Сказъ о славномъ князе Русе, прародителе россиянъ

                В отечественной историографии благодаря неосторожному 
                и поверхностному умозаключению летописца Нестора и до сих
                пор бытует преступная легенда о диких славянах, живущих 
                до Рюрика в землянках. Хорошо, хоть не на деревьях! И это
                несмотря на то, что на обширной территории от Новгорода до
                Киева существовала Гардарика (Страна городов), как ее 
                называли куда менее цивилизованные скандинавы.

                Дм.Агалаков. Дар из глубины веков.

                Почти в любом музее есть археологические древности, 
                на которых мы можем видеть рунические письмена, многие из
                них являются действительно древнеславянскими, древне-
                арийскими, уходящими в ведическую древность.

                А.Асов, историк.

                Когда-нибудь монах трудолюбивый
                Найдет мой труд, усердный, безымянный,
                Засветит он, как я, свою лампаду –
                И, пыль веков от хартий отряхнув,
                Правдивые сказанья перепишет…

                А.С.Пушкин.
                Борис Годунов.

                Священное писание повествуетъ намъ, что после потопа 
                от трехъ сыновей Ноя – Сима, Хама и Iафета произошли все 
                народы, обитающие ныне на земле.
                Оно из коленъ племени Iафета поселилось в верховьяхъ 
                рекъ Аму-Дарьи и Сыръ-Дарьи.
                Первоначально все наши древние предки, жившие в
                верховьяхъ Аму-Дарьи и Сыръ-Дарьи, носили название Арiев…
                По мере того, какъ увеличивалось населенiе Арiев и
                умножались ихъ роды и племе-на, происходило и постепенное 
                разселенiе ихъ съ родныхъ местъ в разные стороны.

                А.Нечволодов. Сказание о русской
                земле. Ч. I. 1913 г.

                … сказано, что «колонизаторы» пошли на поиск новых 
                земель, следуя благословению Ноя. «Слышахом бо от предков 
                своих, яко благословил праотец наш Ной, прадеда нашего
                Афета частию земли всего западнаго и севернаго и
                полунощнаго ветров, и ныне убо, братие и друзи, послушайте
                совета нашего, оставим далече от нас вражду сию и
                несогласие, еже ныне тесноты ради творится в нас, и 
                подвигнемся убо, и идем от земля сея и от рода нашего, и 
                пойдем по вселенной света, сущей во жребии предков наших,
                иде же нас приведет счастие и благословение праотца нашего
                благословенного Афета и подаст нам землю доброплодну во
                обитание нам и родом нашим». И люба бысть сия речь
                Словенова и Русова всем людем, и вей яко единемы усты 
                реша: «Благ совет князей наших и добра речь и угодна
                премудрых держателей».

                Сказание о Словене и Русе
                и городе Словенске.

                Русский народ является самым древним на земле народом, 
                от которого произошли все остальные. Империя могуществом
                своих воинов и лучшим в мире оружием тысячелетиями 
                держала всю вселенную в повиновении и покорности. Русские
                всегда владели всей Азией, Африкой, Персией, Египтом,
                Грецией, Македонией, Иллирией, Мора-вией, Шленской 
                землей, Чехией, Польшей, всеми берегами  Балтийского моря 
                и многими другими странами и землями…

                Мавро Орбини, итальянский
                католический священник. «Славянское
                царство». 1601 г.

                Славяне жили обыкновенно семьями рассеянно, общих
                государей и городы редко имели, и для того древняя наша
                история до Рурика порядочным преемничеством владетелей и
                делали их не украшено, как у соседов наших, самодержавною
                властию управляющихся, видим.

                М.В.Ломоносов. Древняя российская
                история.

                В те времена был Богумир – муж Славы, и имел он троих
                дочерей и двух сыновей. Они привели скот в степи и там
                жили среди трав, как и во времена отцов. И были они
                послушны богам, и имели разум, все схватывающий.
                И там мать их, которую звали Славуня, им 
                приготовливала все необходимое. И сказала она Богумиру на
                седьмой день: «Мы должны выдать своих дочерей замуж, что-
                бы увидеть внуков».
                Так сказала она, и запряг Богумир и поехал куда глаза 
                глядят. И доехал до дуба, стоящего в поле, и остался
                ночевать у костра. И увидел он в вечерних сумерках, что к
                нему  подъезжают  три  мужа  на конях. И сказали они:
                ; Здрав будь! Что ищешь ты?
                И поведал им Богумир о печали своей. А они ему
                ответили, что сами – в походе, дабы найти себе жён. И
                вернулся Богумир в степи свои и привел трех мужей дочерям.
                Отсюда начало трем родам. И соединились они, и славны 
                были. Отсюда идут древляне, кривичи и поляне, ибо первая
                дочь Богумира имела имя – Древа, а другая – Скрева, а
                третья – Полева.
                Сыновья же Богумира имели имена – Сева, и младший –
                Рус. От них идут северяне и русы.

