка не долга задержится замужем.
    Но у нашего мальчика броня, он чувствует себя как у Христа за пазухой. На девушке облечены железные оковы. Она прибита, привинчена, приварена к железному столбу. Тут не обязательны золотые украшения, достаточен и простой платочек "а ля Дездемона". Это залог целеустремлённой, беспорочной девушки, а вещ была на ней, и парень уже коснулся её, через эту вещицу! Конечно, девушку, за нарушение правил жизни, никто не привлечёт к суду Линча, но поступок её вызовёт на себя, на своих братьев и сестёр, на своего отца, наконец, определённую долю презренья. А здесь этим, ой как дорожать!

Примерно, как у русских после сватовства невесты, но ещё не представленной перед алтарём. И здесь на арене пока не возник мулла, но мои сваты могут без купеческих любезностей явиться у девушки дома, объявит с порога отцу, что, де они пришли за своим товаром. За всё оплачено вашей дочкой. И позор тому кто отвергнет древние обычаи. Это вам не золотые граммы, а тонны аргументов из железобетонной глыбы. Хотя так не делается, но могут, в случае надобности.
Семья их всё также жила на две части в Дагестане, в Чечне. Порывшись в наших семейных изустных архивах, я нашёл компромат: если кто один из двух семеек вздумает стать в позу, то найдутся веские причины. Только двум мужчинам на Свете под силу решить нашу проблему мирно! Мой отец? Ну эта, одна человеческая доброта!!!

Её отец? Агрессор!? Почему? У меня же мандат, то бишь залог. Не вздумайте, часы- подарок брата, а они с отцом взрывного нрава. Вспомнив, что подобные башибузуки обожают окрашивать оружием комнатный дизайн, я спросил, висит ли у них дома на стенке ружьё? Да, берданка оказалось на месте, к нему целый арсенал патронташ. Есть ещё малокалиберный винчестер, и также кинжалы разные. Ну всё, что необходимо животноводу-степняку. Да эта же вооружённая банда! Не то что у моего отца, Ударника КомТруда, голый ковёр на стенке.

Да, грустно! Мой лёгкий водевиль мог закончиться трагическим финалом. На сцене висит ружьё, по закону жанра оно обязано выстрелить. Но отступать не в моих правилах! Ну просто противотанковые рвы впереди! Подобных рвов танкисты брали развернув пушку вместе с башней назад, чтобы при спуске дулом не уткнуться в днище. А я кто? Механик -водитель танка 1-го класса! И жребий брошен.
  Парни тогда в селе поголовно носили фуражки, как в к/ф "Мимино", а я одел её козырьком назад и сам себе дал зарок, пока не женюсь не разверну обратно. В городе в них не ходили, но в общаге института были дежурные кепки, и кто собирался ехать в село, обходил комнаты в поисках нужного фасона, размера. Кто был первоначальным хозяином головного убора никто не знал. Кепка была колхозная, значит ничья. Да и кроме неё, много чего у нас было общего. Обычная Советская студенческая общага, как и вся наша коллективная жизнь. 
    В общем говорю, хлопцы, собираюсь жениться, если вернусь в общагу в кепке c козырьком вперёд, nix сомеnt считайте ваш друг погиб смертью храбрых! Тут же, кто опытом обладал значительным, порекомендовал разделить грусть - тоску на две половинки. Причём, на хрупкие девичьи плечи возложить объёмом побольше, они выносливее! На Кавказе говорят:
                - Летит, как на голубя беркут,
                На девичье сердце печаль!
Для того, чтобы возбудит в девичьем сердце печаль, надо развернуть там бурю ревности. А за этим дело не стало.

