Темная мать Хозяйка Большой Земли

 
"Твоя Власть и Сила Бесконечна!
Слава Тебе во веки вечные!"
Восславление Эрешкигаль, авторства Elkvme или Burve
 
"Светлая Эрешкигаль!
Хороша хвалебная песнь тебе!”
Нисхождение Инанны, гимн
 
"Эрешкигаль, царицу народов, хочу я восславить!
(строка неизвестна)
Царицу богов, ее мудрость и милость.
Эрешкигаль, среди богинь всемогущую,
(утеряно) твое милосердие
(утеряно) прощение
(утеряно) грехи наши!"
там же
 
Сестра Инанны, богиня смерти, зимы и хтонических вод, из ее культа вышел ныне живущий культ Гекаты (отождествление произошло примерно в IV веке до н.э). Ее же имена- Кетос, Иркалла, Аллат, Марена, Хель... Ее число так же восемь, но вместо алого цвета Иштар богиня предпочитает черный, а зиккураты, посвященные ей, были перевернутыми и спускались вглубь земли.
Ее глаза встречают мертвого в царстве тьмы подобно глазам Медусы Горгоны, посмотревший в них назад не вернется. Ее царство досталось ей в подарок от отца Ану, ее власти подчиняется семь судей, ее супруг- воинственный бог неба Нергал.
 
Есть две истории, связанные с этой богиней.
Спуск Иштар в Иркаллу и женитьба Нергала и Эрешкигаль.
 
Первая повествует о том, что Иштар решила спуститься вниз в гости к овдовевшей сестре, но та преподнесла ей урок, восприняв это как попытку захвата власти. И драгоценности отняла, снимая тем самым семь защит, семь знаков власти , и болезни наслала в количестве 60 штук. Так как согласно законам "страны без возврата", перед Эрешкигаль возможно предстать только нагим и согбенным в позе эмбриона, и для сестры исключения нет. 
Богиня осталась без своих материальных атрибутов власти и стала бессильной мертвой плотью на крюке под взглядом сестры. Мир наверху начал разрушаться без нее, богини плодородия. Да и существо такого уровня, как Иштар, не могло умереть, поэтому Эрешкигаль пронзили родовые схватки. Но без Иштар не может быть рождения новой жизни. Тогда пришлось позволить слугам Энки воскресить богиню, тем самым разродившись ею же. 
И согласно законам нижнего мира, вернуться оттуда можно с одним условием- оставить там кого-то вместо себя. Иштар оставляет там своего супруга- бога-пастуха весны Таммуза, который, оказывается, продолжал радоваться жизни, петь свои песни и предаваться возлияниям да еще и с другой женщиной. Он попытался сбежать, обратившись оленем, но не тут-то было. Его поймала Иштар и отдала Эрешкигаль вместо себя. 
За беднягу вступилась его сестра, богиня плодородия Гештинанна, и он получил право полгода жить на земле, остальные полгода его подменяла сестра, где стала писцом в суде мертвых. Этим шумеры объясняли смену времен года. Сравните с мифом о Гекате, Деметре и Персефоне, ведь именно эту мистерию называют посвящением. Встреча со своим темным близнецом, который и яд, и лекарство.
 
Вторая история тоже интересна. Эрешкигаль была приглашена на пир к богам неба, но так как она сама солнечного света не выносит, богиня послала вместо себя своего человека. Тот вел себе не хорошо и тем самым спровоцировал войну. 
Возглавлял войска солнечный Нергал, бог войны и крови. Из нижнего мира он так и не вернулся, став мужем Эрешкигаль. 
По другой версии войну чуть не развязала сама богиня, поскольку Нергал в отличии от всех богов не проявил почтения к ее представителю. Тогда Ану послал Нергала извинится перед богиней лично, но посоветовал ничего не есть и возвращаться как можно быстрее. История тут обрывается, и далее мы находим Нергала уже в объятиях Эрешкигаль. Идет седьмой день его визита, он умоляет наконец отпустить его. Ее ответом была, конечно, ярость. У Нергала получается улизнуть от богини и даже добраться до отца, но она ставит ультиматум- либо ей возвращают Нергала, либо война. Богам осталось лишь согласиться- "Отныне нет ему доли в мире верхнем, отныне доля его в мире нижнем!"
Эта мистерия повторяет менее известный ритуал сакрального брака- сливания воина и хтонической богини, поглощение его души первозданной бездной и его последующее перерождение. В более поздних источниках миф нашел отражение в мотиве брака короля и его земли- коронации, а также в мотиве жертвенного юноши, выращенного и убиваемого в качестве дара богам плодородия.
 
Современные практики, связанные с Эрешкигаль, используют в основном для вещих снов, а так же для защиты. Во время практик оператор отождествляется с богиней, практически все ритуалы идентичны классическим ритуалам гекатианы.
 
Иллюстрация- классическое изображение Иштар-Эрешкигаль, Вавилон (1800-1750 гг. до н.э.) сейчас эта плита в Британском музее. Возможно, воруг ее головы не рожки, а змеи, что снова нас отсылает к образу Медусы. 
Вторая картинка авторства nunenkur, "Шарм Эрешкигаль"
 
По материалам сети.
Омела, 2015


Рецензии