                Велесова книга. III 8/2.

                Рус и Хазар были от одной матери и отца. Затем Рус 
                вырос и, так как он не имел места, которое пришлось бы по
                душе, написал письмо к Хазару и попросил у того часть его
                страны, чтобы там обосноваться надолго.

                Мудымаль ат-Таварих. Сборник
                историй. 1126 г.

                Полем же жившемъ особе и володеющемъ роды своими, иже и
                до сее братье бяху поляне, и живяху каждо съ своимъ родомъ
                и на своихъ местахъ, владеюще каждо родомъ своимъ.

                Се Повести времяньныхъ летъ,
                откуда есть пошла Русская земля.

                Лета 3099 (2591 до н.э.) Словен и Рус с роды своими
                отлучашася от Ексинопонта (Черного моря) и от роду своего 
                и от братии и хождаху по странам вселенныя, яко крылатии 
                орли прелетаху пустыни многие, ищуще себе места на
                селение; и во многих местах почивающе мечюще их, и нигде
                же не обретоша себе селения. 14 лет пустые места и страны 
                обхождаху, дондеже дошедша озера некоего великого, Моиска 
                зовомаго, последи Ирмер проименовася во имя сестры их 
                Ирмеры. Тогда волхование повеле им наследником места того 
                быти. И старейший Словен с родом своим и со всем, иже под 
                рукою его, седе на реце, зовомой тогда Мутная, последи же
                проименовасе во имя старейшего сына Словенова, Вохова зо-
                вома.
                Лета 3113 (2578 до н.э.) великий князь Словен поставиша
                град и именоваша его по имени своем Словенск, иже ныне 
                зовется Великий Новград, от устие великого езера Ильмера 
                по реце Волхову полтретья поприща. И от того времени
                новопришельцы скифы начаша именоватися словяня...

                Мазуринский летописец.

                Современная историческая наука пока еще не выработала
                по-настоящему плодотворных методов анализа глобальных 
                перемещений племен… Проблема миграции древних племен 
                станет в будущем отдельной областью исторических
                исследований.

                А.Абрашкин. Арийские корни Руси.
                Предок русских в Древнем мире.

                Мы будем истинно свободны от влияния чужеземных идей
                лишь с того дня, когда вполне уразумеем пройденный нами
                путь.

                П.Я.Чаадаев.

                О светло светлая
                И украсно украшена
                Земля Русская!
                И многими красотами
                Удивлена еси:
                Озеры многими
                Удивлена еси,
                Реками и кладязьми
                Месточестными,
                Горами крутыми,
                Холмы высокими,
                Дубравами частыми,
                Польми дивными,
                Зверьми различными,
                Птицами бесчисленными…

                Песня Древней Руси.

                О России петь – что стремиться в храм
                По лесным горам, полевым коврам…

                О России петь – что весну встречать,
                Что невесту ждать, что утешить мать…

                О России петь – что тоску забыть,
                Что Любовь любить, что бессмертным стать…
               
                И.Северянин. Запевка.

                А сему бы есте писму верили без всякого сумнения, яз
                вас сказываю и пишу… Аще господь помилует всех нас и
                избавит нас от тех наших видимых врагов, и живы будем, -
                все тогда явно вам будет, и про нас, про грешных.

                Неизвестный автор.
                Новая Повесть о преславном
                Российском царстве. 1610.

