О восстановлении Иерусалимского Храма
(наброски, в продолжение темы дарения)
В основном материале тематического цикла «Подарить мир Богу» вскользь уже упоминалось о том, что в принципе существует два пути дарения – путь «ветхого Израиля» и путь «нового Израиля» (гл.4). Нужно признать, что данные формулировки получились не совсем корректными. Дело в том, что Израиль – это конкретный народ, избранный Самим Богом, получивший «лично» от Него Закон – особое предназначение и «инструкцию» по его исполнению. На земле есть только один народ, в истории которого произошло такое событие – это еврейский народ. Посему, речь следует вести не о «двух Израилях», а об Израиле (как сообществе) с одной стороны, и «народах мира» (включающих в себя представителей и еврейского народа) – с другой.
Казалось бы, какая разница кто именно сделает хорошее дело – одно сообщество или другое, – главное, чтобы оно было сделано. Так-то оно так, только в нашем случае речь идёт не просто о разных исполнителях одного и того же дела, а о разнице в самой «технологии» его исполнения. Эта разница настолько существенна, что со стороны может показаться, что речь идёт о двух совершенно разных процессах и результатах. И, в каком-то смысле, это будет справедливо. Но поскольку самый конечный результат этих двух путей будет, в принципе, одним и тем же, то и дело это можно считать одним – делом дарения мира Богу.
О пути дарения, доступном «народам мира», у нас уже была возможность поговорить более или менее обстоятельно. Пришёл черёд присмотреться к пути дарения мира, доступному для Израиля.
1
Ключом к пониманию того, что происходило с Израилем со времени Рождества Христова и может происходить в будущем, является заповедь «о красной корове». Это одна из 613-ти заповедей, дарованных евреям Самим Богом у горы Синай, сделавших из «толпы еврейских беженцев» единый богоизбранный народ.
Общий смысл заповеди «о красной корове» состоит в том, что всякий еврей, ставший ритуально нечистым из-за того, что коснулся покойника (имел какое-либо касательство к мёртвому телу), может очиститься от этой скверны лишь одним способом – пеплом телицы красного цвета, не имевшей ни малейших телесных изъянов, зарезанной определённым способом и сожжённой в Иерусалимском храме.
До сих пор толкователи Писаний выдвигают различные версии по поводу данной заповеди. Но недоумение остаётся – зачем Бог установил такой ритуал, главным исполнителем которого, по сути, является Он Сам? Ведь и безущербно-одноцветная телица, и наличие самого храма – всё это в руках Божиих. Предоставит Он эти средства человеку, тот выполнит заповедь (во всяком случае, будет иметь возможность это сделать). Не предоставит Бог средств – человек бессилен что-либо сделать.
Некоторые толкователи полагают, что именно в этом и состоит смысл заповеди «о красной корове» – в напоминании о непостижимости Божией воли. Может, оно и так, только думающий человек эту непостижимость видит, слышит, чувствует в каждом своём вздохе, взгляде, прикосновении, а «не думающему» объясняй не объясняй – всё одно как «о стену горох».
Кроме того, в Синайском Законе есть и другие заповеди, исполняя которые человек очищается от ритуальной нечистоты иного свойства, чем касательство покойника. Но порядок их исполнения не зависит от Божией воли так демонстративно, так назидательно, так неизбежно. Судя по всему, заповедь «о красной корове» – это не простое регламентирование поведения человека в определённой ситуации. Это какой-то урок, какая-то вешка на пути Израиля к Отцу своему Небесному. Спрашивается: какая?
Ответ на этот вопрос, может быть подсказан самой тематикой заповеди «о красной корове» – СМЕРТЬ. И не просто смерть, а некое «глобальное», «общенародное» касательство покойника, умерщвлённого тела. В данном случае, наверняка можно обойтись без перелистывания томов по истории, чтобы понять о какой именно смерти может идти речь – о той единственной, которая стала началом НОВОЙ ЖИЗНИ! О Крестной смерти Христа-Мессии.
