Немного о картине Лю И Пекин 2008

Замысел автора на первый взгляд прозрачен: попытка разобраться в мировых политических конкрегентациях* (пертурбациях). Художник - канадец с китайскими корнями. И те страны (континенты), которые он предпочёл трогали его в тот момент. Это очевидно. Другое дело - что хотел показать автор и насколько ему удалось реализовать свой внутренний порыв. Приступим, представив, что мы и есть зрители. Пусть так. Поскольку картина таит в себе подтекст (скрытый смысл), стоит отметить сразу же 2 момента: 1. Если мысленно разделить полотно вертикально, на 2 равные половины, то  зрительно оценочный перевес выпадет (слово не случайно, ведь основа, ось рисунка, - игра) на левой стороне. 2. Название картины. Учтём это, не углубляясь пока в детали (к примеру такую, как часть ноги и левая кисть лежащей, "утяжелившие" левую часть полотна). Левая сторона традиционно сохраняется за женской половиной. Но такая деталь нам казалось бы ничего не даёт. А это не совсем так. Как раз игра и есть то явление, в котором женщины превзошли мужчин. И представленная картина не двусмысленно данный факт характеризует. Теперь, собственно, о самом полотне. Броскими на нём выглядят 2 персонажа: сидящие девушки в центре. А выделяется ярким нагрудником в традиционном национальном стиле девушка, которая стоит. Справа. Практически выпадает из поля зрения та, что сидит у стены и кажется странной поза лежащей. Попробуем разобраться. Две центровые девушки сидят напротив друг друга. Такая позиция таит в себе агрессию уже потому, что взгляды соперниц во время игры периодически должны пересекаться. Однако на картине мы не видим явного проявления агрессии, хотя напряжение она создаёт. Мы не видим лица девушки с обнажённым торсом. Она сидит, повёрнутая спиной к зрителю. Такая поза подчёркнутой отстранённости или даже пренебрежения к зрителю говорит об уверенности в себе. Нижнее бельё играющей приспущено, но не снято. На спине девушки воинственные татуировки, правая кисть потянулась к припрятанным загодя фишкам. Кто она? По всей видимости, это Евразия. Впрочем, явно передёргивают обе партнёрши. Вторая центровая вполне может что-то из фишек скрытно перемешивать, приподняв руки. Но она побаивается, что её уличат, и непроизвольно бросает взгляд на ту, что стоит. Её поза неоднозначна. Стоящая поглощена созерцанием раскладов на столе. Её конечная цель очевидна: убить или наградить (угостить фруктами, - как хотите). На столе видны 3 расклада. Однако ни один из них не очевиден, так как всё в стадии процесса. И в эти знаковые минуты, на всех будто бы взирает мужчина с портрета, находящегося слева на давно обшарпанной стене. Он похож на Сталина и на Мао одновременно. И это сходство настораживает. Что хотел сказать  художник? Вряд ли образ случаен. Вернее, такого просто не может быть. Если девушка лежащая так понятна, что на неё даже не обращают внимание, то для чего её приняли, и почему она занимает так много места? Интимная часть её небрежно прикрыта. Она будто бы намеренно приманивает, руки её распростёрты во всю длину. Правая ладонь почти касается стены, а левая скользит по покрывалу (похожему на морскую волну), возможно пряча приготовленные фишки. Расклад лежащей собран и выставлен лицевой стороной к той, что стоит и видит игровые позиции троих. Девушка с очевидной европейской внешностью только одна. Если предположить, что она Америка, то почему бы не Северная? А та, что положила на неё стопу вполне может быть Южной. Кто же тогда четвёртая?.. Что в её позиции - знает только она сама. Девушка совсем сдвинута к стене и раздета. Эмоции на лице не читаются, а вот руки замерли в напряжённой рокировке, так играют в там-там, национальный инструмент Китая. Да и внешнее сходство не оставляет сомнений, кто перед нами. Китаянка находится в оппозиции к лежащей на спине. Поза игрока напоминает карту таро "Повешенный", что сближает её с европейкой ещё больше. Руками девушка будто бы ищет опору, чтобы хотя бы приподняться, но не может её найти. Она кажется совсем расслабленной, глаза её прикрыты. Хотя, может быть, ресницы полуприкрыты, и она рассматривает портрет. Для чего? Загадка. Левая кисть и левое колено (коленная чашечка) выписаны в более светлых тонах, они несколько перевешивают всё тело влево. Правая кисть напротив видится как-то суше и темнее. Под правой ногой (изображённой с преобладанием тени) девушки препятствие, на которое она обязательно наступит, если всё же начнёт проявлять усилия. Следует отметить, что и наблюдательница не совсем то, кем пытается казаться. Она уже осторожно придвинулась на шаг. В правой руке удерживая поднос, чтобы лучше рассмотреть игровые позиции. Однако левой девушка сжимает нож. Он предназначен для фруктов, а может быть применен и по другому назначению. И всего вероятнее для той, что лежит. Так и ждёшь момента, когда фрукты отлетят в сторону, и окровавленная голова очутится на подносе, где и займёт своё, уготованное место. Тем временем, несколько растерянный взгляд центровой девушки в одеждах, прикрывающих только торс, наводит на размышления. Она явно в некоем сговоре с лежащей, так как та положила на её согнутую ногу стопу, да и одежды у них на пару один комплект. Центровая будто бы поправляет волосы, но на самом деле, она ищет подсказки у стоящей, (которая вполне вероятно есть ни что иное, как островные государства), и не находит, одновременно исподволь манипулируя фишками. Буква "фита", которую девушка в этот момент олицетворяет, характеризует важность происходящего. Играющих четверо. Антропопатизм* цифры для суеверных китайцев или, скажем, японцев, корейцев очевиден. 4 - цифра-табу, цифра, означающая смерть. Поэтому наличие пятой девушки вполне объяснимо. Она и есть некое туле*. Остаётся
только догадываться, что последует дальше, так как смысловая нагрузка картины может поменяться в любую минуту.
Всё уместно на данной картине. Всё выверено. Все увлечены игрой.
В самом названии работы кроется сакральный смысл, он исподволь задаёт отчёт самому времени.
Взгляд автора сугубо касается только его. Всё остальное - интерпретации рассматривающих полотно.
Вывод: Данная картина далеко не статична. На фоне меняющихся мировых конкрегентаций она меняется тоже. Полотно даёт понять, что всё колеблется и шатко, а сам мир на грани. 
Спасибо художнику, заставившему всмотреться в то, что имеет особый смысл.

Конкрегентация* - изменение порядка.

Антропопатизм* - олицетворение, персонификация.

Туле* - весы (санскрит), др. пер. неизведанная страна.

Фото из инета.

02-07.08.17


Рецензии