                В Киеве ясном и пасмурном Суздале,
                В холмной Москве и болотистом Питере,
                Сжав топоры,
                Внедряясь в боры,
                Строили наши прародичи Русь.
                Строили долго, с умом и без устали, -
                Ворога выгнав и зверя повытуря,
                Чащу паля,
                Чапыжник валя,
                Двигались дальше под пламень и хруст.
                Били меж делом лисицу и соболя,
                Дело же делали в лад, не в особицу –
                Клали сосну
                Бревно к бревну,
                Крепко вгоняли в них гвоздь за гвоздем.
                Глядь – табуны по порталам затопали,
                Ульи поют и смола уже топится.
                Первые ржи
                Сияют в глуши…
                Пахнет в ней дымом и хлебом – жильем…

                Любовь Столица (поэтесса первой
                волны эмиграции). Как строилась Русь.

                Из мешка он вынул краски,
                Всех цветов он вынул краски
                И на гладкой на бересте
                Много сделал тайных знаков…

                Генри Лонгфелло.
                Песнь о Гайавате.

                Славянский язык ни от греческого, ни от латинского, ни
                от какого другого не происходит; следовательно, сам собою
                состоит уже от самых древних времен, и многочисленные оные
                славянские народы говорили славенским языком еще прежде
                рождества Христова.

                М.В.Ломоносов. Избранные
                философские произведения.


                1

     Жара к полудню так разогрела землю, что обжигала босые ступни. Казалось, случись искра, и полыхнет лес огромным кострищем, сжигая все живое и неживое. И тогда горе – пожар не затушить, спасения от него не будет никому. 
     Старый волхв Драгуня старался держаться в тени деревьев и лишь время от времени сдергивал с головы шапку, отороченную лисьим мехом, и обтирал ей разгоряченное лицо.
     Неожиданно из-под куста справа взметнулся заяц и, перебегая дорогу путнику, порснул в чащобу.
     ; Перепугал, взбалмошный, - вздрогнул тот и остановился. – Пересек
путь, не к добру это. 
     Поглядев на идола, вырезанного на торце посоха, проговорил:
     ; Поможешь ли?
     Идол молчал.
     ; Вот так кажинный раз. Все приходится решать самому, - вздохнул он. – И чего я тебя только таскаю с собой?
     Обойдя куст, под которым была лежка зайцы, волхв продолжил путь.
     Вскоре впереди показался просвет, где, как он знал, на небольшой поляне стоял вырезанный из бревна идол.
     Подойдя ближе, он увидел девчушку, чем-то мазавшую идолу губы, негромко  что-то говоря ему при этом. А когда она выпрямилась, волхв увидел, что она беременна. «Молится богине Сва, чтобы она помогла благополучно разрешиться от бремени, - понял Драгуня. – Первые роды в жизни, они всегда пугают».
     Выждав, когда девушка положила к ногам идола какое-то подношение и собралась уходить, он вышел из-за ствола огромной сосны, за которой скрывался, не желая  мешать ей совершать обряд. Увидев волхва, девушка испуганно вздрогнула и на всякий случай спряталась за идола. Но вид старика не внушал опасения.
     ; Здравы будьте, - поздоровалась она.
     ; И ты здрава будь, красавица, - ласково проговорил он. – Страшно рожать в первый раз?
     ; Опасливо, - ответила она. – Главное, чтобы ребенок здоровенький родился.
     ; Все будет  хорошо, я-то уж знаю. Ты же упросила нашу мать-Сва, чтобы она помогла тебе?
     ; Просила, да боюсь, услышала ли она меня?
     ; Обязательно услышала и поможет, не волнуйся. Погляди-ка, сколь наших женщин рожали, и все обходилось благополучно. Это она, Сва, заботится о нашем роде…
     За разговором они вышли из леса и ступили на проезжую дорогу, рассекающую засеянное поле. Слева от них колосилась невысокая рожь, справа - поле, засеянное овсом.
     ; На капище ходишь одна, не страшно ли? – спросил Драгуня. – А что же муж-то не сопроводил тебя?
     ; Так нет мужа-то, не успела завести.
     ; Как это, такая справная унотка и без мужа, - продолжал допытываться волхв. – Звать-то тебя как?
     ; Улыба.
     ; Ишь, как ласково назвали.
     ; Беда у нас случилась. У батюшки с матушкой шестеро детей, да еще старенькие немощные батюшкины родители. А о прошлом годе наше поле едва не целиком потравили лоси. Мы уж с голоду помирали. А тут вождь выручил нас – дал зерно, да только в обмен на это забрал меня к себе – я старшенькая в семье-то среди ребятишек.
    ; Сколько же тебе годков?
    ; Весной четырнадцатый пошел.
    ; Это его работа? – кивнул старик на живот девушки.
    ; Его, - тихо пробормотала она. – Я не одна у него такая, есть еще одна Русена, она на годок постарше меня и уже родила ему.
    ; Тяжко тебе приходится?
    ; Не особо, бережет он нас с Русеной. Только вот жена его все время ко-
сится, но злобы не выказывает. А так мы робим у него в избе все, что обычно и дома робили…
    Идти было приятно и легко, мягкая, словно лебяжий пух, пыль ласково, словно родная мать, принимала в себя ноги людей, но не поднималась в воздух. Вскоре впереди показались первые строения селища. Видно было, как по деревенской улице  бегали ребятишки, гоняются то за копошащими здесь же курами, то друг за другом.  Немощные старики и старушки, сидя в тени на завалинках, изредка покрикивали на них.
    ; Весело у вас, - проговорил Драгуня.
    ; Соскучился по людям? – спросила его Улыба.
    ; Годы берут свое, - вздохнул тот. – Устал маяться один. Вот и решил на останних днях среди людей дожить. Хоть будет кому похоронить. А то в ле-
су-то в одиночестве тело мое только зверям и понад;бится…
    Подойдя к одному из крайних домов, Улыба сказала:
    ; Вот и изба батюшки и матушки.
    ; Ты в ней и выросла? – просил волхв.
    В это время из притвора показалась далеко еще не старая женщина.
    ; Навестить пришла, доча? – спросила она девушку.
    ; На капище ходила, да вот встретила доброго человека, - ответила та.
    ; Доброму человеку всегда рады, - ответила мать. – Заходи в избу, Драгуня, угощу, что нам боги послали.
    Волхв поклонился женщине и просто сказал:
    ; Так пошто объедать вас, вон сколь едоков-то ваших бегает, небойсь, и без меня едоков хватает.
    ; И им останется, - улыбнулась хозяйка.
    Узнав, что в селище пришел волхв, к нему стали сбегаться ребятишки, позади  которых семенили старики и старушки. Пришел человек и от вождя, который звал волхва к себе.
    ; Вождю отказывать нельзя, - волхв поклонился толпе. – Пойду, проведаю, узнаю, зачем я ему понад;бился…


