С. П. Шевырёв. Донесение Министру Нар. Просв. 1840
Экстраординарного Профессора Московского Университета Шевырева, к Г. Министру Народного Просвещения, из Минхена, от 10 (22) Февраля 1840 года
Имею честь продолжать донесения мои к Вашему Высокопревосходительству о предметах, мною здесь замеченных относительно движения ученой и учебной жизни. - Я уже упоминал прежде о так называемом философском, или, правильнее, энциклопедическом курсе, с которого обязан здесь начинать каждый Студент, вступающий в Университет, прежде нежели он выберет какой-нибудь из факультетов. В нынешнем академическом году, особым Королевским указом этот курс распространен на целые два года, и включены в оный многие новые предметы. Вот полное их обозрение.
A. Первый академический год. Первый семестр: 1) Энциклопедия академического учения. (Теперь она читается Тиршем). 2) Антропология и Психология. 3) Филология. 4) Повторение Элементарной Математики (Алгебра и Геометрия). 5) Описание земель и народов. 6) Теоретическая Философия (Логика и Физика). - Второй семестр: 1) Практическая Философия. 2) Филология. 3) Всеобщая История (Древняя). 4) Всеобщая Естественная История.
B. Второй академический год. Первый Семестр: 1) Всеобщая История. 2) Физика с Химией. 3) Археология (Греческие и Римские Древности, потом История древнего Искусства и описание его произведений). 4) Отечественная История. - Второй семестр. 1) Философия Религии. 2) Физика с Химией. 3) Всеобщая История (новая). 4) Эстетика и История нового Искусства. 5) Физико-Математическая География.
Это новое определение Короля было объявлено Ректором Университета всем Студентам в особенной речи, которою обыкновенно Ректор открывает Академический год. С этим новым распоряжением сопряжены строгие правила. После всякого семестра бывает Студентам испытание из всех пройденных предметов, и если Студент окажется в заключение слабым, то он лишается права переходить в факультет, им избранный. Цель этого распоряжения заключается во-первых в том, чтобы университетским учением пособить недостаткам, какие приносят с собою ученики Приготовительных Школ; во-вторых имеется в виду то, чтобы всякая Наука вырастала не одиноко, но на почве, удобренной общими энциклопедическими знаниями, необходимыми не только для Ученого, но и для всякого образованного человека. Цель прекрасная, но едва ли соответствует ей исполнение. Согласно с целию, Науки, выше означенные, должны бы быть читаемы в двух видах: в самом полном объеме и развитии всех подробностей для учения факультетского, и в самом общем сокращенном виде для курса энциклопедического. Это не исполняется. Студенты первоначального общего курса слушают лекции тех же самых Профессоров, которые читают для своего отделения. Разумеется, таким образом прекрасное намерение не может быть достигнуто.