Заповедь «о красной корове» – это один из кодов Торы, «активизированный» с того момента, когда исполнение Израилем этой заповеди стало невозможным – с момента разрушения Иерусалимского Храма…
2
Заповедь «о красной корове» косвенно указывает на некоторые существенные обстоятельства, способные отразиться на привычных представлениях рассматриваемых событий. Одно из таких обстоятельств состоит в том, что уже в момент избрания евреев в качестве Своего народа, Бог знал, что Израиль в первую свою встречу с Христом-Мессией не примет Его. Более того – умертвит Его.
Казалось бы, как-то странно звучит: «Бог знал».
– Конечно же знал! Он же всеведущ! – воскликнет неофит. Но не всё так однозначно. Мир не игрушка для Сотворившего его. Это результат со-трудничества творящей воли Бога и свободной воли человека. Иначе говоря, Мир вбирает в себя не только Божественную любовь, но ещё и воплощения свободных решений человека, которые, в принципе, могут быть как правильными – находящими своё место в Божественном Мира-Здании, так и не правильными – «оседающими» в нашем, земном мире. Всеведущность Бога состоит не в том, что Он знает какое именно решение примет человек в той или иной ситуации, а в том, что Он знает и приготовляет ВСЕ ВАРИАНТЫ того или иного решения, того или иного выбора, а также все возможные последствия этих решений.
При всём том, Бог очень верит в человека. Каждый раз Бог верит в то, что человек поступит правильно. Как же иначе? Ведь человек есть Его образ и подобие! Только поэтому Бог оставляет человека один на один с его очередным выбором – безо всякой «страховки», безо всякой «второй попытки». К сожалению, не всегда человек оказывается достойным такого доверия. И каждая очередная неудача, отправляет человечество по «штрафному кругу» – в сторону от прямого маршрута, принуждая решать поставленную перед ним задачу уже в более сложных условиях, чем прежде.
Так было с Адамом, с Каином, с другими людьми. Казалось, правильный выбор очевиден, но происходит какая-то «накладка», и прибавляется ещё один «штрафной круг». Так происходило почти каждый раз, когда осуществляя свободный выбор, человек совершал неправильное действие, принимал неправильное решение. ПОЧТИ каждый раз … кроме ситуации с неприятием Израилем своего Мессии-Христа.
Заповедь «о красной корове» свидетельствует о том, что на этот раз Бог знал не только о возникновении ситуации выбора, но и о том, какой именно выбор будет сделан. С одной стороны, это раскрывает Божественную оценку совершённому поступку, как оскверняющему человека, делающего его ритуально нечистым. С другой стороны, заставляет задуматься – насколько свободным был выбор, если он был предрешён заранее? При том, что предсказания Бога – это, по сути, предопределённость, какие ещё могут быть решения в ситуации Божественной предопределённости? – Да никаких!
Получается, что в ситуации с Христом, Израиль никак иначе поступить не мог?..
3
Опуская детали, можно сказать, что история человечества от своевольного поступка Адама до пришествия Мессии – это набор тех самых «штрафных кругов», которые должны были быть преодолены человечеством, для того чтобы оно могло вернуться в Райский сад. Актом, завершающим «штрафную дистанцию», и возвращающим со-адама в его первоначальное – «райское» – состояние, по всей логике событий, должен был стать, так сказать, «зеркальный» выбор – обратный тому, который сделал Адам.
Соответственно и последствия его должны были бы быть иные – не такие негативные. Но вот вопрос: что это за выбор?
Вспомним, какими соображениями руководствовались первые люди, принимая решение о вкушении запретного плода:
«… чтобы быть для человека видимым и слышимым, Ангел Земли вошёл в тело «библейского змея». Он отнюдь не призывал человека выступить против Бога. Напротив, он объяснял человеку, как тот может доставит своему Отцу Небесному особую радость. И то обстоятельство, что при этом человеку придётся нарушить повеление Бога, только увеличит ценность его стремлений и усилий приблизиться к Богу. Ведь сам он (Ангел Земли) уже проделал это, за что и получил особую похвалу от Бога. «Никакого риска!» … и Ангел не врал! В фокусе его видения ситуации всё обстояло именно так…» («О происхождении зла», 3.1).
