Казахская система родоплеменных отношений

Система родоплеменных отношений считается устаревшей и присущей лишь первобытному укладу жизни. Но на мой взгляд, её нельзя ставить в один ряд или сравнивать с феодальными или капиталистическими отношениями, поскольку при любой системе экономических и производственных отношений понятия "семья", "род", остаются неизменными и означают не хозяйственный уклад, а генетическое родство людей.
Я очень рада тому, что несмотря на все внешние влияния казахи сумели сохранить уникальную систему родоплеменных отношений, изучение которой - просто рог изобилия информации для историков, этнографов, генетиков.

Каждый казах знает свою принадлежность к роду, которая передаётся по мужской линии.

«…Информация, знания, собственность, власть и ресурсы передавались по генеалогическим каналам родства, в зависимости от происхождения, человек включался в определенную родоплеменную группу. От принадлежности к ней зависели его социальный статус, престиж и авторитет, место за столом, очередность тоста, подарок и т.д. Второй вопрос, который задавали друг другу кочевники в пустыне, был следующим: «Какого вы рода, племени, кто ваши предки?». В этом случае два индивида точно определяли свое отношение друг к другу и взаиморасположение на едином древе казахской системы генеалогического родства. Старший в этой системе мог позволить себе менторство и шутливое отношение, а нередко спесь и позерство, младший же был вынужден сносить свою неполноценность. Нередко возникали обиды и неприязнь, приводившие к конфликтам и столкновениям», – так описывает родовые отношения в быту у казахов один из крупнейших исследователей кочевой цивилизации и истории Казахстана покойный Нурбулат Масанов.

«Жузы – роды – племена» в Казахстане никогда не являлись функциональными организационными структурами, как это было, например, в средневековой Шотландии, Африке или в некоторых азиатских странах, – пишет Масанов. – В Казахстане это прежде всего способ мышления и интерпретации происходящих процессов и явлений сквозь призму генеалогического происхождения...»

«Каждое племя дробилось на множество иерархически организованных этнических групп и более мелких подразделений и ответвлений, взаимосвязанных сложной системой общественных отношений. Вследствие этого каждое звено родоплеменной структуры имело сложные генеалогические предания и родословные, возводившие обычно свое происхождение к одному общему героическому предку, нередко вымышленному легендарному образу. Традиция единого генеалогического древа обуславливала обязательную инкорпорацию новых этнических элементов в состав каждого племени, включение их в традиционную генеалогию. Поэтому генеалогическая структура кочевого общества казахов была реальной лишь в низших звеньях и идеальной, легендарно-мифологической на высшем уровне, – отмечается в историко-этнографическом исследовании «Казахи».

Название одних ру связано с именем героического предка, другие означают название народа, от которого произошло племя. Например, ру Кердери берет начало от древнего народа под названием кидариты. Это очень воинственное тюркское кочевое племя, от которого произошли курайшиты (племя, к которому принадлежал пророк Мухаммад).

Изучая своё генеалогическое древо, начинаешь отчётливо понимать, что нация - это весьма абстрактное понятие. Процесс этногенеза непрерывен, как поток воды в реке. Нации постоянно обновляются, как кровь в наших сосудах. Нет одинаковых казахов, нет одинаковых русских. Каждый человек имеет свою уникальную родословную, которая связывает его с другими народами в той или иной степени.  И лишь единый язык, общие нравственные ценности и менталитет являются тем цементом, который скрепляет народ. Если же они отсутствуют, то ни общая территория, ни хозяйство, ни быт, ни даже культура не способны объединить людей в единый народ.

Государства и цивилизации могут исчезать с лица земли, но это не значит, что исчезают люди. Просто они образуют другие формы социальных отношений в поисках гармоничного социального устройства. Возникают новые народы, начинается новая история. И это удивительный природный феномен, участниками которого мы являемся.

Казахская система родоплеменных отношений является настолько естественной, природной и целостной, что может служить образцом построения гармоничного общества. В её основе лежит генетическое происхождение человека. Главной ценностью она провозглашает семейные и родственные отношения, преемственность поколений. Человек, знающий своё происхождение и чувствующий свою кровную связь со всеми другими людьми и народами, не может иметь искаженное мировоззрение, не может чувствовать себя одиноким и оторванным от природы. И вся хозяйственная, экономическая деятельность людей должна быть направлена на укрепление этих отношений, а не наоборот. Только тогда мы получим здоровое, умное и счастливое поколение, способное жить в ладу с собой, с окружающими и с природой.


Рецензии
С большим интересом прочитала о системе родоплеменных отношений у казахов.
Очень понравилась фраза:
"Человек, знающий своё происхождение и чувствующий свою кровную связь со всеми другими людьми и народами, не может иметь искаженное мировоззрение, не может чувствовать себя одиноким и оторванным от природы".
У чувашского народа есть культ Древа Жизни (Киреметь), связанный с природой, с землёй, со всем сущим и с почитанием предков.
Гульмира, благодарю за познавательную статью.
С уважением и самыми светлыми пожеланиями,

Анна Филимонова   25.11.2019 21:15     Заявить о нарушении
Спасибо, Анна!
У каждого народа есть традиции, связанные с почитанием предков и матери-природы. Просто некоторые забывают. А сегодня многие принимаются их возрождать и придавать им современное звучание. Я думаю, что совсем исчезнуть они не могут.

Гульмира Жамантикова   26.11.2019 07:17   Заявить о нарушении