И тогда я, вечером у водоколонки, чуть в дали, но на виду у публики стал демонстрировать своё лёгкомыслие. Парнем я был в селе заметным, студент престижного вуза, в фирменных, но в чужих (друзья в общаге собрали) шмотках, лучших фарцовщиков Союза. А мальчикам нашим такие вольности позволительны, ведь они торжественных слов и часов не давали.
Бедные наши девчата, простите нас за адаты, изобретенными не нами!
Девушка стояла в полуоборот с двумя вёдрами воды на плечах, с общим весом 20 кг, развешанные на коромысле, а я болтал без умолка целый час. У них устали плечи, подруга её стала обрызгивать меня водой, пытаясь пройти с права, слева, но я стойко держу оборону, загородив с собой дорогу. А мои уши и глаза нацелены локаторами в сторону, где стояла она... в очереди к колонке. И девушки не очень торопятся наполнить свои вёдра, а это как раз нам на руку.
                *  *  *       
  Читатель, мы находимся на площади у водоколонки, и пока наша девушка терзается в очереди, давайте расскажу вам один случай у источника. Он мог случиться в любом селе, в старом и милом сердцу: в Чечено- Ингушетии моей! 
    Однажды, некий влюблённый решил представить своего друга будущей невесте. Для этого приехали на родник, как это бывало раньше, на лошадях. Оказалось, друг знает девушку, особенно её мать, женщину прескверного характера. Но любовь она слепа! А его девушка сущий ангел! Парни поспорили и решили устроить эксперимент.
У тропы, где она ходила за водой, ребята стали заталкивать лошадь на дерево. У удивлённой девушки появилась естественная реакция: "Что вы делаете?" А ребята, как ни в чём не бывало: учим, мол, жеребца лазить на дерево. "Что за дурость, разве лошади ходят по деревьям?" "Другие нет,- ответили парни,- но мать жеребца могла это делать".
"Ну раз мать лазила по деревьям, то и жеребец обязательно полезет,"- не чуя подвоха ответила она. Пришлось парню сказать ей баркалла.
Воистину, про мать расспроси, а дочь сосватай!
                *  *  *
     Меня подобные нюансы не интересовали, как человек мстительный, передо мной стояла чёткая цель. После той сцены, "как много девушек хороших" у родника, я крепко обложил свою "Бастилию". И эта неприступная крепость за два дня осады, самовольно выкинула белый флаг о безоговорочной капитуляции. Что при переводе на русский язык означает: девушка без отцовского благословения стала моей супругой.
А случилось это так. Девушка стала мутить воду: то брата со снохой не хочется ей подставлять, то сессию в училище надо сдавать. Потом бросила учёбу вовсе, ведь её ежедневно кто то должен сопровождать за 25 км в Гудермес и обратно, уехала в Дагестан, к родителям, где было своё животноводческое хозяйство.
И мы втроём: мой друг, жена брата (сноха) и я, на нашем "Москвиче" поехали за ней, за 80 км. Сноха вызвала девушку на улицу и прямо, теперь у её Калитки, поставила ультиматум: если к 17.00 она не выйдет из дома, то мы придём к её отцу и предъявим свои требования. На это у моих мальчиков дурости хватит, даже если у вас на крыше пулемёт.
 
   Девушка умоляла отложить дело до завтра, сегодня, мол, она не готова, а дома у них только двое, отец да я. Сноха сорвала с её головы платок, это ещё больше усугубило безвыходное положение девушки. Мы с другом, спрятав от дурных глаз "Москвич" оранжево -жёлтого цвета в густых зарослях, сидели в засаде два дня. Завтра, в назначенное время, она вышла к нам на окраину села, на ходу снимая верхний старый халат, надетый для конспирации. Друг подошёл и взял её за руку со словами: "Биссмиллах1ир -Рохьманир- Рохьими! Отныне, перед Богом и людьми, ты, моя сноха!"   
А взрывной старик с утра чуял, с дочкой не складно. Остальные должны вот, вот приехать из Чечни. Наша невеста всю дорогу смотрела во все зенки, ожидая встретить свою машину "Волгу", против нашего Москвичёнка. Не встретили. Так и остался до утра наш старик один, позабыть, позаброшен, на усадьбе около открытых ворот. Дочка куда то запропастилась и эти застряли в Чечне. Эх старик, старик, трахдабидах, задвигать засов после кражи коров бесполезно! Ушла твоя дочка устраивать жизнь!

