Темница в настоящем и прошлом

   «Если человек приходит к Церкви в тюрьме, то есть большая вероятность, что он останется церковным человеком и на воле» иерей Андрей Волгоградский.
Рассматривая душепопечительство, можно сказать что это помощь, оказанная человеком с целью помочь другому реализовать себя. И сделать это так, чтобы он не только внес свой положительный вклад в общественную жизнь, но и получил исцеление, а также помощь для выполнения воли Божией в своей жизни. Слова «Божия воля» подразумевают желание Бога, Который хочет, чтобы все люди спаслись.
Предлагаю познакомиться с самим понятием «душепопечительство». В рамках данной работы мы будем говорить о помощи, оказанной через личное общение, а помощь, полученная во время богослужения или же в процессе общения в небольшой группе людей, изучающих навыки душепопечительства, останется за пределами предложенного эссе, ибо требует особого рассмотрения.
Как можно представить, душепопечение? Душепопечение ставит ближнего в центр внимания, но при этом помощь духовника не означает, что ищущий помощи автоматически становится объектом предпринимаемых действий, совсем наоборот: для душепопечительства характерно то, что ищущий помощи является субъектом действия. Сказанное означает, что тот, на кого направлена терапия, не попадает в подчинение, но он скорее (и лучше) сам активно участвует в процессе душепопечения. Таким образом несет свою долю ответственности за его успех. Именно это подразумевается под душепопечительством, ставящим ближнего в центр внимания. Душепопечение – это деятельная сторона заповеди «любите друг друга», забота о ближнем, забота пастыря (духовника) о вверенном ему Богом души. В качестве духовника, попечитель оказывает помощь, но эта помощь направлена на то, чтобы помочь человеку найти свою глубинную сущность, свою тождественность такими способами, чтобы это соответствовало заложенным в нем предпосылкам и способностям. Следует предоставлять ему время созреть для правильного восприятия себя и не пытаться каким-либо образом заставить его принять чужой, заимствованный облик.
Особо хотелось бы затронуть душепопечение лиц пребывающих и тех, с кого узы заключения в тюрьме упали не так давно. На мой взгляд – это значительная и актуальная тема особенно в пределах РФ, так как число подобных лиц попадают в тюрьмы с каждым днем все больше и покидают эти стены не меньше. Подобные лица просто нуждаются в помощи извне и адаптации, иначе прежняя витиеватая дорожка, а также накопленные в заключении знакомства, с легкостью могут увести человека от истинного пути. «И познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:32) .
В конце концов, каждый допускает ошибки и важно дать понять такому человеку, что еще совсем не все потеряно – впереди новая полноценная жизнь и лишь стоит сделать правильный выбор. 

Глава 1. Основные условия жизни
1.1. Время
В Евангелии от Матфея 11: 12 есть следующие строки: «...Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых...». Говоря о страницах истории, можно отметить, что о делах Христовых можно было услышать около дух тысяч лет назад. И это при том, что находишься в темнице. 
В то время не было теле и радио вещания, газет, сотовых телефонов (которые запрещены в тюрьмах законом, однако которые все же не везде, но имеются) и прочих носителей информации. Однако, находясь в заключении, уже тогда можно было услышать о делах самого Господа! Что же говорить о двадцать первом веке? У нас есть колоссальный доступ к разным источникам, и заключенного, вдруг вышедшего на свободу, он захлестывает с головой. Тут-то и важно попечителям обратить опекаемого в нужное русло, помочь ему обрести надлежащий путь и всячески поддерживать. Время, проведенное им в тюрьме значительно, повлияло на развитие, хотя и не совсем. Обладая различными источниками и голубиной почтой, можно смело отстать от общества совсем на чуть-чуть.
1.2. Виновность
Находясь в заключении или уже покинув места лишения свободы, некоторые опекаемые продолжают ощущать некоторую вину перед родными, близкими, потерпевшими, или целым обществом. В подобном случае важны молитва покаяния и способность подопечного искренне уверовать в Христа, которой забрал все наши немощи и грехи и понес их на Себе. Другими словами, важно донести до человека, что всякая его виновность уже оправдана и ему нечего винить себя, окружающих и целый мир. Вместо этого следует помочь опекаемому возрастать в вере, неуклонно держать ее и идти только вперед, открывая новые горизонты.
1.3. Стадия ненависти
Обретя свободу, бывший заключенный не имеет тех материальных благ, которых достигли прежние друзья и знакомые. В преддверии различия в социальном статусе, подопечный может возненавидеть этот мир, людей и судей. Всех тех, по чьей вине он и оказался в подобного рода пустоте. При подобных условиях нужно напомнить подопечному, что все возможно в укрепляющем нас Иисусе, а также посоветовать прибегнуть к ряду мест Писаний (включая притчи Соломона), в которых говорится о том, как действовать, чтобы не быть нищим и бедным – «…не упивайся вином…», «…не люби спать…» и пр.