Таким образом, с подачи Ангела Земли («библейского змея»), первые люди искали возможность проявить свою любовь к Творцу не только в установленных Им рамках, но и БОЛЕЕ того – из мира, созданного ими самими. При этом, они делали свой выбор, испытывая давление с двух сторон, со стороны двух «мотивационных систем» – системы знания, интеллекта, рационального принятия решений, с одной стороны, и системы чувств, эмоций, «спонтанного движения души», с другой стороны.
С одной стороны, Бог Сам сказал: «не вкушай, а то умрёшь». Здесь всё ясно, понятно, «планово». С другой стороны, оказывается, есть другой вариант выразить любовь к Богу – поставив свою жизнь «на кон»; сознательно выбрать смерть, чтобы прославить Творца поборов эту смерть силой любви к Нему.
Когда речь идёт о любви, какая «мотивационная система» имеет больше шансов перевесить? – Конечно же та, которая всецело опирается на чувства. Хотя бы уже потому, что Бог и Сам есть Любовь! (А совсем не знания, даже самые замудрёно-возвышенные.) В итоге так и произошло, человек выбрал «сердцем», и заповедь была нарушена.
Иначе говоря, Адам впал в грех доверившись своим чувствам и проигнорировав сугубо рациональную составляющую ситуации, кричавшую ему: «тебе же Сам Бог сказал!»
4
Примерно нечто подобное выбору Адама происходило и на Синедрионе, судившем о Мессии.
Здесь прежде всего нужно понять (не просто отметить, а именно понять!), что то заседание являлось не «скопищем злыдней и идиотов», заведомо порешивших расправиться с Христом, как это зачастую воспринимается христианами на бытовом уровне, а собранием образованнейших людей своего времени. Что собрались они не для того (только), чтобы осудить Иисуса Христа, но, в первую очередь и главным образом, чтобы РАССУДИТЬ – иметь суждения – о той ситуации, в которой оказался Израиль с Его приходом.
А именно: появился некий Человек, Который начал творить чудеса и проповедовать о Боге, в несколько новом свете, чем это делали «штатные проповедники». Под впечатлением таких дел в народе стала зреть уверенность, что этот Человек есть долгожданный Мессия.
Первосвященники неоднократно подсылали к Нему своих людей, желая подробнее выведать о Человеке и Его учении. А в это время народ всё в большем и большем количестве собирался вокруг Него. Уже стали раздаваться призывы поставить Его в цари (земные). И справедливо то опасение, что в период римской оккупации такого рода идеи могли сказаться на Израиле самым негативным образом.
Первосвященники оказались в недоумении: Мессия или не Мессия? С одной стороны, многое из того, что Он делает, может быть по силам только Помазаннику Божию, Которого вот уже столько лет не перестаёт ждать Израиль. С другой стороны, кто может знать точно, какими силами Он пользуется, если Сам Он об этом прямо не говорит? Сам Он не называет Себя Мессией!
«И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» (Мф.26:63)
«И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я» (Лк.22:70)
«Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного?» (Мк.14:61)
«Иисус говорит ему: ты сказал;» (Мф. 26:64)
Эти Евангельские цитаты очень тонко раскрывают суть происходящего на Синедрионе.
Самое главное, на что они указывают, что участники заседания имели основания для вопроса: «Ты Он или не Он»? Иначе говоря, в принципе, они имели много оснований для признания Христа. (Да и как иначе, когда и среди членов Синедриона были Его последователи.) Но без Его собственного признания эти основания были сочтены ими недостаточными. А, собственно, почему? И вот здесь обнаруживается определённое подобие с ситуацией вкушения Адамом запретного плода.