Завтра, объявившего парламентёра моего отца, сельского муллу с вестью, что дочь вышла замуж за такого- то, старик принял спокойно. Но когда начались торги о величине калыма, отец невинность дочки (урдо) оценил в две копейки. Хотя до того ничего между нами не было и быть не могло.

  Говорят, однажды вечером дочь спросила отца: "Можно я буду делать неотложные дела в первую очередь?" Отец дал добро. На утро приходить мулла и говорит: "Твоя дочь вышла замуж!" "Я знаю, -ответил отец,- она у меня разрешение просила". У муллы челюсть отвис! Это не страх, это уважение, подобных свободных взаимоотношений не принято иметь между дочерью и отцом. Отец- для неё непререкаемая гордость, чтобы в собственных глазах порочит! Но здесь мудрость отца и дочки на лицо, хотя и нонсенс!
Дай Аллах, чтобы каждая дочь нашла в муже -отца своего! 
Но этакие женитьбы, скорее исключения из правил, чем традиции. Сегодня их нет. Женятся цивильно по людски, через сватов, как мои сыновья. Тоска! Как говорил Ипполит в "Иронии судьбы.", ребята, живёте как-то скучно, нет в вас дух авантюризмУ.
 
      На свадьбу, студенты с общаги вечерком грянули на автобусе марки "ЛАЗ". По традиции невеста должна старшему преподнести кружку воды и сказать: "Пейте!" Это называется: развязывание языка. Осушив кружку до дна, он обязан сказать: "Чтобы тебя любили все, кто любить воду!" В нашем случае, в литровой кружке, случайно оказалась водка, которую он успел хлебнут до того ещё пару раз. И старшой, прежде чем рухнуться на стул, успел сказать: "Чтоб тебя....!" Но пустую кружку ребята заполнили червонцами!
Выполнив недельный план местного сельпо, свадьба уехала в Грозный, на расстоянии 60 км от места событий и продолжалась два дня. В общежитии Грозненского нефтяного института №1 по ул. Ленина (ныне Кадырова), 30. Напротив храма Архангела Михаила. Оба здания до сих пор живы и великолепно смотрятся в общем архитектурном ансамбле столицы Чечно- Ингушетии! А среди гостей были: чеченцы, ингуши, русские, армяне и даже один еврей Саша Кацевман!
- Ребята, а не собраться ли нам вновь, тряхнуть стариной! Кстати, попутно завязали бы обратно язык  нашей "невесте"? Безвозмездно, то есть даром!       

А мои чувства мести, скорее сменились лирическими ощущениями, как сказано у Пушкина: "И сердце бьется в упоенье и для неё воскресли вновь. .. и т. д." Или по Советский "...комсомольское сердце пробито-о!" И древняя бабушка - тётка успокоилась, Монтекки и Капулетти смирились, родство стало крепчать.
Только тесть, так и не соизволил встретиться с зятем, тёщу видел не раз. Да у нас и в лучших случаях не принято общаться с ними.
И этому событию, без малого, 42 года! Боже мой, как это было ещё вчера!
Да, кстати, не люблю оружие, у отца было одно холодное оружие, оно же и горячее, это опасная бритва, с ней он брился и резал курицу. Это моё богатство от отца, плюс... душа и язык!
   Но, так и оставшийся в душе тщеславным юношей, люблю рассказывать каким был лихим механиком -водителем танка! Правда, не по своей воле. Только с 14 мая 1973 года, не касался его брони, хотя для этого были десятка случаев. Даже возможность съесть за рычаги и тронуться с места.
Лучше дайте мне перо Пушкина или на худой конец Шекспира! 
                *  *  *
    Приятные воспоминания!
А теперь вёрнёмся в суровую действительность, когда холодным февральским утром 1995 года, я с тремя детьми и супругой, пересёк реку вброд, делящую нашу жизнь на войну и мир. Тот же путь, по которой 20 лет назад я вёз невесту, только в обратном направлении. За спиной из немирной Чечни слышна глухая симфония гаубиц, самоходных орудий, впереди маячить мирный Дагестан. И мост взорван.
   За эти годы братья супруги переженились. Их жёны сумели мужей своих вернуть в Чечню, не то что их свекровь, которая не смогла этого сделать. Состарившим родителям пришлось реализовать хозяйство в Дагестане и навсегда переселиться в Отчизну. А к этому времени их уже не было. 