                2

     Мыслимое ли дело - едва, кажется, отсеялись, а вот уже и рожь стала подниматься на зерно, и луговые травы по утру начали роситься, после сенокоса пришла пора дрова на зиму заготавливать… Ушли мужики подале в лес, чтобы не только дерева валить, но и расчистить поляну под будущее поле.
     В один из дней унош Свалок всполошно прибежал из леса, да и прямо к вождю.  А когда вышел от него, поделился селянам: заметили, что-де со стороны степи пыль поднялась. Побежали глянуть, а оттуда тьма людей валит да с обозом. Идут прямо в их сторону и дня через два заявятся…
     Вождь Сувала откровенно растерялся: во-первых, все здоровые мужчины находятся в лесу на заготовке дров, а, во-вторых, все они не воины, а зем-ледельцы… Оставалось одно – обратиться к богам-покровителям рода. Здесь-то и пригодился поселившийся у него волхв.
     ; Надо обратиться к богам и принести им хорошую жертву, - уверенно произнес Драгуня. – И при этом непременно взять с собой на капище детей – глядя на них, боги сжалятся.
     ; На них вся надежда, - согласился Сувала.
     И уже на следующее утро все оставшиеся в селении люди, способные передвигаться, захватив с собой детей, направились на капище. Впереди шел волхв, позади него вождь тащил на веревке белую козу.
     Подойдя к идолу, Драгуня сделал знак всем припасть к земле, вздел к нему руки и начал читать молитву:
     ; Великие Перун и Световид, Мокош и Хорс, Велес и Белбог, Дидо и Похвист, Семаргл и Стрибог, ко всем вам обращаемся мы с великой тревогой. Мы постоянно  молились вам, приносили жертвы, не жалея ни времени, но скот своих, живем вашими помыслами, не нарушая святости ваших заветов и помыслов. Беда идет неминучая и нет от нее спасения. Токмо на вас уповаем и жаждем защиты…
     В то время, как волхв разговаривал с богами, вождь надрезал козе горло и начал сливать брызнувшую кровь в баклажку. А когда поток крови стал ослабевать, передал баклажку волхву и продолжил разделывать тушу животного.
     Обмакивая пальцы в баклажку с кровью, Драгуня смазывал губы идолу, каждый раз приговаривая:
     ; Тебе наша жертва, Сварог, Дед рода нашего, тебе Перун, оживляющему  явленное, тебе, Свентовит, дарующему нам Белый Свет…
     Сзади тихо выли припавшие к земле селяне.
     Закончив кормление идола, волхв разбросал к подножью идола куски мяса козы, продолжая общение с богами:
     ; Все это вам, ешьте, насыщайтесь, только защитите нас от беды грядущей и неминучей…

