***


Авторы   Произведения   Рецензии   Поиск   О портале   Ваша страница   Кабинет автора
Былое. очерки о жизни пяти поколений
Василий Петренко
               

                ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
                Глава 1
                ЮГО-ЗАПАД ОРЕНБУРЖЬЯ
В моей юности я был шибко любознательным человеком. В окрестностях нашего села не было, наверное,  уголка, не обследованного мной, в компании с Виктором Наседкиным и Ванькой Трубниковым. В обрывистых берегах нашей речки Каменки мы часто находили окаменевшие останки морских существ. Эти находки позволяют мне думать, что теперешнее Оренбуржье, некогда, было дном Мирового океана.  В те необозримо далёкие от нас времена над бескрайними просторами бушующего океана возвышался горный хребет, остатки которого нынче мы называем Уральскими горами. Волны свирепого океана сшыбаясь с хребтом вымывали из его склонов каменные глыбы. Затем на протяжении миллионов лет дробили их, перетирали в песок Откатываясь от подножья хребта несли в себе взвесь глины и песка, выпадавшие потом  в осадок. Верховным правителем всего сущего является время. Время приказало и океан отступил Обнажились  барханы, которые  всевластное время покрыло слоем плодородной почвы.
 Теперь эти творения природы мы называем увалами.
Из недр увалов на поверхность  пробились источники. Воды источников стекая в ложбины образовали реки. Примерно так на юго—западе Оренбуржья родилась степная речка Каменка.
Светлые воды Каменки, отражая в себе синее небо, спокойно текли между увалами на юг, в лоно  большёй реки с именем Урал. По пути к Уралу Каменка приняв в своё русло с полдюжины  речушек  получает новое имя—Ташолка. Однако оба названия указывают нам на то, что речка вытекла из под камня.
Если следовать вниз по теченью Каменки, то на правом её берегу, в семнадцати километрах от  истока мы увидим большую ольховою рощу. Многим из нас, вероятно, приходилось слышать пренебрежительный отзыв об ольховом лесе: Мол, древесина ольхи  слишком хрупкая и потому  ни на что не пригодная, а сам ольховый лес является прибежищем различных тёмных сил враждебных человеку. Но я—то знаю, что ни кикиморы, ни лешаки в ольшаниках не живут.
Нет в ольховом лесу ни какой дьявольщины. Зато там есть чистый благодатный для здоровья человека воздух. Если вам пришлось отшлёпать по просёлку пару десятков километров и вы почувствовали, что ваши ноги налились свинцовой тяжестью—зайдите в ольховый лес, подышите его воздухом,
Через полчаса ваши ноги станут лёгкими и резвыми готовыми снова нести вас  по дорогам знойной  степи.
В конце восемнадцатого века в окрестностях Каменки появились поселения уральских казаков.в юго—западном направлении от ольховой рощи село Царевское , на северо—востоке-село Благодарное.. Сообщение между сёлами было по дороге пролегающий через речку Каменку, как раз подле ольховой рощи.
К середине девятнадцатого века оба селения стали многолюдными станицами уральских казаков.
Житель села Благодарного Филат Лебедев занимался скотоводством. В Благодарном, среди других скотоводов, Филатчувствовал себя стеснённым.  Лучшего места для нового своего подворья, чем подле этой рощи  Филат не видел. В какую бы сторону от рощи ты не поехал раньше, чем через 12 верст ни одного человеческого жилья не встретишь. Обзаводись стадом хоть в тысячу голов –степь прокормит. Нужен строительный материал для загонов?—так вот он под рукой, кроме ольховой рощи, совсем рядом два берёзовых колка. По берегам речки столько краснотала, что плетень из него можно сплести от одной станицы до другой. Одна беда—нет работников. «Но, ничего:--размышлял  Филат:--Москва тоже не сразу строилась. Первое время обойдемся своими силами (сыновья у Филата стали к тому времени уже матёрыми казаками). А, даст бог,-размышлял Филат,- найдём работничков, так и дом поставим –плитняка--то вокруг пруд- пруди.»   
Через три года вокруг подворья Лебедевых стали селиться  и другие казаки-выходцы из станиц Благодарной, Царевской и Новокаменской.
Так возникло на берегах речки Каменки новое поселение уральских казаков Бурёнино.
 Нынче в Оренбурге на пересечении улиц Степана Разина и Валерия Чкалова высится монумент—памятнтаник казачеству.. С высоты постаментьа сидя на бронзовом коне,  увешенный оружием,казак пристально вглядывается  в стнпные просторы лежащие за рекой Уралом. Кого  тщится увидеть казак в широкой казахской степи?  Враги России от толь не появляются  уже со времён  хорезмшахов. Змей Гарыныч тоже не прилетит. Последнего Гарыныча ещё во времена святого князя Владимира уничтожил   наш славный  казак  Добрынюшка..

Когда мне был 10-15 лет, ещё живы были старики родившиеся в начале первой половины девятнадцатого столетия. Вот что я  запомнил из их рассказов. 
 Казахи в те времена назывались киргиз-кайсаками. Между киргиз кайсаками и русскими сохранялись в добрососедские отношения. Однако, на востоке говорят: если у тебя была возможность украсть и ты не украл, то в твоей голове нет масла. т. е.ты—дурак.
Редко разбросанные по степи поселения казаков не  являлись сёрьёзным препятствием  для лихих кайсацких парней не желавших слыть дураками..
В предрассветное время, пахарь-казак, умаявшийся за целый день полевых работ, спит безмятежным сном.укрывшись с головой тулупом.  Он не слышит топота копыт коня подъехавшего к нему разбойника. Киргиз, не слезая с лошади, сдёрнет багром с казака тулуп. Казак поднимет голову и, не  успев протереть глаза, получает по темени удар багра мародёра. Может быть к утру и очухается бедолага-казак, только скот его будет к тому времени уже за Уралом. А там легко потерять свою голову, но искать пропажу бессмысленно.
Так что наш бронзовый наездник, всматриваясь в степи казахстана , ожидает не появления войск могущественного Тамерлана, его беспокоит возможность появления за рекой мародёра—одиночки. 
Не напрягайся попусту казак! Там, за Урал—рекою теперь живет дружественный нам народ--казахи. И ходим мы теперь друг к другу не для того, чтобы обокрасть соседа, ходим для того, чтобы вместе обсудить наши дела и, если потребуется оказать бескорыстную помощь. 


Рецензии