Буря в стакане воды
Николай Михайлович Крынец не раз говорил мне, что как только наше вероучение примет застывшую форму, как только мы скажем, что все, мы достигли вершины познания, мы знаем все, нам нечего изменять в наших вглядах и понимании Писания, в нашем изложении истины – нам придет конец.
К сожалению, именно этот синдром я регулярно встречаю в кругах, где обсуждается Писание. Один из железобетонных аргументов, против которых не знаешь, что возражать: «Да так нас учили отцы, а они за эти истины на нарах лежали». Или скажешь очевидную всему читающему миру вещь, а тебе: «Покушаешься на Синодальный перевод, подрываешь основы учения...»
Недавно в одном разговоре я сказал возрастному брату, что Синодальный перевод – не богодухновенный, как и любой другой, и в нем, как и в любом другом переводе, есть неточности и ошибки. Какая тут буря в стакане воды поднялась! Как это так – Синодальный перевод не богодухновенный?! Я не стал дальше ничего говорить (просто это не первый разговор такого рода с этим братом), досмотрел эту бурю в этом стакане до конца и поставил у себя птичку: таких вопросов с этим братом больше не поднимать. И вообще с братьями такого склада ума.
Если человек будет систематически обучаться и глубоко познавать Писание, ему неизбежно откроется ограниченность, неточность, а где-то неправильность его прежних пониманий. Конечно, нужна осторожность и мягкость, а также чувство уместности для того, чтобы где надо, говорить о неточности/неправильности прежних пониманий, но если в народе и в корпусе служителей не будет интеллектуальной скромности и принципиальной готовности к пересмотру некоторых позиций, то нет смысла вообще заводить речь о богословском образовании (любого рода).
Хорошо написал о нашей неготовности умаляться и смиряться при изучении Библии Валентин Буланов: «Иногда бывает паника: вот, раньше все было просто и понятно, а сейчас.... и так, и так, и не понятно как! Хотя, чем больше мы углубляемся в богословие, тем лучше мы начинаем понимать, как мало мы вообще понимаем! И это нисколько не умаляет Писание и его Автора. Это умаляет только нас и сильно смиряет! В Сибири был Шмидт Борис Яковлевич – очень сильный богослов, но когда он отвечал на вопросы, часто говорил: оставляю себе окно...»
02.08.2017
Свидетельство о публикации №217080201122
============================================================================
По-моему, это нормально... Если десять человек прочтут любую книгу, то у каждого из десяти, сложится своё представление об этой книге. Причём, половина из них будет считать главного героя положительной фигурой, а половина - наоборот... Это естественное человеческое восприятие. Поэтому спорить по вопросам богословия абсолютно бессмысленно, разве что обмениваться мнениями.
Онимакрис 04.08.2017 18:32 Заявить о нарушении