Были-небыли про чудов
Был такой народ? Не был? Есть и сейчас встречается? Споров, разговоров, разных версий много.
Ну вот так. Пробный шар. Остальное пока - в работе, которая началась почти полгода назад. Каждое слово нянчить приходится.
Поэтому размещаю только несколько главок. Пока. Или вообще.
Автор.
Были-небыли про чудов
Бывает же: живёшь себе, всему радуешься: и солнцу, и хлебу, и тому, как птицы весной поют-заливаются, как снег зимой падает, как поленья в печке трещат... А вот услышишь слово незнакомое, да и призадумаешься: откуда оно такое взялось, откуда пошло? И нет уже покоя, хочется выведать тайны этого слова...
И вот ведь что: какими-то неведомыми тропами приходим мы туда, где хранятся до поры до времени великие смыслы неведомых слов. А в этих смыслах — богатство неисчислимое — история больших и малых народов, здравствующих ныне или оставшихся отголосками старых легенд и сказаний...
Так и с этим словом вышло, запало оно как-то в душу, странное слово, непесенное: чуды. Что за чуды? Что за невидаль такая? Про чудь всякий слышал, кто слушать умеет. А вот это что за народ неведомый? Не родня ли чуди заволочской и белоглазой, память о которой по всем летописям прошла, во многих названиях сохранилась?
Волшебство, видно, в самом слове притаилось. В древней - древней, деревушке, затерянной среди лесов и болот, нежданно-негаданно начали тайны одна по одной раскрываться.
Поведал чудные истории дед во сто лет, седой, как лунь, сильный, как будто и возраста не чувствовал, памятливый, словно всё, о чём говорил, вчера было. А этому деду -его дед рассказал, а тому- его прадед поведал... Так вот и хранились эти давние истории о людях незнаемых- чудах- в отцовской и дедовской памяти, пока не довелось их узнать и записать, чтобы не забылись, не затерялись...
Дедова присказка.
Было ли не было — кто как говорит. Сказывают, жил наших краях народ древнее древнего. Это куда ещё как задолго и до тридевятого царства и тридесятого государства! Намного стариннее их род был. Откуда он вёлся и как появился, никто не знает.
Много кто так думает: а отчего же и не жить-то в наших землях? Куда ни глянь — леса дремучие, речки быстрые, озёра чистые. Куда ни пойди- везде пропитание: птица, рыба, грибы да ягоды. Где ни поселись, а всё хорошо будет, если сам как надо скроен, к труду приучен.
И вот тут самые чудеса-то и начинаются. Вроде и есть народ, а вроде и нет. Дед мой говорил, что бывалые люди в старину сказывали: не каждому свои деревни показывали, не каждого к себе в дом пускали. Одно слово- чуды! Хотя и то верно: кто с добром пришёл, тому и хлеб-соль, а кто со злом, тому от ворот поворот.
А всё, что тебе расскажу, не сказки...Нет... Никак не сказки... Как назвать их? Сказы, может... В них правды больше.
Про чудо небывалое -города подземные.
Были у чудов свои города дивные. Вот идёшь по лесу, грибы-ягоды собираешь, птичек слушаешь и никак не подумаешь, что мимо города большого ходишь. Да и как подумать: где холмик, где кустик, где горушка какая, где овражина — всё вроде знакомо. А там где холмик, где кустик да бугорок с овражиной вход-то в город и есть. С дверью невидимой. Как двери те отворить, только чуды одни и знали. В тайне хранили, никому чужому не сказывали. Да и к чему? Чужому разве можно сказывать?
Были в тех городах дороги широкие, дома светлые. Да как так? Вроде и под землёй, а светло, словно солнышко откуда светит. Вишь ведь, невидаль какая. Поверишь ли?