Подобно первым людям, члены Синедриона оказались между теми же самыми «мотивационными системами» – чувством и знанием «сердцем» и «умом». С одной стороны, чувство говорило: «Это Он! Никто иной не способен на такие дела, которые вершит Он. Никто другой не способен так научить о Творце и творении, как учит Он. Это Он!» С другой стороны, разум сомневался: «Мессия Он или нет, точно об этом может сказать только Сам Мессия или Пославший Его. Тот же, Которого спрашивают, ничего не говорит. Почему? Потому что Им не является?!»
В самом деле, почему бы Иисусу Христу было не раскрыться перед Синедрионом? Так, мол, и так: «это я и есть». Но Он сознательно уходит от прямого ответа – почему? Это объясняется очень просто: «называешься Мессией – докажи!» Но в таком случае – после предъявления доказательств, – какое же может быть свободное волеизъявление, продиктованное верой? Это уже не выбор, а принуждение чистой воды; это уже не вера, а самое точное знание. Потому и молчал, давая возможность сделать свободный выбор.
В то же время, членам Синедриона лучше нашего были известны все аспекты мировоззренческой подкладки выбора первых людей. Зная, что ошибка Адама состояла в том, что он послушался своих чувств и пренебрёг разумной очевидностью ситуации, разве могли мудрецы, несущие ответственность за весь богоизбранный народ, допустить повторения этой ошибки? Разве могли они пойти против «очевидного» и признать Мессией Того, Кто и Сам-то этого публично не признавал?
В этом месте самое время ещё раз вернуться к вопросу о своеобразной предопределённости выбора в ситуации с Христом-Мессией. С одной стороны, выбор у членов Синедриона вроде бы был: «признать или не признать», и никто не принуждал их к какому-либо варианту решения. С другой стороны, могли ли они принять иное решение – противное «очевидности»?.. Отсюда и вывод о том, что Бог заранее знал, что Израиль не примет своего Мессию, не примет и предаст Его смерти. Бог знал о таком решении, и (также заранее) приготовил средство для очищения от его последствий в виде заповеди «о красной корове».
И последнее, что можно сказать о выборе Израиля, сделанном членами верховного суда: даже не признав в Иисусе Христе своего Мессии, потребовав от Пилата Его к казни, члены Синедриона тем самым до последнего пытались «откреститься» от ответственности за эту ситуацию, переложив её на «кого-нибудь» другого. Типа, если Иисус есть обещанный Мессия, то Бог не допустит Его смерти, а если Иисус не Мессия, то, как говорится «на нет и суда нет».
Христос был распят…
…Как уже говорилось прежде, Мессия пошёл на смерть («Бог допустил Его смерть»), чтобы не делать МНОГИХ заложниками ошибки «немногих». Чтобы исполнить завещанное и открыть человеку путь воссоединения со своим Творцом. Открыть если и не для всего человечества в целом, то хотя бы для отдельных людей, реально стремящихся к такому единству.
Случившееся, в известном смысле, можно назвать «горем от ума». По всем законам «реального мира», Христос должен был быть распят. Пришедший «не от мира сего», Он в принципе не мог прижиться в обмирщённом сознании.
5
Таким образом, заповедь «о красной корове» помогает понять, что ошибочное решение, принятое Израилем в отношении Христа-Мессии, в известном смысле, было предопределено в самый момент его создания как богоизбранного народа. Однако если это именно так, и решение Израиля было предопределено, то о какой ответственности за исполнение предрешённого Богом может идти речь? Разве можно винить того, кто всего лишь исполнил предопределённое Самим Богом?
Такой вопрос может поставить в тупик, если и вправду полагать, что Израиль ответственен именно за этот свой ошибочный выбор. На самом деле, это не совсем так. И указывает на это существенное обстоятельство, всё та же заповедь «о красной корове».