И вот пока мы ехали, жена рассказывала о бесчисленных табунах, о мелкой, крупной рогатой скотине, о разнойклювной птице. Одним словом, всё, что не подлежали учёту, даже дотошному Советскому бухгалтеру. А эти двух этажные здания в Кизляре, национализированные под гостиницу, где ночуют приезжие Совслужащие. А...и т. д. в общем, было много чего до самого синего моря Каспия! А её прадед быль чуть ли не предводителем дворянства, местного уезда. Вся эта роскошь и положение в обществе, принадлежала её родне...до революции 1917 года! Стараюсь отмахнуться старой поговоркой, что у бедняка, пытавшегося перечислить чужое богатство, кончился керосин в лампе. Ну прямо Трандачиха! И чего добилась то, Дагестанскую родню супруги, я в глаза не видел, но пока она делала ревизию их несметных богатств, успел ненавидеть этих буржуев недобитых.

   Ибо, мне нечего было противопоставить, кроме древней пушки, заряжающей через дуло, чему гордились мои старики. Эта была одна из трофеев взятых в бою с русскими в октябре 1841 году, здесь же в Кизляре, куда мы с семьёй заезжали. Напоминаю, едем в село Тарамовка в Кизлярский район Дагестана. Тогда 1841 году, центороевцы штурмом взяли крепость Кизляр, высвободили женскую часть родных, взятых русскими в заложники, приехавшие на свадьбу племянника Шоаипа -муллы в село Кошкельды. Помимо богатого трофея, взяли в плен 75 солдат и офицеров, 12 пушек. В знак признательности имам подарил одну пушку сотнику Г1айта, моему прадеду. И стояла она на вершине Гайти -гу в селе Бачи-Юрт. Это вам не парнокопытные животные, а воины ислама.
Правда, злые языки наподобие супружеской, болтали, что пушка простояла вплоть до Советской власти без единого выстрела. Потом первые пионеры утащили её на металлолом. Наверно, уехала в ту же печку откуда вышла (туда ей и дорога). И колёса с неё спёрли ещё с незапамятных времён. Не даёт покоя людям чужая ратная Слава, вот и болтают почём зря.
А предки по матери, хвастаюсь я, те вообще, пытались ликвидировать Советскую власть в горах Ичкерии. И сегодня мы в бою...В общем, "и сниться нам вечный бой". 

  Но наконец, по приезду на место дислокации беженцев, собралась многочисленная челядь из родных и близких супруги, всем было интересно узнать новости из прямых уст воюющей Чечни. И что за диво, некоторые кумыки здесь считали себя чеченцами из тейпа центорой. "Но это вы сейчас говорите, когда чеченцы громят Российские войска. Все кто не любить Россию, теперь хотят быть немного чеченцами. Примазаться, так сказать, к чужой славе", -подкалывал я собеседников.
Очутившись перед нехитрыми овцеводами, скотниками, я как правнук сотника имама Шамиля, с резким осуждением вёл дискуссию с родными супруги, которые не знали родного языка. А они простые работяги полей и огородов, с виноватой улыбкой говорили, что де они понимают всё, но не могут говорит. А я пошёл в раж: "Святая ложь! Вы просто стесняетесь признаться, что вы не чеченцы!" Готов был, образно говоря, ставить к стенке за трусость и предательство. Как это можно: быть чеченцами и не знать языка! Мы там в Чечне развели такую, такую бурю, а вы...

