Алая Ладья. Сценарии турнира для дошкольников

Сценарии турнира

Для трехлетних:

А) за столом

Первый конкурс:

Кто быстрее достанет и расставит все фигурки и затем снова спрячет их по ящичкам – белые к белым, черные к черным.

Вариации расстановок:
белые – на белые клетки – черные – на черные клетки
белые с одной стороны, черные с другой стороны

Второй конкурс:
Достань и покажи ладью
Достань и покажи слона
Достань и покажи коня

Б) На гигантской доске

Покажи как ходит ладья
Покажи как ходит слон
Покажи как прыгает конь (раз, два, вбок)

Третий конкурс для самых «продвинутых» - тестирующий сеанс с организатором-судьёй (родители или представители могут стоять рядом и помогать участнику

Если обнаружено два уже играющих – партия за первое место (до момента, который определяет главный судья по совокупности признаков)

Для четырехлетних

Конкурс «Кто быстрее правильно расставит фигуры» по кубковой системе
Перед конкурсом демонстрация-повторение

Если есть уже играющие – кубковая нокаут-система партий на выбывание
Причем партии прерывает судья-организатор по совокупности признаков
О понятии «совокупности признаков»:
Судья-организатор, он же детский шахматный педагог самостоятельно оценивает степень овладения элементами игры юным шахматистом.
Например сразу видны не усвоенные еще элементы игры,  грубые нарушения правил перемещения фигур, рокировок, взятий, превращений и тому подобные.
Если один ребенок играет только пешками, а другой и фигурами, причем уверенно и по правилам забирает фигуры и пешки партнера, то у опытного тренера нет сомнений в том, кто на данном этапе играет «лучше».
Если оба участника финальной партии «за первое место» играют приблизительно одинаково, то медаль за первое место может быть присуждена обоим участникам.

О награждении участников.
Организаторы стремятся отметить сувенирами и грамотами всех участников состязаний, поскольку соревнования имеют образовательно-поощрительный статус и нацелены на укрепление у детей интереса к освоению основ шахматной игры. Никто не должен уйти с мероприятия обиженным или униженным. Дети в столь раннем возрасте должны иметь внешнюю поощрительную мотивацию.


Для пятилетних. Сеанс одновременной игры «на ходы». Победителем считается продержавшийся дольше других участнику. При этом судья-организатор дающий сеанс может присудить поощрительный приз участнику, который проиграл быстро именно в силу того, что попал в проигранную ситуацию не потому, что слабо играл, а в силу того, что как раз играл сильно и попался на неизвестную ему комбинацию или ловушку. Например, как сильные игроки получают внезапные маты в версиях «гамбита Энглунда» или Королевского гамбита.
Понятно, что при такой «системе» внутренняя культура и ответственная беспристрастность являются ключами к успеху мероприятия.
Между двумя лучшими в сеансе «на ходы» (один круг – один ход) может быть проведена дополнительная личная партия.

В турнирах для дошкольников мы настоятельно рекомендуем не играть с шахматными часами, поскольку дети как правило, не  склонны к долгим размышлениям и часы только затрудняют быстрое течение партии.

Для шести и семилетних – кубковый турнир, причем судья-организатор может в некоторых случаях давать тому или иному участнику «швейцарский» шанс. То есть вводить его в дополнительную партию с победителем основного турнира. Здесь многое решает именно объективная оценка силы игры того или иного юного шахматиста.

Общие принципы организации и проведения состязаний:

Для каждой возрастной группы они должны быть максимально быстрыми, легкими и понятными. Речь идёт не о детях, родители которых решили вырастить из малыша шахматного вундеркинда, а о самых обычных детях, для которых общие представления о шахматах являются по нашему разумению элементом общечеловеческой культуры, необходимым образовательным подспорьем, занятием способствующем постановке дисциплины мышления, постановке культуры логического мышления,  развитию этических и эстетических представлений о мире и о себе.

В идеале лучшей организацией подобных турниров для дошкольников является такая, при которой участники (и дети и родители, и сопровождающие педагоги) могут воскликнуть:
«Как? Всё уже закончилось? Ах, как жаль! Это было так замечательно!»


Рецензии