Богатство и бедность

Если провести опрос современников: как, по их мнению, соотносятся понятия «богатство» и «бедность» с Царством Божиим - то уверен, что большинство даже воцерковленных людей с уверенностью скажут: бедность открывает врата рая, а богатство – это неподъемный шлагбаум на пути в небесные обители. Не исключено, что собеседники процитируют евангельскую истину: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в царствие небесное» (Мф, 19, 24),- и, конечно же, сошлются на притчу о богаче и Лазаре (Лк.19-31), в которой богач после смерти попадает в ад и страдает, нищий же – блаженствует, а между ними «утверждена великая пропасть, которую нельзя перейти». Но такой поспешный вывод возможен только при упрощенном рассмотрении притчи. Ибо, скажем, богатство, измеряемое дорогостоящим пароходом, множеством предприятий и другим материальным достоянием, не стало препятствием для известнейшего священника Иоанна Кронштадтского в обретении венца небесного. И, напротив, разве может надеяться на Царство Божие не разлучающийся со спиртным бомж, потерявший жилье из-за пьянства и "собирающий крохи со стола господ"? Конечно, нет…

Тогда давайте более подробно рассмотрим упомянутую назидательную притчу о богаче и Лазаре. Какие же критерии явились определяющими для ее героев? Как убеждаемся, богач попадает в ад вовсе не из-за наличия состояния, подобного царскому, а потому, что за постоянным «блистательным пиршеством», за невиданными порфиром и виссоном он не видел своих ближних. Его сердце зачерствело и не испытывало сострадания, любви, добра; само изобилие материальных благ заменило ему Бога, а роскошная жизнь – рай. Он не замечал Лазаря – нищего, который был неизлечимо болен и лежал у дворца, надеясь лишь на случайные крохи, падающие с чужого стола. Даже пес был милосерднее богача – лизал раны страдальца. Но только ли эти явные страдания, крайняя нужда стали причиной обретения рая? Нет. Главные личностные качества Лазаря – это его добродетели. «Получая злое», он до конца сохранил в душе «доброе». Лазарь не обозлился на богача, а скорее сострадал несчастному, духовно погибающему человеку, проявляя высочайшее смирение. Поэтому, как видим, воистину Царство Божие зависит не от наличия материальных благ, богатства или бедности, а от имения или неимения душевных добродетельных сокровищ. Как сказал Господь: «Царство Божие внутри вас».

Будем же, во спасение, богатыми душою и «нищими духом».


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.