    В разгаре сражений, я  забыл, что это Дагестан (Дег1астана-по чеченски), где когда- то его народ вместе с Чечнёй нёс на своих плечах вековую Кавказскую войну. Мои собеседники вели себя терпимо, не обижались на колкости. Не говорили: "Ну и дурак, был бы умным не вязался бы войну с Россией. Сидишь на гостевых харчах, ну и сиди".
    Жена взглядом вывела меня из помещения и умоляла остановиться, не позорить её. То же мне боевики диванные, вместе со своим сыном, которому 18 лет, да у вас дома я никогда не видела даже ржавого ружья, кинжала и туда же...Ладно,- сказал я великодушно, -быть посему, помилую. Но себя считаю оскорблённым, а сыновей обделенными, за то что приходиться мириться с такой роднёй.
     Тема приобретала щекотливый характер, потому не стал вникать в подробности, как и почему эти стали кумыками, а те, так называемые чеченцы, вовсе не знают своего языка. А тут собралась толпа солидная, некоторые в отцы мне годятся. По обычаям в присутствии, которых я не то что не имел право вступать в дискуссию, но даже сидеть за одним столом. То что они слабо владеют чеченским, меня супруга предупредила, но не до такой же степени! Пережив самую страшную военную зиму в Чечне, я относился к ним с лёгкой обидой, на их мирную, беззаботную жизнь без войны. С райской тишиной! В других случаях сними, не то что за одним столом, на одном гектаре...не сел бы!
Когда наша жизнь не в зависть никому "лишь бы ночь пройти, да день продержаться". А кто будет жить в самой Чечне? Там каждый день к трём дням мирной жизни можно приравнивать . И в том я виноват насколько, настолько эти Дагестанцы.
                *  *  *
  Дагестанское крыло родных супруги, кто сумели уклониться в 1930 годы от раскулачивания, и те кто вернулись после долгих лет скитаний из Сибири, Архангельска, совсем окумыкились.
За 13 лет Сталинских репрессий чеченского народа, в Дагестане выросло целое поколение, лишённое с детства общаться на родном языке. Молодёжь ассимилировалась с кумыками, с ногайцами.  Как и все люди обделенные судьбой, вынужденные жить в чужом краю, ежедневно беспокоясь за своих детей, они стали мягкими, податливыми, хлебосольными и не лезли лишний раз на рожон. У нас говорят, орла без Родины и ворона не замечает
     Кавказ есть Кавказ, здесь особое отношение к родственным узам! Оно являлось, по меткому выражению Солженицына, обручем сковывания каждого народа в отдельности и в общем для всех народов Кавказа. Такой неприступный аквариум, где столько живностей, но здесь не имеют право глотать друг друга, для чего были созданы стальные оковы из обычаев предков.
  Во время войны в Чечне, в нашей трагедии мы осуждали всех, кто с оружием в руках не стал с нами рядом.  Не было терпения слушать никого, не слушали и внутреннего голоса, голоса разума- этот главный постулат ислама. За две войны я редко покидал Чечню и то ездил в одно направление в Дагестан. Но не оставался с ночлежкой, возвращался в родные пенаты, в их непроглядные ночи.