     Идущий со стороны отряд неспешно и осторожно втянулся в лес, направляясь на стук топоров лесорубов. Впереди верхом ехал сам князь Богумир, сбоку от него сыновья Словен и Рус. Все в боевом снаряжении, готовые в любой момент вступить в бой. Сзади медленно двигались их воины, а уж за ними повозки с детьми, стариками и скарбом.
     Выехав на поляну, где шла рубка леса, отряд остановился. Лесорубы, увидев незнакомцев, сгрудились вокруг старш;го Свияги, держа топоры наготове.
     ; Кто вы, лесные люди? – спросил Богумир, подъезжая вплотную к на-сторожившейся толпе. – Не пугайтесь, не с войной мы идем, ищем новое место для поселения. Кто у вас князь, где ваше селение?
     ; Князя нет у нас, а есть вождь, - ответил Свияга. – А коли с миром, так идите себе дальше.
     - Рады бы, да мест этих мы не знаем, - засмеялся Богумир. – Мы люди степные, непривычны к лесу, так и заплутать и сгинуть недолго.
     ; А коли с миром, так пошто с оружием? - прищурился Свияга.
     ; Да куда ж его девать-то, не побросать же, - продолжал веселиться Богумир.  - А вдруг на пути тати встретятся, али звери дикие. Не дланью же от них отбиваться… Да вы не пужайтесь, мы вправду с миром идем…
     ; А мы не пужливые, - крикнул кто-то из толпы.
     ; А если такие отчаянные, то пожалейте нас, не бросайтесь с топорами, а то нам бежать от вас назад по лесу не привычно, - отозвался Рус.
     ; Коли с миром, так проводим вас к вождю, пусть он и решает, что с вами делать. Милош, - обратился он к одному из парней, - проводи гостей, а то нам лясы точить некогда, вместо нас никто робить не станет, зима на носу…
     ; Ну, спасибо тебе, добрый человек, - серьезно сказал князь. – Думаю, свидимся еще…
     Отряд двинулся вперед вслед за Милошем, идущем в некотором отдалении.
     ; Почему ты так разговаривал с ними? – спросил Словен, обращаясь к отцу.
     ; А ты хотел, чтобы мы накинулись на них и порубили? – неприязненно ответил тот. – Поссорится никогда не поздно, а вот подсказать нам лучшие места для поселения никто, кроме них, не сможет. Сила далеко не всегда нужна, головой надо думать. Порой добром да ласковым словом можно добиться больше, чем мечом.
     Ни слова не говоря, Рус неторопливо сошел с лошади, передал меч и поводья коня брату и догнал Милоша.
     ; Меня зовут Рус, - представился он – Скажи, а в ваших лесах много зверей.
     ; Этого добра хватает, - словоохотливо ответил Милош. – И медведи, и волки, и лисы, и рыси, и росомахи, и олени, и лоси, и зайцы. А уж птиц немеряно.
     ; Охотитесь?
     ; А как же. Но чаще всего зимой. Летом только на боровую дичь…
     ; Почему зимой? – удивился Рус.
     ; Так летом некогда – то пахать надо, то сеять, то сено на зиму скоту за-готавливать, то дровами запасаться – зимы-то у нас снежные, холодные. Да и зимняя шкура у зверей с подшерстком – теплая. Да и тропить по снегу легче.
     ; А с чем охотитесь?
     ; Понятное дело – лук, копье, а на медведя это уж непременно рогатина и топор.
     ; Рогатина? Что это такое?
     ; Это такая крепкая палка, у которой на конце три острых отвода. Поднимем его из берлоги, подпускаем к себе поближе. Он встает на задние лапы и начинает на тебя наваливаться. А ты ему острые отводы в грудь, он сам на них и навалится…
     ; А если лапами достанет? – продолжал допытываться Рус.
     ; А ты не подставляйся, - засмеялся Милош.
     ; А если топором или мечом?
     ; Тогда  тебе хана. Он ведь, когда встанет, то ростом-то будет повыше нас с тобой. Куда бить-то? До башки не достать, да и крепкая она у него. Ранишь – только хуже сделаешь, раненый медведь ни перед чем не остановится, непременно убьет.
     ; Научишь?
     ; А не сбоишься? – снова усмехнулся Милош.
     ; Чего? – возмутился Рус.
     ; Не кипятись, пошутковал я, - успокоил его собеседник.
     За разговором они не заметили, как вышли на поле, засеянное рожью.Взяв колосок в руки, Рус спросил:
     ; Похож на ячмень, а не ячмень. Что это?
     ; Рожь, - просто ответил Милош. – Основная наша еда.
     ; А мы ячмень сеем. Лепешки из него вкусные и сытные.
     ; Попробуешь ржаных, по-другому тогда заговоришь. А вон и село наше. Ишь, все высыпали на околицу, на вас хотят посмотреть.
     В это время по сигналу Богомира отряд остановился.
     ; Остановимся на лужке, в виду селища. Туда без моего приказа не ходить, с селянами не общаться. Оружие убрать. Шатры пока не ставить.
     Оглядев своих, он слез с коня и обратился к сыновьям:
     ; Словен, останешься здесь. И будьте настороже. А ты, Рус, пойдешь со мной. Милош, веди нас к своему вождю.