Я обратил особенное внимание на здешние Приготовительные Школы, и соответственно с предметами моих собственные занятий и, в особенности на классические или так называемые Латинские. При содействии нашего Посольства, я осмотрел одно из лучших Заведений в Минхене, именно Латинскую Школу, находящуюся под руководством Директора Гейера, и Гимназию, которой Ректором Профессор Греческого и Латинского языка в ней же, Гохэдер. Они с особенным участием и гостеприимством ознакомили меня с главным элементом Заведения, т.е. классическим. Латинская Школа служит приготовительною для Гимназии, так же как Гимназия для Университета. Она разделена на 4 класса, равно как и Гимназия, так что все приготовление к Университету совершается в 8 лет. Предметы и время учения следующие: в 1 и во 2 классе Латинской Школы Религия 2 часа, Немецкий язык 2 часа, Арифметика 2 часа, География 2 часа, Латинский язык 12 часов; в 3 классе к этим предметам прибавляются Греческий язык, который преподается 2 часа (Латинский же 11 часов), и Баварская История, читаемая 2 часа (География же читается 1 час); в 4 классе на Латинский язык 8 часов, на Греческий 5 часов, на прочие предметы столько же, как в 3-м. - Возраст учеников - от 8 до 14 лет. В Гимназии чтение Греческих и Латинских Писателей, при подробном изучении Грамматики Греческой по Буттману и Гальму, Латинской по Муцлю, идет в следующем порядке: в 1 классе Кв. Курций и Овидий, Ксенофонт и Одиссея: во 2 классе Тит Ливий и Виргилиева Энеида, Ксенофонт и Исократ, Илиада; в 3 классе Ливий, Цицерон и Горациевы Оды, даже Эпистола к Пизонам, Геродот, Гомер и Эврипид; в 4 Цицерон, Тацит и Гораций (Sermones), Демосфен и Софокл. К сим двум главным предметам, на которые употребляется наибольшее время в неделе, именно: от 6 до 7 часов на Греческий, присоединяются другие предметы: Религия (2 часа в неделю), Немецкая Литература и язык (2 ч.), История и География (2 ч.). - Весьма странно, что новые языки вовсе не преподаются ни в Латинской Школе, ни в Гимназии; для того есть особые Учители, которыми пользуются только желающие, за особую плату. Судя по такому одностороннему направлению Школ к классическим языкам можно подумать, что оне назначены для исключительного образования Филологов. При таком расположении предметов и такой сосредоточенности к одной цели, я без удивления мог слышать, как свободно мальчики 10 или 12 лет, в 3 классе Латинской Школы, переводили довольно трудные темы с Немецкого на Латинский язык; как в 4 высшем классе со всею подробностию спрягали они Греческие глаголы, - и как наконец ученики 4 класса Гимназии, без всякой остановки, легко перелагали на Немецкий язык сатиры Горация и Антигону Софокла, с объяснением всех трудностей языка, значения слов, утонченного их производства, и даже с изложением многих подробностей, относящихся к древностям. - Особенно понравилось мне преподавание Ректора Гимназии, Гохэдера: он разбирает и переводит древних Писателей в беседе с учениками, которая поддерживает их внимание. Сначала переводится ему отрывок; потом излагаются уже все подробности, все утонченности мыслей и выражений, и из этого разбора Писатель яснеет более и более. Искусство Преподавателя заключается в том, чтобы беспрестанно одушевлять эту беседу и, говоря с одним, завлекать внимание и самолюбие других.
Посещение этих Школ изменило мое мнение о состоянии приготовительного учения в Баварии, на которое особенно нападают в Германии Северной. Конечно, по одному хорошему образчику нельзя судить о прочих; но и один такой образчик уже много говорит в их пользу. Отсюда видно, что система воспитания классического в Баварии имеет в основании своем почти исключительное познание древних языков, а что прочие Науки составляют только побочное при этом дело. Получив эту основу, ученики вступают в Университет, и здесь в течение двух лет занимаются энциклопедически всеми Науками, какие только потребны для общего образования; по изготовлении сей классической и энциклопедической почвы, они принимаются уже за факультетское учение и предаются одному направлению.
Мне говорили, будто бы в некоторых частях Германии реальные Школы возвратились к Латинской Грамматике, как к лучшему средству развивать способности юношества: не знаю, как в других землях, но по крайней мере в отношении к Баварии это несправедливо.
Беседа с Ректором Гимназии Гохэдером для меня была очень занимательна. Как опытный Педагог, он умел вникнуть в дух воспитания и учения своей нации, заметить его недостатки и найти средства пособить им. Он сказал мне, что вообще в духе народного учения Германии теория всегда осиливает практику, Наука убивает иногда уменье и жизнь. Немцы, прежде нежели дело делать, хотят непременно знать: как надобно его делать и почему так, а не иначе? Отсюда их глубина и основательность, но отсюда же их робость, их отчуждение от практики и жизни, их наклонность к отвлечениям всякого рода. - Г. Гохэдер старается противодействовать сим последним недостаткам в методе своего преподавания, и принимаясь за истолкование Писателя, прямо вводит учеников своих в его полный смысл, в его дух, в его жизнь, не вдаваясь ни в критические, ни даже в филологические отвлеченности.
