Человек только предполагает

ПАВЛОВ А.Н.

ЧЕЛОВЕК ТОЛЬКО ПРЕДПОЛАГАЕТ          

Жизнь – это вечный круговорот
 рождений и смертей. Каждая
 жизнь имеет определённый
 смысл, каждый человек приходит
в мир со своим заданием, которое
он забывает в момент рождения,
но небесные силы ведут его и
помогают идти по своему пути.               
Дон Педро. (Шаман)            

     Родители Алексея были художниками. Их таланты он не унаследовал, но они увидели в нём предрасположенность к музыке. Именно поэтому он оказался в музыкальной школе при консерватории. Успешно окончил её, получив специализацию по истории музыки. Прекрасно играл на пианино, знал много музыкальных произведений. Обладал глубокими знаниями о жизни и творчестве  великих композиторов. Любимым был Моцарт. О нём он мог говорить часами. Иногда писал статьи в музыкальные журналы, и что очень важно отметить, их печатали. Это свидетельствовало о том, что в вопросах истории  музыки он был профессионалом.

     И вдруг, неожиданно для всех, он поступает в Ленинградский Горный институт. Думаю, где-то внутри в нём сидела страстная любовь к природе и тяга познавать её, что называется, на ощупь. Студентом  на зимние каникулы всегда уходил в туристические походы. Много работал в экспедициях, окончил аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию, преподавал.  Позже стал доктором геолого-минералогических наук, профессором. Конечно, музыку он любил, как и прежде, играл для себя и для друзей. Будучи куратором студенческих групп, рассказывал ребятам о Моцарте, исполнял его произведения. Студенты его любили. У него были некоторые фобии (заметим – у кого их нет?). Но он решительно боролся с ними и успешно преодолевал. Мы были дружны, часто общались. Несколько сезонов  вместе работали на Русском Севере.
Как-то он рассказал мне о своей борьбе с боязнью закрытых пространств. В Крыму (на полевой учебной практике) студенты пригласили его в карстовые пещеры. Внутри себя он поёжился, но согласился. Во время их  «путешествия»  группе пришлось проползать внутри довольно узкой карстовой щели. В конце её оказалась небольшая полость, в которой можно было, сгорбившись, отдохнуть. Немного посидели и мой друг спросил:
• И что теперь?
И услышал ответ:
• Теперь ничего. Двинемся обратно.
Ну, обратно, так обратно. Поползли. Среди них была девушка несколько полноватого сложения. Она двигалась первой. Неожиданно эта карстовая щель оказалась для неё узкой. Как говорят, не туды и не сюды. Все заволновались. Слава богу, в панику никто не ударился, и в спокойном режиме её удалось протолкнуть. Всё закончилось благополучно.

*
           При выборе профессии у Алексея оказалась только одна степень свободы: или, или.  Графически ситуацию можно представить с помощью   линии на плоскости в координатах, скажем, Х,У. По одну её сторону находится поле А, по другую – поле В. Соскакивая с этой граничной линии вы попадаете на поле определённых возможностей с двумя степенями свободы. В случае плоской задачи они могут быть очень широкими, но все принадлежат к одному  множеству, скажем, А. Всё! Как говорят, дело сделано. Область В отныне для вас закрыта. Выбор сделан. Алексей выбрал область НАУК о ЗЕМЛЕ. А среди них специальность гидрогеология.
            Музыка осталась только для домашнего употребления.
*
     Вопрос  выбора жизненного пути,  так или иначе, встаёт перед каждым. И трудно сказать наперёд, к чему он приведёт. Тему можно продолжить на примере сына Алексея. Ваня сызмалу поражал своим музыкальным даром. Было понятно, что его музыкальный слух  это милость божья. Помню, Алексей говорил мне:
• Ты знаешь, меня поражает и радует, что у Вани такие прекрасные данные. Скажу тебе откровенно: то, что может он, мне   и сегодня не подсилу.
• Естественно, памятуя свой опыт, я повёл его на прослушку в музыкальную школу, тоже при консерватории. К сожалению, поход оказался неудачным. Расскажу тебе эту историю подробней. Она интересна и, в какой-то мере, поучительна.
*
     Мы стали готовить его для поступления в музыкальную школу при консерватории. Пригласили очень квалифицированного преподавателя. И вот наступил, как говорят, момент  истины. Идём с ним на прослушку. Я переживаю. А у него на уме совершенно другое.
• Папа, а если у меня не получится, ты разрешишь мне сегодня покататься на велосипеде?
Я, конечно, думаю только о конкурсе, хотя в душе  был уверен в его успехе.

     Пришли. Наступает наша очередь. Ваня садится за пианино. Заметь, что ему было только пять лет. Его спрашивают:
• Ваня, что бы ты хотел сыграть?
• «Во поле берёзонька стояла».
• Ну, хорошо.
• А с какой ноты?
     И вот тут-то комиссия увидела,  что перед ними феномен. И началась своего рода весёлая забава. Брался аккорд. Предлагалось назвать все его ноты. Два аккорда кряду. Все ноты назывались легко и просто. И, так далее.
          К сожалению, в те времена при отборе существовали дополнительные критерии. В частности, должна была выдерживаться определённая пропорция представительства от республик СССР. Ваня эту пропорцию нарушал. И мы ушли ни с чем.
Конечно, очень огорчились, а Ваня вздохнул с облегчением. Летом поехали в деревню. Там Ваня проявил большой интерес к технике. Его стали брать на трактор, посидеть рядом с механизатором. Ему очень нравилось. Так и пошло. Через несколько лет  он уже мог замещать тракториста. Потом  освоил грузовик. Был от всего этого в восторге. В итоге после школы поступил в какое-то ПТУ. Занимался ремонтом лифтов. Позже  стал профессиональным шофёром дальнобойщиком. В те годы это занятие было небезопасным. Семья всегда переживала и в период рейсов, что называется, молила бога, чтобы сын остался жив.
Вот уж воистину,
ЧЕЛОВЕК ПРЕДПОЛАГАЕТ, А БОГ РАСПОЛАГАЕТ


Рецензии