И ведь как хорошо было устроено: улицы широкие, проулочки прямые, дома- брёвнышко к брёвнышку, на охлупке - конёк, под ним солнце резное, на причелинах солнца малые, а под ними полотенца резные... Да и что и говорить: красота небывалая, что на дому, что в дому: кругом кружево: где резное, деревянное, а где — ручное, шитое и тканое... Вишь...заговорил-то я как: словно песню пою.
А ведь и верно: увидишь избу у чуда, петь хочется: красота, чистота, так всё сделано, чтобы глаз радовался. Человек...Он ведь когда человек? Когда в красоте живёт... Красиво кругом — мир в душе, руки сами работу просят, к хорошему делу тянутся... А в грязи да неуюти душа засоряется... Так оно.
Про синь-ягоду.
Было это так. Уродился в одной семье парнишка- шебутной, любопытный, сметливый. За такими, видишь ли, глаз да глаз нужен. А этот... Вот только рядом был, а уже умчался куда-то - ищи-свищи. Оно понятно, выходов-то наверх полно было: поди знай, из какого он выскочил да куда направился. Мать волнуется, переживает. А отец - тот молчком. Знает, видать, что малец у него сметливый растёт, в лесу каждую травинку ведает, по любой деревине путь примечать умеет.
И вот возвращается как-то сын домой, а губы — синющие. То ли в лесном озере перекупался, то ли на ветру продрог. А кто ж допытываться будет? Чуды — народ молчаливый, но приметливый.
Ну... раз так приходит, другой...третий... Мать-то и не вынесла, стала с разговорами подступаться, а дед старый с печи и ворчит: «Ох ты, ахти, глупая баба, не вишь, синь-ягода это...» Тут всполошились все: что такое? да как? да отчего раньше про это не слыхивали?
Дед и отвечает:
- Да я эту синь-ягоду ещё с каких годов знаю... А этот вот... и-эх... Считай, проболтался... Тайны-то хранить надо умеючи!
Поутру отправились всей семьёй в заветные места, а там этой синь-ягоды — полным-полно! Кусточки невысокие, словно бусинами унизаны. Роса на листочках под утренним солнышком играет-светится. Не уставай кланяться каждому кустику — он своим богатством и поделится.
Потом уж и другие про чудную ягоду узнали: секрет у одного хранится, а у двоих не утаится.
Стали чуды свои заветные места находить, да примечать, в какой год ягоды больше, в какой -она слаще, а когда и отдохнуть ей надо.
Да ведь и дело: ягода хоть мала, а большой в ней прок: и в толчёной, и в сушёной, и в меду варёной. А кто синь-ягоды не видал, тот и чаю с ней не пивал, пирогов не пёк и впрок не готовил, так что тому и рассказывать — не поймёт, поди...
Про ниточку и две палочки.
А в другой семье, говорят, девчушка была. Добрая да работящая. С утра в постели не валяется, вместе с матерью поднимается. Помогает по дому, не спрашивает. Ладно всё у неё получается: пол метёт — ни одного угла не обойдёт, щепу в самовар колет — ни одной соринки не уронит, стол деревянный кипятком польёт, добела отскребёт, большую миску — посерёдке, чашки-ложки- по краям, каравай нарежет, куски на холстину выложит, ни крошечки не потеряет.
Мать на неё не налюбуется, отец не нахвалится, бабка с дедом не нарадуются.
А сметливая-то какая была! Вот раз видит: ниточки у матушки остаются, она и просит: «Дай-ка ты мне матушка, эти ниточки!»- «А пошто тебе?» - «Авось, думаю, пригодятся!»
Ну... матушка и дала ниточки-то. Девка умная-разумная, на глупости ниточки не изведёт.
Вот вечером сядут все в избе каждый со своим ремеслом, а девчушка-то особнячком в уголке сидит, мастерит что-то, тихонечко под нос песенки напевает. Палочки какие-то в руках. Ниточку между палочками вьёт-перевивает.
-Что это у тебя?
-Да вилюшечка, матушка. Вишь, как вьётся! Ручеёк словно!
