Размышления на дровяном дворе

Он стоял здесь давно, обустроившись на дровяном дворе основательно и бесповоротно.  Став хозяином, повидавшим многое и осмыслившим превратности судьбы, ломающей порой и не такие деревья.  Большой комель лиственницы, спиленной когда-то при заготовке дров.  Лиственница, может и стояла бы дольше, да вот незадача – была она на пути туристической тропы да к тому же в одну из страшных гроз, ударила в нее молния. Свалить могучее дерево – не смогла, но ствол расколола основательно.  И, чтобы избежать угрозы для жизни проходящих по тропе, кордонщики приняли решение спилить красавицу и пустить на дрова.   А комель, самую мощную, сучковатую нижнюю часть дерева приспособить на дровяном дворе под колку дров. И имя теперь у комля появилось новое – колода, или еще плахой называют в народе  это подспорье для колки дров.
Колоде нравилось наблюдать и анализировать породы дерева и поведение чурок и поленьев при колке дров.   Людям присуща сентиментальность и они любят смотреть за живым пламенем. Бродяги и пилигримы готовы вечерами сидеть возле костра или подле печи, вспоминать истории из жизни, петь песни под гитару и с превеликим удовольствием делиться этим с товарищами.   Иногда человек в одиночестве часами  задумывается, глядя на огонь, видимо это ему помогает осмыслить дальнейшие жизненные шаги.
Все это было несколько непонятно, но приятно. Приносить пользу большим живым существам, согревая их тело в лютые морозы, обогревать дом, когда температура воздуха в горах опускалась далеко ниже сорока градусов мороза. Важность своего нынешнего состояния вызывало гордость. Сколько через это поистине лобное место прошло дровяных чурок, сколько нанесено ран при колке дров.  Такая жизнь поневоле заставила наблюдать за окружающей обстановкой и осмысливать те вещи, с которыми сталкивался комель лиственницы.
Чурки привозили из разных пород деревьев.  Они выглядели по-разному. Неодинаково кололись и горели в огне, но завершали свой жизненный цикл одинаково с пользой для человека.
Чурбачки из лиственницы были всем хороши. С красно коричневой древесиной, иногда до бурого оттенка.  Прочные, имели много смоляных ходов. Загорались с трудом, но набрав температуру, горели с большой отдачей тепла. Много в нашей жизни таких людей, прочность характера велика, потаенных мыслей, где скоплена энергия, много. Словно не доверяют сразу и не поддаются предложению отдать всего себя. Знают себе цену и ждут.  Но  уж если поверят,  делать будут все основательно с любовью и душой. С ними трудно и легко, такую породу людей знать нужно и быть с ней предельно честным, тогда и дело сладится. Чурки такие кололись с усилием, сопротивлялись изо всех сил, словно пытаясь сохранить и продолжить свою жизнь. Бывало, привезут дерево, которое простояло в болотистой местности. Кремень, а не дерево. Ни один колун не берет  попервоначалу, мореная древесина – крепче метала. По свежему только на морозе и колется, а так не дается.  Характер, упертый и тело закаленное, как у мужика русского. Ничто его не берет.  С таких основу  для общества возводить, крепче нет опорки.  Недаром сибирскую лиственницу в Венецию посылали, для укрепления фундаментов домов.
Другое дело – сосна. Светлое дерево, податливое. Если чурки попадут со срезной части дерева, то душа радуется, колется с треском и цвет от красновато бурого до желтого. С таких поленьев хорошо лучину строгать, смолянистая, загорается легко и горит с треском.  Люди с таким характером работают зажигалочкой. Всегда улыбчивые, готовы прийти на помощь и помочь разгореться трудному характеру. Изнутри светлые и легкие, но все же прочны.  А уж если глубже поглядеть – сучков и задоринок много, как и у дерева на макушке. Знают себе цену, руку помощи всем протянуть готовы, да в голове путаница.  Помогая, ненароком, могут и пожар устроить. А тушить такой огонь сложно, уж дивно горячие поленья.
Ель похожа на сосну, даже несколько мягче ее. Тоже хорошо на полешки колется, а вот лучинки не настрогаешь, уж очень много сучьев мелких. Порой человек живет красиво, все вокруг любуются им. Только сучков, хоть и мелких, но много.  Не подступишься к нему ни с какой стороны, все что-то мешает. Красив, пока зелен, да пока дела не требуется. Все вокруг им любуются, как и елкой на празднике. А дойдет до дела, никак от него пользы не дождешься – все сучки, да заковырки. Полешки, те только руки смолой пачкают, долго не высыхает. А вот с человеком таким сложно дело иметь. В самом неожиданном месте подвести может, сучок не там и не так вылезет. Хотя таких сама жизнь учит, нельзя же одними сколами жизнь устраивать.
Пихта- та, как ель. Похожи словно две сестры. Только у этой еще и кора гладкая, красивая. Идет такая барышня по жизни, от других отличается ласковой оболочкой, а внутри те же изъяны. Во все стороны веточки торчат, и цепляется она ими за всех проходящих. Никому покоя от нее нет, пока не обломают все лишнее, наносное. Вот тогда красавица превращается в истинное чудо и радует окружающих своим видом.
Беловато желтая древесина кедра радует всегда специфическим запахом. Чурбачки от старого дерева сложны для колки. Корни его сильные и нижнюю часть закручивают, ровно не колются. Зато повыше – сказка для того, кто дрова колет.  Ровные поленья красивы, так и хочется с них поделки делать, а не в печь бросать. Мягкая древесина податлива, смолы немного. Так и дарит себя дерево окружающим.  Такие люди редки, все в них прекрасно.  И внешность, и внутреннее состояние души. Так и хочется с них картину писать. А вот стойкости в характере нет, хоть и дивно добрые. В народе говорят: «Хорош кедр, да лучины не настрогаешь».  Такие люди украшают жизнь, но нагрузки большой не выдерживают. Люди искусства, поющее дерево.  Поющий кедр – большая редкость в жизни. Такой попадется на пути - диво для себя откроешь.  Заденешь его чем-нибудь, и запоет ствол, жаль, что пение такое предвестником гибели кедра является.
Попадали и лиственные породы деревьев.  Интересна собой береза.  В горах она с трудом на этой высоте уживается.  Древесина светлая, почти белая.  Витая и закрученная, но на срезах красивая. Горит хорошо и с большой отдачей тепла. Колется хорошо, сучков нет.  Но уж если  попался – маяться с ней долго придется.  Дерево это в поделки всем стволом идет, начиная с бересты и кончая корнями. Человека такого хорошо встретить, жизнь украшает.  Он и с снаружи примечателен, красив и утончен. А уж если сколешь в нужном месте, такая текстура откроется – не налюбуешься. В опытных руках такие люди большую пользу и красоту в мир преподносят. Их беречь надобно.
Изредка попадалась и осина. Белая с зеленоватым оттенком, чурбачки колются ровнехонько, но тепла большого при горении не дают. Сейчас людей с таким характером очень много, податливы и услужливы, все готовы исполнить. Только не тянется душа к таким.
Такие размышления приходили к колоде с каждым ударом колуна или топора.
Уж очень похожи деревья на людей, и видом внешним и характером.


Рецензии
Редкая наблюдательность, с раздумиями над судьбами людей...
Спасибо, Валера, за радость!
УДАЧИ!

Василий Поликарпов   09.03.2018 06:23     Заявить о нарушении
Деревья они как братья нам. как говорят - в какие руки попадет: из одного дубина получается, из другого - крест. Спасибо за отзыв. Добра!

Валерий Неудахин   09.03.2018 12:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.