                3

     Хороший и добрый человек всегда желанный гость в доме, ему и место в красном углу, и всяческое почтение.
     Богумир и Сувала оказались примерно одного возраста, да и статью и сединой своей похожи друг на друга. Женщины быстро накрыли стол и хозяин предложил:
     ; Отведайте нашего пития.
     Попробовав, Богумир удивился:
     ; Что это за напиток?
     ; Сурина. Это наши женщины измудряются. Коровье молоко настаивают на каких-то лесных травах и добавляют немного меда.
     ; Откуда мед? – удивился Богумир.
     ; Наши людишки бортничают. Найдут в лесу рой пчелиный в дупле, залезают и достают соты.
     ; А пчелы?
     ; А их дымокуром отпугивают. Но все равно покусают изрядно грабителя. Ну, да ничего. Как у нас говорят: до свадьбы заживет.
     Сидящий рядом с вождем волхв вмешался в разговор:
     ; Издалече бредете?
     Богумир посерьезнел.
     - Наше племя долгое время жило в низовьях Ра-реки (Волги). Со временем племя  разрослось настолько, что мы ужу не могли прокормить себя. А условия там ужасные.  Солнце печет так, что земля не выдерживает и трескается, а босой ногой ступить на нее невозможно, так она раскалена. Порой жара полностью губит урожай. А тут еще саранча налетит и сожрет все на корню.
     ; Что за саранча? – удивился Сувала.
     ; Это вроде нашего кузнечика, только покрупней, - пояснил Драгуня.
     ; Так передавили бы их, - недоуменно проговорил вождь.
     ; Куда там! – усмехнулся Рус. – Когда саранча встает на крыло, их стая небо застилает, а сядет на землю – ступить негде.
     ; Вот наш князь Хазар и решил разделиться племени и искать новые места для поселения, - продолжил разговор Богумир. – Мой род пошел сюда, в лесные края… Не подскажите ли, где лучше всего остановиться?
     Подумав, Сувала ответил:
     ; Это, может, и к лучшему, что вас нам боги послали…
     Богумир удивленно вздел брови, а вождь продолжил:
     ; Что так?
     ; Роды у нас небольшие, уже смешались с соседними, образовали племя, в котором мы почти все родственники разной дальности. Заметил я, люди болеть стали чаще, раньше умирать. Нужна свежая кровь…
     Князь внимательно посмотрел на собеседника, а затем в задумчивости произнес:
     ; Знаешь, и у нас, кажется, такое же просматривается. Эдак можно все племя погубить…
     ; Вот и я о том же, - покачал головой Сувала.
     Помолчав немного, он поднял глаза на Богумира.
     ; Вас много пришло?
     ; Немногим боле трех сотен, - ответил Богумир.
     ; Много, - тяжело вздохнул вождь. – Земли у нас бедные, не прокормят они столько народа. Это сколько же надо леса повалить, расчистить под поле.
     ; Что же делать? – несколько растерянно спросил князь.
     Сувала помолчал, потом повернулся в сторону кухни и крикнул:
     ; Русена, у нас сурина кончилась. Принеси еще.
     Через недолгое время в горницу вошла молодая русоволосая девушка с корчажкой. Она молча поставила  полную и забрала пустую посуду, успев при этом стрельнуть глазами в Руса.
     ; Ого, какие красавицы у вас! – не удержался от восхищения молодой человек.
     Старики не обратили на это внимания на это, думая каждый о своем. Наконец, волхв предложил:
     ; Можно разделить ваше племя пополам. Часть останется в наших краях, а другая часть пойдет дальше. Свободного места у нас много.
     ; Где у нас есть хорошие места? – обратился к нему Сувала.
     ; В полудневном переходе отсюда на восход есть речка с озерцом, место
хорошее…
     ; А остальным куда? – спросил его Богумир.
     ; К закату солнца. Там и лес пожиже, и  речки есть. А если пройти еще дальше, придешь к большому озеру Ильмера…
     ; Поразмыслить надо, - закончил беседу Богумир. – Благодарствуем за все – за совет, за угощение…
     ; Нужна ли помощь какая? – поинтересовался вождь.
     ; Да нет, у нас все есть. Вот разве что позвольте воду брать из колодцев.
     ; Как же без воды? Конечно же берите…