Какие деяния Адама и Каина повлекли за собой соответствующие «штрафные круги» для человечества? Поедание запретного плода? Убийство брата? – Ничего подобного! Не сами эти грехи навлекли проклятие, но грех НЕ ПОКАЯНИЯ в них.
В этой связи вспомним, что в обоих случаях, сразу за духовным осквернением человека, Бог оказывается с ним «рядом». Он тормошит его разными вопросами: «Что? Как? Почему?». Для чего Бог это делает? Неужели, Он действительно не знает, куда и почему спрятался Адам, или о том, что произошло с Авелем? – Совсем нет! Но не ответов Бог ждёт от преступников. Он даёт им повод и возможность для немедленного раскаяния – деятельного осознания порочности совершённого проступка; выражения глубокого сожаления о совершённом; искренней просьбы о прощении, обращённой к Тому, чей великий замысел они исказили.
Что бы произошло, если бы первые люди немедленно раскаялись в совершённых грехах? Этого никто никогда не узнает. Но раз Бог протягивал им Свою руку – то не случайно же Он это делал, не ради «красивого жеста». Ни Адам, ни Каин ни мало не воспользовались таким шансом. Один впал в самооправдания, второй стал врать и огрызаться. В результате мы имеем то, что имеем. Но ситуация с Израилем на этом фоне выглядит несколько иначе.
Заповедь «о красной корове» – это не только предвосхищение трагической ошибки Израиля. Это ещё и своеобразная памятка-шпаргалка о том, что Израилю следует делать в первую очередь, и как можно скорее, чтобы минимизировать вред для собственного духовного благополучия после «запланированного» грехопадения.
Не в том была главная ошибка Израиля, что он с первой встречи не признал своего Мессию, а в том, что вслед за этим он не смог осознать ошибочность такого своего поведения и не сделал попытки немедленно его исправить. Исправить, пока для этого была возможность – пока стоял Храм.
В этой связи вспомним, что в последний раз Иерусалимский Храм был разрушен спустя 40 лет после смерти и Воскресения Христа. Сорок лет. В символически-смысловом значении – это те самые 40 лет, в течение которых Моисей водил евреев по Синайской пустыне. Любой ученик Воскресной школы знает, что эти 40 лет понадобились для того, чтобы произошла смена поколений – ушли те, кто был рождён и сформирован, как личность, в египетском рабстве, и пришли новые люди, рождённые и воспитанные свободными.
С разрушением Храма, после смерти и Воскресения Христа, действовал своего рода «обратный отсчёт». Те же самые сорок лет Бог ждал покаяния от тех, кто в принципе имел личную причастность к свершившейся трагедии – от СОВРЕМЕННИКОВ Христа. Если же эти люди – свидетели Его земной жизни, слышавшие Его учение, видевшие Его чудные дела, – не задумаются об исправлении своей ошибки, то чего ждать от их потомков, которые сами ничего не видели и не слышали, которые сами не сделали ничего такого (в отношении Мессии), что требовало бы исправления? А раз так, раз ЭТИМ ДНЁМ в Израиле нет желания очиститься от скверны неприятия Христа-Мессии, Помазанника Бога Единого, то какой смысл в существовании на земле Его Храма?!.. Зачем ещё «этим днём» Израилю нужен храм, если не затем, чтобы исполнить в нём заповедь «о красной корове» в связи с произошедшей трагедией?
6
Среди евреев, кто бы из них в какой стране ни проживал, вряд ли найдётся человек, который бы не обрадовался восстановлению Иерусалимского Храма. Ради этого евреи готовы отдать многое. И отдают – деньгами, временем, талантами. Есть даже такие, которые уже сегодня производят какие-то «строительные разметки». Но во всей своей практической совокупности работа эта пока стоит на месте. И знающие люди объясняют почему – потому что восстановление Храма это не человеческих рук дело; это последствие достижения верующими душами определённого состояния.
