Учился, учился, и что? Не пропало, деткам сгодится

Довольно часто можно слышать причитания по типу «ламентации», или «плачи», по-нашему, на тему: «Вот, учился, учился, и что? Самому себе не пригодился». Это встречается в самых разнообразных вариантах на всех языках мира в любой его части, куда только можно ткнуть пальцем на уже отжившем свой век школьном глобусе. Также начинают вспоминать истории мультимиллиардеров, которые были официально неграмотны, однако преуспели в этом мире так, как иным грамотным и не снилось.

Всё правда, но совсем неграмотным сейчас даже Иван Шадрин - «Человек с ружьем» - не мог бы себе позволить быть, потому что не на все вопросы можно найти ответы у кого-либо ещё, даже если это …  -  кто-бы он там ни был, этот мудрец, знающий ответы на все вопросы! Неудобство в том, что таких всезнающих людей вообще никогда не существовало в этом мире, потому, что ошибаться – значит быть человеком: примерно так, хотя и не дословно, гласит древняя мудрость. А значит, каждый должен иметь хотя бы потенциальную возможность самостоятельно найти ответ на вопрос «Что к чему и зачем» в каждом отдельном случае.

Пётр Ильич Чайковский, к примеру, только в 21 год пришёл к определённому выводу в отношении того, увязнуть ли в непогоду в уже проторенной жизнью колее, или разобраться, что бы он действительно захотел делать в любую «погоду» со своими, как ему тогда внушили, средними способностями, и делать это без сожаления о том, чего не получилось достичь на этом избранном им поприще. И вот что он решил, и написал об этом своей сестре Сашеньке: «Не подумай, что я воображаю сделаться великим артистом: я просто хочу только делать то, к чему меня влечет призвание. Буду ли я знаменитый композитор или бедный учитель, но совесть моя будет покойна, и я не буду иметь тяжкого права роптать на судьбу и людей». (1)

Ему, «Петруше» Чайковскому, прийти к этому решению помог его отец, который, наблюдая за вроде бы стабильно исполняющим свои должностные обязанности сыном, догадался, что что-то не так, и задал бывшему учителю музыки сына, Кюндингеру, профессиональному и уважаемому в Петербурге музыканту, вопрос: «Есть ли у моего сына талант к музыке?». Ответ был малоутешительный, мол, способности есть, но средние, да и поздно уже. Но отец, следуя своим инстинктам, всё же дал сыну вот такое напутствие: «а, по-моему, Петруша, ты бы мог как-нибудь сочетать службу с музыкальными занятиями. По-моему, Петруша, у тебя настоящий музыкальный талант, и не поздно, нет, не поздно сделаться тебе артистом.» (1)

А как этот совет сработал, уже всему миру хорошо известно. Так вот, думаете, Илья Петрович смог бы такой нестандартный совет дать, не умея смотреть дальше своего практического носа, и смог бы его сын этот неординарный совет воспринять (хотя сначала он и с юмором к нему отнёсся), если бы сам не получил достаточно широкую общеобразовательную подготовку? Так что семье Чайковских образование, не относящееся к музыке, совсем было не помехой. Вот и вам ваше ещё ой как пригодится, возможно, даже самым неожиданным образом.

(1) Берберова Н.Н. "Чайковский"


Рецензии
Нет никакой связи между способностью размышлять и заученными знаниями. Есть даже такое изречение: "Начитанный болван — самая докучливая разновидность дурака". Знания лишь помогают способному мыслить проще принимать решения. Тем более, вы сами себе противоречите. Такой же образованный преподаватель сказал, что у Чайковского нет таланта. Так, значит, дело не в образовании, а в чем-то другом? В том, что у людей называется "чутье", "деловая хватка" и т.д. Пример с миллиардерами, кстати, из той же оперы. Не имея образования, но понимая конъюнктуру, они оказывались на волне. Да и насколько широкими должны быть, по-вашему, знания? Словом, спорно, очень спорно.

Пол Янски   27.10.2017 08:09     Заявить о нарушении
Я имела в виду не передачу суммы знаний, а обучение ребенка самому учиться. Похоже, у меня это не получилось. Я посмотрю при случае, и либо отредактирую, либо удалю этот очерк. Спасибо за комментарий.

Светлана Холмогорцева   27.10.2017 23:31   Заявить о нарушении