     В это время ребятишки селения сгрудились у изгороди напротив стана пришельцев, с любопытством наблюдая за ними.
     Одна из молодых женщин стана взяла за руку малолетнего сына и плетеную клетку из лозы, в которой  лежал какой-то зверек. Подойдя к Словену, она попросила разрешения подойти к ребятишкам у изгороди. Оглядев толпу, где стояли лишь ребятишки да несколько стариков и старушек, он кивнул головой в знак согласия.
     Телика, как звали молодуху, медленно подошла к изгороди, присела и обратилась к малышам:
     ; Смотрите, какой у нас зверек.
     Ребятишки опасливо помалкивали. Тот, что был постарше, спросил:
     ; Это кто?
     ; Манул. Такие звери живут у нас в камышах. Вот этого, совсем маленького, мы поймали и теперь он живет с нами. Ловит мышей, которые у нас зерно воруют… Он еще немного дикий, но привыкнет, станет добрей, когда поймет, что мы ему нужны, как и он нам.
     ; У нас таких зверей нет, - уже посмелее сообщил все тот же паренек.
     ; Зато у нас в лесу других зверей много, - добавил его сосед.
     ; Волки, зайцы, - вперемежку закричали малыши.
     ; Горностаи, белки…
     ; Медведи, вот такие огромные, - один из малышей вздел руки вверх.
     ; Боитесь их? – спросила Телика.
     ; Не, это они боятся людей…
     ; Почему? – поинтересовалась девушка.
     ; У нас копья, луки, топоры, а у зверей их нет…
     ; Но у них когти, зубы, - продолжила допытываться она.
     ; А у нас топор! Как дадим…
     В этот момент Талика заметила, что из дома вождя выходят Богумир и Рус. Быстро попрощавшись с ребятами, она направилась к своему стану.
     А ребятишки у изгороди продолжили обсуждать невиданного зверя.
     ; Я к нему руку протянул, а он зубы оскалил, замахнулся лапой с когтя-ми и зашипел: «Кс-с…», - похвастался один.
; Чудно его зовут…  Я вот только забыл, как его назвали?  –  сказал дру-гой малыш.
; Как он шипел, так и зовут, - проговорил третий: - Кыс…кыска…