У терпения есть ещё другой синоним в русском языке- это культура! Время, конечно, лечит, но и учит, если он "дуб, как дерево не родился баобабом". Потому, всё собирался, да собирался просить прощения у своих оппонентов за свою несдержанность. Отблагодарить за хлеб -соль, за сорок дней. Но больше уже никогда не становились беженцами. 
Или, может, оставить наш спор в забвении, будто ничего не было? Чеченец не любить признавать свои ошибки. В нём всегда идёт внутри борьба: у одного- совести с нахальством, у другого, как бы не показаться в глазах партнёра слабодушным. Но можно достать из  кувшина мудрости предков и такое выражение, как доброе слово гору растворило!
    С годами человек взрослеет и приходиться сменит злачные места застолья на печальные мероприятия, как похороны. Встречаясь всё чаще и чаще с роднёй супруги на таких грустных местах, я устал чувствовать себя виноватым и прятать глаза. Я решил всецело признал свою дурость. Говорю, моё имя Гунки, по чеченски г1умки (кумыки), и сами мы в некотором роде кумыки, ибо все топонимии восточной Чечни на языке кумыков. И село наше Бачи- Юрт стоить на речке Гансол (от слова Кхан-су, по кумыкски кровавая вода. Здесь вершились бои, такие не снились реке Валерик Лермонтова). Вот, говорю, начал изучать историю своего края и стал умным. Все наши огрехи от незнания собственной истории. И язык у нас раньше был общий кумыкский, пока русский язык его не вытеснил. А имя мне дали в знак уважения к кумыкскому народу.   
"Отныне, невежество вместе с дикарством беру, как солдат на прицель",- подытожил я свою пылкую речь, словами народного поэта Дагестана Гамзатова!
    На что наши общие родные с супругой, опять с той же виноватой улыбкой, сказали по русски: "Всё нормально. Мы сами виноваты!"
Отвечать на мои соболезнования за их покойника на русском языке, они уже были не вправе, потому и разучили несколько фраз для таких случаев. Действительно, святая простота! У них на роду написано быть без вины виноватыми.
                *  *  *
На послеоктябрьские 1917 года причины, на которых я намекал, повлекшие размолвку между тейпом центорой, повлиял мятеж, поднятый в нашем селе против насильственной коллективизации, в конце декабря 1932 года. В течение трёх суток, в ходе восстания, был уничтожен полк ГПУ, вызванный из Ростова- на- Дону. А возглавлял восстание Канаев Азак и его семья из центоройн тейп. Понимая роль тейпо- клановых отношений в Чечне, что при такой раскладке позиций, здесь не призывают на войну, а сами приходят, власти привезли ещё два полка из Владикавказа и Махачкалы. В течение десяти дней были арестованы исключительно одних центороевцев свыше двух тысячи мужчин, половина, из которых "растворились в тумане". Чтобы сохранит себя и своих семьей, многие отказались от родства, что за истекшие 85 лет никак не могут обратно признать свой род и племя. Действует закон: разделяй и властвуй.
Нашу семью сохранил дядя, активный участник гражданской войны против Деникина, но отошедший от мирских дел  в 1924 году.

    Естественно, эти события были Союзного масштаба, они негативно легли на судьбы последующих поколений молодых людей. По формуле: "Никто не забыть и ничто не забыто!" А для повышения бдительности органов власти, чиновников ОК, в Советском паспорте указали маленькую графу, что хозяин документа- представитель неблагонадёжной нации. 
А я был первым студентом своего  села, кто смог поступить в нефтяной институт города Грозный, существовавший к этому времени пятьдесят с лишним лет. И то не поступать, а поступить, со всеми вытекающими последствиями, дважды, до и после армии.
Это одна из не исследованных страниц чеченской трагедии, что является халатным упущением, если не сказать преступным, наших органов Академии наук! Уверяю Вас, есть такая контора в Чеченской Республике! 

  Такие вот исторические параллели в судьбе чеченского народа, начерченные двумя имамами: имамом Кавказа Шамилём, в середине 19 веке, имамом ЦК КПСС Сталиным, в середине 20 века. Сыновьями седого Кавказа!
Недавно узнал, что Бувайсар Сайтиев, один из самых титулованных борцов вольного стиля в истории. Трёхкратный олимпийский чемпион (1996, 2004, 2008), шестикратный ..., заслуженный мастер спорта России (1995), житель Дагестана, ныне Депутат ГосДумы, чеченец... из тейпа центорой! Знай наших! А то поём одним имамам - да бригадным генералам.
                * * *
   А вот с фамилией супруги в моём паспорте, на странице о семейном положении, о регистрации брака с Басаевой, получился конфуз. Во время войны в Чечне, особо въедливые служивые на блокпостах, бывало, заходя на эту страничку находили там ненавистную фамилию для Российских спецслужб.
    Помните у Маяковского в "Стихах о Советском паспорте". Так и эти вели себя, передавая друг другу мою паспортину. Брали как бомбу, как бритву обоюдоострую: 
"Смотри, Петруха, тут сам зять неуловимого Басаева явился к нам в руки". Чеченец Шамиль Басаев, в то время, террорист номер один русского разлива, а в мировом масштабе числился за номером два. После БенЛадана.
    С нашими "гестаповцами" на блокпостах, с которыми я сталкивался, по служебной необходимости, ежедневно двадцать с лишним раз, хотя и трудно, но можно было договориться. Мои заверения, что супруга не имеет никакого отношения к террористу Басаеву, мало кого волновало. Меня спасало удостоверение, где чёрным по белому написано, что обладатель "ксивы" является главным инженером ПМК Спецстроя РФ. Иначе бы мой след давно простыл.
     И оно мне надоело доказывать постоянно, что я не верблюд. Однажды, лёгким движением правой руки, сменил в слове Басаев букву "с" на "д". Что является, хотя и не грехом тяжким, но подделка документа, которое карается..., а мне ровным счётом было наплевать. Сто бед - один ответ.
Вот так я стал новоиспечённым зятем Бадаевых, на что супруга смотрит с подозрением. А она так и не поняла волшебство дуумвирата: бумаги и...слова!

