Мышли. 85. По Смоленской дороге

Заранее предупреждаю читателя: тема без сюжета, одни эмоции. Но эмоции, которые мне весьма и весьма дороги, ибо касаются они МОЕЙ Родины, которая, увы, давно уже неведома большинству россиян. И вот символом этой моей Родины и является Смоленская дорога, по которой мы основательно, но всего лишь до Нелидово, проехали на горбатом «Запорожце» году в 1972-м, когда отправились в безбрежные малинники реки Межи. (Вторую половину дороги, от Западной Двины до Смоленска, мы проехали через два года.)

Дорога запомнилась тем, что она не была испохаблена постовыми соловьями-разбойниками – возможно потому, что движение по ней практически отсутствовало – как будто-то всё вымерло. Оттого выглядела дорога унылой и сиротливой. Да и погода к тому же была совсем не праздничной. И потому столь же сиротливые слова песни Окуджавы «По Смоленской дороге столбы, столбы, столбы...» напевались исподволь.

Слово «Родина» в моем смысле я употребляю редко – боюсь запачкать его Родиной патриотов, для которых Родина – это Хозяин, лизоблюдство и агрессивость. А вот на той Смоленской дороге я имел возможность подышать моей Родиной без этих самых – белых и пушистых. Да, дорога – не класс, ну какая есть. К бедности мы, из сталинской дярёвни, привыкшие. Главное, чтобы не грызли и не дергали.

Дорога, кровью омытая. И в 1812 году, и в 1941-м. Но мне не видятся ни организаторы последней войны, ни заградотряды, ни бряцкающие орденами победители – это всё не моё. А мой народ – униженный и оскорбленный – шел здесь, по этой дороге. Кто сам шел, кого гнали. Вот они у меня перед глазами. И дорога эта, унылая и безлюдная, как реквием по моему народу. ...А «по Смоленской дороге леса, леса, леса...»...

Да, либеральная интеллигенция – замечательная прослойка общества, но она тяготеет к безродному космополитизму, особенно после большевистского разорения нормальной структуры общества. Я же интеллигент только одной ногой, а другой я в дярёвне. А крестьянская душа неразрывно связана с матушкой-землей. И забыла либеральная интеллигенция, что ее нравственные основы выросли тоже оттуда, из патриархальной деревни. Оттуда вырос и интеллигент с самой загадочной русской душой – Александр Грин. И он подарил своему народу самую неуничтожимую Родину – Гринаду. Ибо без Родины человек вымирает. Думаю, что вся гриновская система нравственности в моих афоризмах, высказываниях и заметках отражена полностью. Кстати, не знаю, изложил ли кто-нибудь ее в компактно-научном виде. (Если нет, надо бы заняться...)

Я вспомнил про Гринаду, потому что ее герои в изобилии жили по сторонам Смоленской дороги. Да вот они: http://www.proza.ru/2008/04/10/521, http://www.proza.ru/2008/04/12/423, http://www.proza.ru/2008/04/13/578. И  вот это моя Родина! С этими людьми я готов разделить все мои радости и печали. Интересно, остались ли у них духовные наследники?..

И дернул меня черт заглянуть в Википедию. Посмотрел и ужаснулся: мой любимый край России, Жарковский район Тверской губернии, находится в стадии окончательного разложения. Прямо как мордой об асфальт! Нет, надо закрывать рукопись, а то чего хорошего еще что-нибудь узнаю. Нет уж, спите мои дорогие люди и не вздумайте воскреснуть. По крайней мере сейчас...


Рецензии