Пан Твардовский

Давным-давно жил на свете красивый шляхтич Твардовский. Это был человек неслыханной мудрости, работящий и необычайно честолюбивый. А когда ставил что-нибудь перед собой целью, ничто не могло сбить его с пути. Он был также добрым человеком и в своей лавке на краковском рынке помог очень многим. Он был лекарем и не отказывал в помощи даже самым бедным. Однако он хотел знать всё больше и больше и однажды нашёл на чердаке в старом сундуке магическую книгу. Он захотел овладеть тайными знаниями. Но это было нелегко, и много бессонных ночей провёл Твардовский в расшифровке старых иероглифов. Однажды, когда часы пробили полночь, несчастный воскликнул:
- И дьяволу душу отдал бы в обмен на эти знания!
И вдруг произошла неслыханная вещь. В углу комнаты появился какой-то чернявый человек с маленькой остроконечной бородкой. Он был невероятно элегантен и статен, и ничто не указывало на то, что у него могут быть какие-то злые намерения; только когда он приблизился к онемевшему шляхтичу, легко хромал на правую ногу.
- Чего желаете, сударь? – прохрипел Твардовский. Он подумал, что имеет дело с поздним посетителем, которого сердобольная служанка впустила в дом так поздно.
- Хм, чего я желаю? – хрипло засмеялся незнакомец. – Может, сперва, пан шляхтич, ты повторишь мне свою просьбу?
Тогда Твардовский испугался не на шутку, потому что понял, кого вызвал в злой час под свою крышу. Испугался и уже хотел перекреститься, но вдруг опустил озябшую руку.
- Отдал бы всё за магические знания. За богатство. За вечную молодость и красоту, - посчитал он одним махом, досконально зная, что дьявол попросит взамен. Однако гостя не поразили чрезмерные задания шляхтича. Чёрт только усмехнулся, блеснул золотым зубом, и, невесть откуда, в его птичьей руке появился грубый пергамент.
- Подпиши, шляхтич, - плутовско усмехнулся он.
- Сначала прочитаю, - пробормотал смятённый Твардовский.
- Пожалуйста, - дьявола ничто не пугало. – Читай. У нас есть время до первого крика петуха.
Твардовский быстро пробежал поруку. Раз, второй, третий – и нигде не нашёл заковырки. Он прочёл только, что будет иметь всё, о чём просит, до того времени, как появится в Риме, и в его голове зародилась находчивая мысль. Он никогда, никогда не поедет в Рим, никто его не заставит, и поэтому всё, о чём он просит, будет у него навеки. Он не стал медлить и подписал документ. Запахло серой, заискрило, и чёрт исчез. Только его пронзительный хохот до утра звучал в ушах Твардовского.
Начиная с той ночи у Твардовского было всё, о чём некоторые смертные могут только мечтать. Его знания превосходили умы мудрецов, и не один король склонил бы голову при виде драгоценностей, собранных в подвалах его дома. Однако он не забывал о бедных и нуждающихся. Он лечил и дальше, поддерживая соседей, а иногда выезжал и в другие города, в дальние края. Но он очень сильно остерегался того, чтобы не находиться рядом с Римом. Однако дьявол спокойно ждал и до конца исполнял свой сатанинский план, ведь известно: кто один раз отдал душу дьяволу, тот уже не вывернется от своего обещания…
И так проходили дни, месяцы и годы, а Твардовский радовался тому, как ему удалось перехитрить дьявола. До поры, до времени… Однажды дождливой ночью кто-то постучал в дверь его дома.
- Господин… сударь… помогите дочке, - простонал оборванный парень, низко наклоняя голову перед заспанным шляхтичем.
После короткого рассказа лекарь вскочил на коня и помчался в далёкую корчму на помощь умирающей девушке. А когда вошёл вовнутрь… его тотчас обступили черти. Они пощипывали его, притопывали и по-бесовски плясали. Среди них Твардовский рассмотрел своего давнего знакомого с пожелтевшим пергаментом в лапе.
- Но это какая-то ошибка! – громко засмеялся он. – Мы находимся под Краковом!
Дьявольские глаза внезапно сузились:
- Эта корчма называется «Рим»! – победно взвыл дьявол, а его собратья вторили ему и адски рычали. Твардовский побледнел и бросился наутёк, но было поздно. Дьяволы схватили несчастного и понесли через дымоход в ад. И когда они уже находились на звёздном гранатовом небе, горько заплакал пан Твардовский.
- Ах, какой я был глупый и легкомысленный… что мне теперь до сокровищ и знаний, когда буду гореть в аду! Что мне до славы и тайных наук, когда никто по мне не заплачет!
И он начал молиться так горячо, как никогда не молился. Поражённые дьяволы с отвращением отскочили от него, скрываясь в тучах, а он всё молился и молился и, наконец, увидел Луну. Там он осел и живёт по сей день, думая о своём поступке, который привёл его на серебряный шар. (3.08.2017)


Рецензии