1.4. Депрессия
Также своевременным станет ощущение депрессии. Первое время (после заключения) может многое не получиться: устройство на работу, поиск спутника жизни, недопонимание со стороны окружающих.
В данном случае будет полезным напомнить о долготерпении и привести надлежащие места Писания. Возможно и такое, что подопечный вспылит, отбросит Библию и откажется прислушиваться к Ней. В депрессивные моменты Она может потерять авторитет и стать ненужным хламом на полке. Здесь уже потребуется мудрость наставника, умеющего укрыться от бури и переждать ее наличие, чтобы потом снова взяться за дело.
1.5. Личные качества духовника и душепопечительская беседа
Будет к месту сказано, что значительную позицию в эффективной помощи ближнему сыграют личностные качества попечителя или духовного наставника. К ключевым личностным факторам можно отнести: внимание, желание понять чужую проблему, способность к эмпатии и дружелюбию, к ненавязчивой настойчивости в процессе помощи, а также пониманию и снисхождению к ошибкам опекаемого.
Все эти, а также иные критерии, зачастую глобально влияют на весь процесс и целый исход. Одного желания опекаемого мало. Его нужно побудить, эффективно помочь, замотивировать к движению и некоторое время наблюдать за результатом, искренне (периодически) интересоваться состоянием опекаемого.
Также важен сам процесс беседы. Для того, чтобы заключенный пошел с вами на контакт, необходимо разговаривать «его языком», поднимать некоторые интересующие его темы, словом, создать встречу двух друзей. И только тогда, при наличии надлежащей окружающей атмосферы, будет виден положительный результат.   

Глава 2. Основные условия жизни
В Ветхом завете мы можем наткнуться на следующие места Писания: «...И был он там в темнице...» (Быт. 39:20), либо «...находившихся в темнице...» (Быт. 39:22).
Не важно, происходит ли душепопечение в рамках тюрьмы или за ее пределами, искренняя работа с подопечным крайне важна – заключенные очень хорошо распознают ложь и ни за что не откроются вам, если почувствуют что-то неладное. Их доверие подорвано и, в отношении с другого рода подопечными, работа с заключенными представляет из себя сложность и способна зайти в тупик. Поэтому необходима детальная проработка предстоящей помощи и наблюдение за каждым новым словом – зачастую, именно слова имеют в мире заключенных решающий вес и значение.
2.1. Не принуждай
Душепопечительство – это временная функция (ДП = f(t)). Если у человека есть какие-то серьезные проблемы, не нужно думать, что возможно решить их в течение получаса. Если опекаемый просит, чтобы духовник поговорил с ним несколько минут, можно сказать, что его самооценка настолько низка, что он нуждается в длительной терапии. Пациент с более высокой самооценкой просит для начала двухчасового приема. С другой стороны, если человек со слабой самооценкой получит, как он и просил, лишь пятиминутную встречу, то он почувствует себя ущемленным, потому что он ожидает получить от духовника что-то такое, о чем сам не решается попросить. Подобный принцип применим и ко многим другим жизненным ситуациям, связанным с общением между людьми. Часто люди могут считать себя очень тактичными, в то время как на самом деле они просто не решаются рассказать о своих ожиданиях и потребностях. Однако они чувствуют себя ущемленными, если оказывается, что ближний не в состоянии догадаться об их мыслях.
Если проблема пациента относится к числу часто встречающихся, то возможно достаточно полно разобраться в его ситуации в течение всего нескольких встреч, каждая из которых длится по одному часу. В данном случае предполагается, что духовник действительно слушает своего пациента, который нуждается в том, чтобы поделиться гнетущими его проблемами с человеком, который бы понимал, о чем он говорит. И если он чувствует, что попечитель умеет слушать с сопереживанием и вместе с ним проникать в глубины его души, начинается процесс, в ходе которого он уже сам может подойти к решению своих проблем. Необходимо также постоянно помнить, что следить за скоростью реакции пациент должен сам.
Ни в коем случае не стоит корчить из себя профессионала, знающего, как быть другому. Возможно, вы никогда не были в местах лишения и следовательно, вы никогда не будете до конца в компетенции понять заключенного или того, кто уже отбыл свое наказание.
Также подобной проблематике людей нельзя принуждать – они и так стеснены узами и рамками требований администрации той или иной колонии. Так, подопечный не станет читать Библию или ходить на проповеди, если его это заставляют делать. Где-то в подсознании он всячески начнут противиться этому и избегать. Начнутся множественные оправдания (заключенные масштабно изощрены в этом) и, в конечном итоге, вы просто потеряете человека, не в силах помочь ему и рассказать о Боге. Следует предоставить выбор и не заставлять. Подопечный может допустить ошибку, не прийти на одну из проповедей, пропустить сеанс душепопечения. Это будет своего рода проверка. Станут ли его принуждать, надоедать или чрезмерно советовать? Когда этого не будет, постепенно опекаемый самостоятельно втянется в процесс и станет закономерно посещать как собрания, так и другие мероприятия.