Что за состояние такое? – Раз Храма до сих пор нет, значит точно это пока никому не известно. И наверняка по поводу данного вопроса ещё будут высказаны самые разные варианты ответов. Думается, однако, что единственно верным ответом будет тот, в свете которого и будет восстановлен Храм. Ведь главное не в том, что этого хотят многие люди, а в том, ДЛЯ ЧЕГО ИМЕННО они этого хотят. Но несомненно, что в любом случае сделано это будет стараниями Истинного Израиля.
Известно, что на сегодня мировая еврейская диаспора сильно раздроблена и даже разобщена. В том числе и по религиозному признаку. «Гаджетные» проповеди и споры о правых и виноватых – занятие разве что для неофитов да для «бизнесменов от веры». Во всей этой кутерьме только восстановление Храма будет единственным мерилом истины. А в нашем случае ещё и реализацией Израилем своего пути дарения мира Богу. Наверняка, с позиций самого Израиля – строителя Храма – это может называться как-то иначе. Но разве это меняет суть вещей?
Кстати, об Израиле – строителе Храма. Богоизбранность Израиля – это свойство, которое в разное время и при разных обстоятельствах может проявляться по-разному. Есть богоизбранность как формальный статус, как историческое имя, как одно из номинальных отличий Израиля от других народов. А есть богоизбранность как достоинство, как способность нести служение несмотря ни на что – сообразно стоящим перед истинным Израилем задачам. В этом смысле, работа по восстановлению Храма не является ли одновременно и восстановлением достоинства самого Израиля как богоизбранного народа? И не это ли лучший подарок Богу?
* * *
Израильский путь дарения, в принципе, особо никак не пересекается с тем путём, который доступен «народам мира» (разве что каким-то частным образом). Как и всегда, духовные успехи Израиля явятся несомненным благом и для других народов. При неизменности такой взаимосвязи, у кого-то могут возникнуть сомнения, насколько вообще может быть актуален путь «народов мира» как таковой – надо ли «заморачиваться» по этому поводу на фоне изначальной предопределённости пути Израиля? – Ещё как надо!
Во-первых, как говорится: «и на старуху бывает проруха» (хотя эту «старуху» и подстраховывают 10 потерянных колен).
Во-вторых, путь «народов мира» не менее предопределён, чем путь Израиля, о чём и воспел святой царь-псалмопевец, в своём самом первом Псалме:
«Воздайте Господу племена народов, воздайте Господу славу и честь.
Воздайте Господу славу имени Его.
ВОЗЬМИТЕ ДАР,
идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его»
(1-я Пар.:16.28-29)
Да будет так.
Свидетельство о публикации №217080200834
Галина Рипп -Крикунова 09.06.2018 11:36 Заявить о нарушении
Думается вся эта тема, вся соответствующая ситуация, строится вокруг определённого Божественного предназначения «объекта».
Вы пишите: «Израиль это 12 колен которые исчезли как и ковчег завета, скиния, нагрудник и др.»
– А я считаю, что Израиль – это ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ определённого народа. Если этот конкретный народ находится на пути исполнения своего предназначения, то он – Израиль. Если же предназначение «по боку», то... «увы и ах» (и не только для самого этого народа).
«А если какой народ присвоил себе титул избранных то пусть докажут что это они. И чем они докажут?»
– Кто, кому и зачем что-то должен доказывать? Лишь исполненное дело (предназначение), в данном случае может считаться «доказательством» (да и то в кавычках).
Евгений Королёв 09.06.2018 14:15 Заявить о нарушении
Галина Рипп -Крикунова 10.06.2018 06:44 Заявить о нарушении
и что значит "ТОТ САМЫЙ"?
Евгений Королёв 10.06.2018 06:52 Заявить о нарушении
Галина Рипп -Крикунова 10.06.2018 07:36 Заявить о нарушении
Более обстоятельно этот вопрос рассмотрен в публикации под названием «Подарить мир Богу».
Евгений Королёв 10.06.2018 13:10 Заявить о нарушении