Мать от удивления руками только всплеснула: ишь умница-то разумница какая! Чего придумала!
Кружится, кружится ниточка между палочками, узоры вьёт. Так и стали чуды красоту эту кружИвом называть. Это уж потом слово кружево появилось, а за ним и узоры разные пошли: снежинки да лапы, цветы и листочки, узоры диковинные да птицы павы. Народ -то у нас на красоту приметливый!
Про медвежьи уроки
Чай пить будешь? Вот и славно. За самоваром — разговоры самые длинные. Чай степенности требует. Наливай — не торопись, попивай — не обожгись, заедай -радуйся: в земляничном варенье лето притаилось, в меду — солнышко.
Про мёд-то знаешь? Откуда он у нас на столе взялся? Интересно, говоришь? Тогда слушай.
Давным-давно это было. До того ещё времени, как чуды под землю ушли. В лесах они тогда жили.
Человека ведь природа учит: всё примечай, на ус мотай, думай. Без сметки и думки жить скучно: дни одинаковые.
Кто заметил, что на самых больших деревьях пчёлы живут — никто не упомнит, поди. Как чуды догадались за пчёлами подсмотреть и мёд добывать — тоже загадка. Но , говорят, научил их медведь, великий лакомник. Тогда у него другое имя было. По - разному его называли. Уважали крепко.
С бурыми чуды в мире жили. Обидеть его за большой грех считалось. Никогда на него не охотились: он ведь в лесу самый большой хозяин. На охоту или по грибы идут — вроде как разрешения у него спрашивают. Мы, говорят, по лесу походим, тебя не тронем, да и ты нам не мешай.
И вот однажды заблудился один охотник в лесу. Как так? Непонятно. Вроде по тем тропинкам шёл, да не туда забрёл — в самую чащу, бурелом непролазный. Делать нечего: надо спать устраиваться. Ночевать в лесу — дело для чуда привычное.
Обустроился - и ну храпеть -насвистывать. Проснулся раненько, а деревья кругом — высоченные — в небо упираются. Сквозь ветви солнышко проглядывает. Паук в паутинке бежит, а на ней капельки росы блестят- дробятся. Хорошо!
И вдруг слышит: сучья трещат. Не хозяин ли это лесной? Так и есть. Притаился охотник. Не сказать, что боится. Только чего зря зверю глаза мозолить? Он ведь и рассердиться может.
У бурого своя забота: нужно ему на дерево влезть. Этак ловко у него получается!
Охотник смотрит за ним во все глаза: что же там на дереве такое? А косолапый сбил что-то, сбросил на землю и вниз. То ли гнездо, то ли ещё что — непонятно. Сел, лапу в это гнездо засунул, вытащил, а неё солнечная нить тянется. Облизал лапу, да и опять. Лакомится чем-то, значит.
Сколько-то времени прошло, отбросил он гнездо и восвояси отправился. Охотник огляделся маленько, подождал, когда сучья трещать перестанут, подошёл к брошенному гнезду. Любопытно ему: что за нить такая? Чем это бурый лакомился? Разгадал, распробовал- понравилось. Вслед хозяину поклонился: спасибо! Никто до него такого вкуса не ведал, сладкого не пробовал. А тут открытие такое — ишь ты!
Много ли времени с того дня прошло — не знаю. Ты вот, говоришь, что пчёлы в дуплах роились. Так это — кто ж спорит, да ведь и времени сколько прошло.
Борти, говоришь, ставили? Так оно. Верно. Я тебе — про времена стародавние, ты мне — про ближние... Выходит, оба и правы.
Ты ешь, ешь, медок... Это свой... С пасеки... Мне от моего деда досталась, ему — от своего... Цепочка-то длинная, как ниточка мёда, что за твоей ложкой тянется. Так-то. А с мёдом-то и лапоть съесть можно.
Свидетельство о публикации №217080201525