2.2. Не обобщай
Невозможно помочь человеку сказав: «Ну, это же проблема всех людей» или «Все делают так же» или: «Такое может случиться со всеми».
Ну разве можно помочь утопающему, успокаивая его и уверяя его, что десятки людей также едва не утонули?! Человек хочет спастись, даже если вокруг него сотни таких же утопающих.
Необходимо слушать подопечного так, как будто бы никогда раньше не слышал ничего подобного, т.к. для него это только его сокровенное, индивидуально пережитое в своем внутреннем душевном мире. Если слушать как должно, то можно заметить в рассказе сугубо личные, неповторимые подробности, придающие его истории новизну и оригинальность.
Выслушав подопечного, духовник должен подвести себя к состоянию «нуля». У него не должно быть никакой предвзятости, он не должен заранее судить о нем. Необходимо научиться слушать по-новому. Только тогда, когда мы научимся это делать, бывшие или настоящие заключенные смогут рассказывать о своих проблемах так, чтобы освободиться.
Вот случай из практики Фриды фон Райхманн. Она только переехала в США и еще не могла говорить свободно по-английски. Однажды молодая студентка подошла к ней и заговорила на американском сленге, который был Фриде совершенно незнаком. Сказав что-то, девушка исчезла так же быстро, как и появилась. Через несколько лет эта же девушка снова подошла к Фриде и хотела поблагодарить ее за неоценимую помощь...
«Но я до сих пор не знаю, какая ее мучила тогда проблема», - говорит об этом Фрида.
Также ни в коем случае нельзя всех валить в одну кучу. Каждый заключенный - это в первую очередь личность, которая требует индивидуального понимания и подхода. То есть, нельзя по одному и тому же шаблону работать со всеми подопечными. Мол, их скрывают одни и те же стены и условия. Внутренний мир заключенного значительно богат, разнообразен и не похож на остальные. В то время, как обычный человек вечно работает, возвращается по вечерам домой и выполняет всю прочую дневную рутину, заключенный склонен воображать, мечтать и читать книги – едва ли не одно доступное увлечение во время досуга. Поэтому нельзя сбрасывать со счетов все накопленные за годы выдумки подопечного, принимать их во внимание и стараться узнать хотя бы для того, чтобы душепопечение было как можно более эффективным.
2.3. Не морализируй
Теперь встает достаточно сложный вопрос. Неужели нужно одобрить все поступки бывшего заключенного, обращающегося к вам за помощью? Неужели душепопечительство не опирается ни на какие моральные ценности?
Много лет назад жил один назарянин, который сильно раздражал фарисеев. Они говорили: «Смотрите, он общается с грешниками и мытарями и трапезничает с ними! Какое будущее ждет этот народ? Он же убивает всякую мораль в стране! Нам необходимо отделаться от него!»
Господь Иисус не находил общего языка с фарисеями. Можно заключить, что и Фарисеи, в свою очередь, не находили общего языка с Иисусом. Они были моралистами, охраняли закон и его святость. Но чего-то тем не менее недоставало. Они не заботились о душе человека, они не занимались душепопечительством. Фарисеи ограничивались тем, что ставили перед людьми требования, но совсем не помогали эти требования выполнять.
Если начать морализировать, придется совершить ту же ошибку, что и фарисеи. Большинство людей знает, что верно и что неверно, они не нуждаются в нашей помощи. Однако они не знают, где взять силу, чтобы поступить правильно. Этот вопрос относится не только к сфере душепопечительства, в эпоху постоянных реформ он для каждого человека становится центральным. Где взять силу, чтобы осуществить ту мораль, которая внутри настойчиво требует, чтобы ее осуществить?
Ставить перед бывшим заключенным требования – все равно, что расторгнуть его контракт с Богом. Пусть грубо, но именно так отреагируют большинство бывших заключенных, и вы их уже никогда не увидите, ни в церкви, ни около нее. Эти люди уже достаточно совершили ошибок и были строго за них наказаны. Потому швыряться местами Писания, которые говорят так и так, станет грубейшей оплошностью. Вместо этого необходимо вместе разбираться в Писании, советовать и давать надлежащую оценку. Поверьте, ваш труд будет оценен, хотя и далеко не всегда. Многие заключенные сильно испорчены где-то внутри, и потому возможно, некоторое время придется испытывать отсутствие исправления и всяческие подозрения. Заключенный изначально воспринимает информацию с подозрением и не желает доверять кому бы то ни было. Но следует запастить терпением, работать с подопечным всегда и по чуть-чуть. Тогда результат обязательно будет на лицо.
