М. Глушкевич. Русский народ, его земля и история

Др. Мариан Глушкевич. Русский народ, его земля и история. Львов, 1912
Вступление В нынешний трудный и тяжкий час, коли кровь и слёзы напоили русскую землю, коли каждый день несе новое горе и грозит новою бедою, коли все мы забыли, що то мир и счастье, в такий лютый час сама собою родится мысль взглянути на минувшость, щобы зачерпнути силы и надежды на будущность. Особенно важна та мысль для нас, сынов Прикарпатской, то есть Галицкой, Буковинской и Угорской Руси, где не только немцы, поляки, мадьяры и жиды змовилися загладити русский народ, но также межи самими русскими людьми закипела братоубийственная борьба, которая горше всякого ворога нищит нашу народную силу и на части розрывае народное сердце. Видячи то всё, що творится последними часами у нас, не один русский чоловек начинае таки направду боятися, що Галицкая, Буковинская и Угорская Русь погибне, пропаде на все часы. Но чи-ж можно погодитися с такою гадкою? Не, не, и еще раз не! С такою страшною мыслью не годится ни розум ни сердце. Бо и розум и сердце русского чоловека говорит, що Русь, которая за тысячу лет своей истории пережила и вытерпела столько бед и бурь, выйде счастливо и из той беды, выйде победна, сильна и могуча, як колись. Пару веков боролся русский народ с дикими розбойниками и напастниками: с печенегами и половцами, що опустошали и грабили киевское и соседнии с ним княжества. Потом татары нападали на Русь, ловили русских людей в хатах, на пашни, на покосе, и снова довгие веки держали в неволе русскую землю. Вслед за татарами появились дикии литовцы, що под свою власть забрали многии русскии земли. Потом шведы пошли войною на руский Новгород, а немцы на русский Псков, а по их примеру и разом с ними ходили и поляки на Русь, ходив и великий французский полководец и цесарь Наполеон со всеми народами Европы, котрых подбив под свою власть - а все ходили все на то, щобы забрати русскую землю для себе, щобы загладити русский язык и русскую веру, щобы розбити Русь и русских людей зробити своими слугами.
Но русский народ устояв. Он сам один, без помочи других народов, победив всех своих ворогов. Он победив татар на Куликовом поле, он поразив на голову немцев, он прогнав и поляков из Москвы, русский царь Петр Великий розбив и шведов, Русь победила и Наполеона сь его 12 народами. В тяжкой борьбе за свое житье единилася, собиралася и крепла Русь. Печенеги и половцы давно исчезли, татары, хоть и живут еще и до ныне, но, слабыи и безсильныи, они доживают свой век на службе у русского народа. Те немцы, литовцы, латыши, шведы, финны и те поляки, що колись хотели завоевати Киев, Новгород и Москву, все они, а що найменьше часть их ныне суть подданными русского народа. И так Русь крепла и росла, и сотворила одну из найбольших и найсильнейших держав, якии только видев свет. Ту державу создала Русь сама одна, создали русские люди только своими власными силами.
Отки-же взялася у русского народа та великая сила? Щобы отповести на то, треба познати русский народ, познати его тело и душу. Другими словами: треба познати с одной стороны землю русского народа, его численность, его рост и силу его прироста, а с другой стороны познати его душевные свойства, его историю и веру...
 