Эта страсть к теории во всем проникает в Германии даже в самые Первоначальные Школы. Мне случилось спросить девочку 10 лет (которая сказала мне, что учится в Школе Географии: где Минхен? - Она не могла отвечать. Ее меньшая сестра, еще не ходящая в Школу, отвечала очень наивно: здесь. - Старшая же и оправдание свое сказала, что она еще этого не учила, а может сказать мне: что такое География? - Видно в первоначальных Школах Минхена начинают с Философии Географии, а не с самой Географии. - Как в этом случае поучителен практический смысл Голландцев, которые начинают Географию всегда с того города, где Школа.
Чем более вникаю я в здешний Университет и вообще в учение, тем более нахожу сильное влияние духа Римской Церкви. Замечательно, что Директоры Школ Латинских суть по большей части Духовные лица; что так называемые Schulreferenten, или Кураторы Учебных Округов, посредники между сими последними и Министерством Просвещения, суть также Духовные лица. - В тезисах на диспуты докторские, при которых я присутствовал, принято, как видно, за правило вставлять несколько тезисов религиозных, которые совсем не относятся к главному предмету спора, но только свидетельствуют о религиозных мнениях диспутанта. - Ректор Университета есть старший Профессор Римскокатолического Богословия.
Счастливым случаем я познакомился с превосходным Баадером. В течение двух месяцев слишком, почти ежедневно, я имел счастие беседовать с ним о Философии, и мог довольно внимательно проникнуть в основу его учения. То, что сказано было о нем вкратце в Журнале Минист. Народ. Просв., совершенно справедливо: Баадер питает большое сочувствие к нашей Церкви и в ней видит будущее Христианство. Он - жестокий противник папизма, будучи ревностным защитником истинно-Кафолического учения. Европа, по мнению его, вынесла болезнь необходимую - Реформацию, которая и теперь еще продолжается; эта болезнь породила вредные крайности, видные в Философии Гегеля и далее. Посредницею должна явиться такая страна, которая не участвовала в болезни: это будет Россия. Вот мысль его новой книги, над коею он теперь трудится и которая выйдет под заглавием: Audiatur et tertia pars. - Что касается Философии Баадера, она в основе своей - истинно Христианская, и главным началом своим имеет великое таинство довечного рождения Сына от Отца. В самом деле не погрузив всех мыслей своих в глубину сего таинства, не возможно создать Философии Христианской, а между тем эта великая тайна так проста, что можно ее дать почувствовать ребенку. Я надеюсь со временем представить подробное изложение мыслей Баадера и всех его замечательнейших сочинений. Здесь Баадер не понят, потому что он не принадлежит ни той, ни другой партии. Жаль также, что он не построил органически всей своей системы: впрочем, как часто величайшие Философы были рапсодами! Но что Баадер трудится над Словарем Философии, это несправедливо. Он занимается большим сочинением: Эротикою, в котором изложит Христианское учение о любви. Кроме того он будет продолжать полемику свою с Гегелевскою Школою, против воззрения ее на Христианскую Религию.
Весьма замечательно то, что Ранке в I-м томе своей Истории Реформации, на стран. 405, говорит о знаменитом диспуте Лютера с папистом Эком в Лейпциге. Единственным аргументом, в котором Лютер одержал полную победу над Эком, было указание его на Греческую Церковь и на Святых Отцов ее, которые, не признавая первенства Папы, достигли святости и признаны за Святых Римскою Церковию.
(Журнал Министерства Народного Просвещения. 1840. Ч. XXVI. № 4. Отд. IV. С. 1-8).
Свидетельство о публикации №217080300552