    Мы все дети Адама и Евы, в мире у каждой пары супругов найдётся где то точка соприкосновения. Только мы не хотим в этом признаться себе. Это не невежество, а определённая доля общечеловеческой морали, чтобы не уподобится животным инстинктам.   
Друзья ингуши, у которых очень строго ограничено супружеское родство молодых, бывало ужасались от моих признаний о тейповом родстве моего отца и матери, у нас с супругой. 
Но, братцы мои, в 1944 году вайнахов было 420 тыс., где тут найдёшь себе в жёны кроме кузенов и других дальних родных.
Вот и придумали вайнахи для себя два народа чеченцы, ингуши, а они разделились на десятки тейпов. Мой центорой тейп делиться ещё на 26 некъе (дорожки) и как тут не запутаться молодым в этом дорожном лабиринте? Предки лучше придумать не могли! Не для раздора, а для объединения.
На опыте жизненных наблюдений, я тут показывал, как у нас "люди встречаются, люди влюбляются, женятся". Но при этом, здесь больше пользуются языком дипломатии, ссылаясь  на мудрость предков, на их пословицы, поговорки. Но одну ценнейшую присказку даю почти даром: "Не зажегши лампы, не сватайся даже в ясный день". В таких случаях, не жалейте, ради Бога, керосина.    

Р. S.  А ларчик моего успеха с женитьбой, открывался просто. С глаз меня  долой - девочка сумела убрать, но выкинут из сердца вон, у неё не получилось. Когда я оказался в Армии, ей стало муторно. Нашла адрес моей "Полевой почты" (для солдат в загранке не указывали ни город, ни страны), но так и не решилась написать. Гордая скромность! В знак доказательства, девушка уже в роли состоявшейся невесты, вручила мне моё же письмо, написанное пять лет тому назад. Последнее моё послание после возвращения моей фотки.
Почти по Есенину.
Золотая голова Соловья России Сергея Есенина, висела практически во всех комнатах студенческих общежитий Чечено -Ингушетии. А цитатами из поэмы "Анна Снегиной" мы пользовались везде и всюду. Например, как только увидел своё письмо пятилетней давности, я тут же вспомнил:
Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет,
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: «Нет!»
Далекие, милые были.
Тот образ во мне не угас...
Мы все в эти годы любили,
"Не мало любили и нас!"


Рецензии
весело интересно

От АргУна до Оки
От Читы и до Тбилиси
Всех мудрее ты Г1унки
Минус лишь один ,что лысый

Мутуш Танов   23.08.2018 13:26     Заявить о нарушении
Ваал салам Пиши дальше Меня даже ошибки твои смешат напр мачетЕ" Где не надо ставишь Ь" " Где надо не ставишь и др Бесспорно ,ты мудрее всех позиционеров и опозиционеров вместе с Басаевым Яндарбиевым Дудаевым и др Ларамца

Мутуш Танов   24.08.2018 13:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.