Под конец 1910 року всёго русского народа було 110.000.000...
Из того числа жило в 1910 роце в России 105.000.000 душ, а в Австро-Угорщине 4.500.000, т.е. четыре миллионы пятьсот тысяч, именно:
в Галичине - 3.480.000
в Буковине - 360.000
в Угорщине - 660.000
с.14...Ярослав Осмомысл, который росширив свое княжество от Люблина аж до Чорного моря. Он водив свои полки аж на реку Дон против половцев и помогав другим князьям боротися с ними. За него не важилися на нас нападати ни поляки ни венгры; галицкие русские купцы мали власныи корабли и плавали по Днестру в Чорное море а оттам до Дунае и торговали с всеми народами. Словом, при Ярославе Галицкая Русь була цветущая, богатая на весь свет
с.16...Слово: Россия, россияне в первый раз употребив московский митрополит Исидор, принявший унию с Римом (1439г.). То слово есть только греческая форма слова Русь и в таком отношении находится к последнему, як латинское: полония до польской формы: Польска. Исидор, будучи греком, то и неудивительно, если он в русский язык впровадив греческую форму. Замечательно, що слово Россия в первый раз було услышано в нашей Червонной Руси, в 1440г. Именно Исидор вертаючи из Флоренции и перезджаючи через нашу Червонную Русь, в 1440г. издав в обороне одного священника, преследуемого польскими властями, послание до староств и воевод, которое начинается теми словами: Благословение Исидора митрополита Киевского и всея Руси, легастоса (легата) от робра (ребра) апостолского седалища Лятьского и литовского и немецкого в Холме о светом дусе сыном нашого смирения старостам Холмским и воеводам - и.т.д. Слово Россия, россияне, принятыи в книжном языце на самперед в нашой Червонной Руси, потом перешли в Киев, а с отти в Москву. Доперва Петр Великий свое государство назвав Россия. Униатскии митрополиты всегда себе называли митрополитами - всея России.
Так обстоит дело с названием Русь, Россия, из-за котрых у нас були и есть ссоры, а даже преследования и гонения, будто по политическим причинам. То плоды невежества, недостатка науки у нас! Одно и другое слово обозначает одно и тоже!
 
Да будем во веки едино
...Послы царя прибули до Переяславля, куда Хмельницкий скликав великую народную Раду, козаков и делегатов от всех мест и сел Киевской Руси и сказав такую беседу: Панове полковники, есаулы, сотники, всё войско запорожское и вси православные христиане! Всем вам ведомо, як Господь Бог освободив нас из рук врагов, преследующих церковь Божию, оскорбляющих всё христианство нашого святого православия, хотящих искоренити нас так, шобы и имя русское не упомяналось в земле нашей. Всем вам стало видно, що не жити нам больше без царя. Длятого то мы собрали сегодня раду, явную всему народу, щобы вы собе выбрали владетеля из четырех, якого хочете: первый - султан турецкий, другий - хан крымский, третий - король польский, четвертый - царь православный Великой Руси, которого уже шесть лет мы безпрестанно умоляем быти нашим царем и владетелем. Тут кого хочете, того и выбирайте! Султан турецкий - бисурман; всем извесно, якую беду терпят православные греки от безбожных турков. Крымский хан также бисурман; хотя мы из нужды и завелись с ним дружбу, то однако приняли через то нестерпимыи беды и нещадное пролитие крови христианской. От притеснениях от короля и польских панов не треба и сказовати: сами знаете, що они почитали лучше жида и собаку, чем нашого брата христианина. А православный русский царь-государь одного с нами русского богочестия; мы с православием Великой Руси едино тело. Сей то великий царь христианский, сжалившись над страшными муками русского народа и нестерпимым оскорблением православной церкви в нашей Малой Руси, склонив к нам милоствое свое царское сердце и прислав до нас своих людей с царскою милостью. Возлюбим его с усердием. Кроме его царской руки не найдем счастливейшого пристанища. А кто не захоче, тот най иде, куда хоче: вольная дорога!
На ту беседу весь народ закричав: Волим под русского царя православного!
Полковник Переяславский став обходити майдан кругом, пытаючи: Чи все так изволяете? - Все! - кричав народ.
Тогда Хмельницкий воскликнув громким голосом: Да будет тако! Да укрепит нас Господь под его царскою крепкою рукою!
Народ-же возголосив: Боже, утверди! Боже, укрепи! Да будем во веки едино!
Кто разуме и чуе всю красоту и силу сих святых слов молитвы, той зрозумее, якое сильное було у наших малоруссов козаков сознание единства русского народа
Др. Мариан Глушкевич. Русский народ, его земля и история. Львов, 1912
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_637.htm
Мълвiхом бо ясне а Iнтра iде за не яко шед за Отце наша на Ромiе до Трояне земе
Молвим ведь ясно, и Индра идет за нас, как шел за Отцов наших на Ромеев до Троянской земли - Дощ.7в
Свободное Слово Карпатской Руси
https://vk.com/club150601794
https://www.facebook.com/groups/113791315933149/
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_736.htm


Рецензии