2.4. Не манипулируй
В качестве примера хотелось бы привести отрывок из книги Лиэнн Пэйн «Кризис мужского пола». Речь идет о супругах, которые вечно ссорятся между собой. Жена ссылается на сына, стоящего рядом, и говорит: «Мне кажется, наш сын Джон не знает тебя как любящего отца». Этим самым она пытается воздействовать на мужа, чтобы тот изменил свое поведение, но результат стал прямо противоположным: муж приходит в бешенство, берет сына на руки и с иронией объясняет ему, как сильно он его любит. Мальчик, приходя в ужас от такого проявления любви, настолько сильно привязывается к матери, что его развитие заметно замедляется (в такой степени, что ему трудно найти свою мужскую тождественность).
Пример довольно простой. В обществе бывших заключенных все обстоит несколько иначе. В отличие от книг, манипуляция в тюрьме происходит повсеместно. Одни хотят власти, другие денег, третьи – подчинить себе и использовать более слабого в личных целях. Для этого создаются определенные ситуации с целью загнать будущую жертву в тупик и совершить ошибку для того, чтобы в последствии можно было бы всегда держать более слабого в узде. Такой человек должен знать «свои рамки» и не высовываться из них. При наличии определенной информации, такими людьми легко манипулировать, использую для своих каверзных целей.
Такой метод жесток и груб, но таковы реалии тюрьмы и нужно иметь значительный дух, чтобы им противостоять и не впасть под власть других.
Самое интересное то, что к Богу приходят и те, и другие. Важно (с теми и другими) изначально отказаться от любых средств к манипулированию, так как одних он оттолкнет, а другие с ухмылкой похлопают вас по плечу, но прислушиваться к вам вряд ли когда-либо станут.      
2.5. Не опекай
Соблазн действительно велик. Духовник может недооценивать своего пациента настолько, что не признает за ним никаких прав и, сам того не замечая, уподобляет его несовершеннолетнему, пытается руководить им и давить на него. Тем самым он сводит на нет положительный результат своего труда. Опекун никогда не сможет дать подлинной свободы своему подопечному, он не позволит ему стать взрослым, в полной мере несущим ответственность за свои поступки.
В Ветхом Завете сказано: «...заключенным в темнице, виделись сны...» (Быт. 40:5).
Для подлинной эмпатии необходимо действительно проникнуться проблематикой того или иного заключенного. Для этого желательно узнать его историю судьбы, что нередко трогает до самых глубин. В таких случаях хочется оказать помощь значительно больше той, что предполагалась заранее. Трудное детство, юность – многие попадают за решетку просто из-за случайности, или неудачного знакомства ни с теми людьми и пр.
Жаль, но такое случается повсеместно, и судьи совершенно не берут во внимание возраст осуждаемого. Десять, пятнадцать, двадцать лет для них словно перелистнуть лист календаря.
Однако не стоит забывать о том, что заключенные склоны к фантазии и зачастую, из жалости, а может и просто оттого, что нечего делать, выдумывают разные истории и потом вполне успешно прикрепляют их к сложившимся обстоятельствам. Этот аспект необходимо учитывать и помнить о нем. В следствии этого хочется добавить, что каким бы сильным желание не было, следует придерживаться установленных критериев, что и станет знаком качества и уровнем вашего профессионализма.

Мы рассмотрели ряд задач, с которыми сталкиваются лица отбывавшие или отбывающие наказание в местах лишения свободы. Проблематика обширна, и на мой взгляд, были подняты лишь незначительные вопросы из значительного ряда возникающих ситуаций, с которыми сталкиваются люди, оступавшиеся в тот или иной интервал жизни.
Можно осуждать их, но истинно верующий христианин никогда такого не допустит. Ведь сам Павел, а вместе с ним и другие исторические личности пребывали в темнице. Более того, считаю, что никто (кроме Бога) не вправе осуждать бывших осужденных за их срок, действие или статью. Иначе не вы ли, неверующие в Христа как в своего Спасителя, грешите больше нежели тот, кто совершил (пускай и смертный) грех?
Заключенные – это в первую очередь люди, такие же, как и все окружающие. И они нуждаются скорее не в осуждении, но в искренней помощи и понимании. Помочь им, значит накормить того, кто стоит с протянутой рукой. И кто Он, как не Христос, взирающий с небес и мерно покачивающий в согласии свою драгоценную голову?!
Любовь пребудет всегда, а с ней и все людские прегрешения. В конце концов, мы бы не были людьми и не норовили бросить друг в друга камень. Но всегда есть и будут те, кто в храброй попытке помочь нам, будут идти до самого конца! Но не одни. В их руках меч, в котором сила и одобрение самого Бога! Аминь.


Рецензии