                4

     Ясное утро по народным приметам – хороший знак для доброго дня. Едва солнце  выглянуло из-за леса, стан пришельцев начал просыпаться, зашевелился,  задвигался, загомонил…  Да и было отчего – вчера вечером князь Богумир  рассказал, что им придется разделиться, кто-то останется в этих краях, кому-то придется идти дальше искать себе новое место. И причина для беспокойства была  понятна – большинство из них были близкими или дальними родственниками.
     Чтобы унять эти споры, пришлось вмешаться князю Богумиру. Своей
властью он поделили людей на две группы. Более многочисленной группе было приказано уже завтра двигаться дальше под предводительством назначенного им князя Словена, старшего сына Богумира.
     Сам же старый князь оставался в этих краях с младшим, менее опытным в делах, сыном Русом.
     На следующее утро колонна кибиток, повозок, пеших и конных людей двинулась в сторону захода солнца. Остающиеся здесь их соплеменники криками, а то и плачем, провожали уходящих, понимая, что им едва ли придется встретиться когда-нибудь. А ведь с ними столько пережито, столько бед и горестей перенесено…  Высыпали на улицу и селяне Сувала, не выказывая никаких эмоция, просто глядя вслед уходящим.
     После того, как последний из людей его племени скрылся в зарослях леса, Богумир позвал сына и направился с ним к здешнему вождю.
     Подходя к его избе, Рус обратил внимание отца, как из отдельно стоящего строения из раскрытой двери идет дым.
     ; Глянь-ка, никак горит, - забеспокоился он.
     Но вышедший  на крыльцо Сувала успокоил их:
     ; Да нет, это баня топится по-черному. Вот как она прогреется и выйдет дым,  я зову вас помыться и попариться с веничком. Вы, наверное, в своих степях в реках только мылись, да и то летом…
     ; Так зимой в Ра-реку не полезешь, - засмеялся Рус.
     ; Стало быть, немытые и ходите пока вода в реке не согреется? – спросил вождь. – А мы любим париться. После баньки-то и тело свежее, словно заново народился.
     ; И к мамкиной титьке тянет, - продолжал веселиться Рус.
     ; Ты вот поперву испытай, а потом говорить будешь, - осадил его Сувала. – У нас, почитай, все ребятишки в банях наших зачаты.
     Пригласив гостей присесть на ступени крыльца, вождь спросил:
     ; Проводили своих?
     ; Как кусок сердца оторвали, - грустно произнес Богумир.
     В это время из хаты вышли пожилая жена вождя Сальма с корчажкой сурины и Русена с небольшими деревянными ковшами. Поставив все это перед мужчинами, они  безмолвно удалились. Сувала обратил внимание на то, как переглянулись Рус и Русена, но промолчал.
     ; Угощайтесь, - предложил он.
     Некоторое время спустя к ним подошел работник вождя Кореня и сообщил:
     ; Баня готова, хозяин.
     ; Ну, пошли, познакомлю вас с нашей банькой, - предложил Сувала гостям.
     Те посмотрели друг на друга, словно не решаясь подвергнуть себя незнакомому испытанию. Но вождь поторопил их:
     ; Пошли, пошли, а то баня выстынет. Опосля благодарить будете.
     В предбаннике им предложили раздеться. Для Богумира и Руса было непривычно обнажаться догола при посторонних. Но, глядя, как быстро разоблачаются Сувала, Кореня и подошедший к ним Драгуня, стали медленно раздеваться, складывая снятую одежду, как это делали хозяева, на пол. На лавке же лежали заготовленные для них чистые и отбеленные льняные рубахи.
     Войдя в парилку, гости едва не задохнулись от густого пара, от которого тела их сразу вспотели.
     ; Как в наших краях в пору летнего пекла, - пробормотал Рус.
     ; Ложись на пол;к, - скомандовал ему Кореня.
     Помедлив немного, Рус все-таки решился.
     ; На брюхо ложись, - продолжил распоряжаться работник.
     Тот выполнил распоряжение и вдруг почувствовал, как его стали бить веником. Рус тут же вскочил и схватил Кореню за горло.
     ; Успокойся, - Сувала положил ему руку на плечо. – Потом поймешь, что это для твоей же пользы. Так из тела все плохое выбивается.
     Отпустив слугу, Рус снова лег, а Кореня, опасливо поглядывая на парня,  продолжил обрабатывать его веником, но уже не так сильно, как первый раз. Закончив свою работу, он неожиданно окатил обработанную спину ведром холодной воды.
     ; Ой! – вскричал Рус, соскакивая с полка. – Хорошо-то как!
     ; Ну вот, а ты опасался, - улыбнулся Сувала и уже обращаясь к Богумиру, произнес:
     ; Твоя очередь, болезный. Ты – князь, поэтому я тебя сам уважу.
     ; Смотри, не запори меня до смерти, - засмеялся и Богумир.
     После того, как Кореня обработал веником и хозяина, Сувала, Богумир и Рус вышли в предбанник.
     ; Никогда так хорошо себя не чувствовал, - проговорил Богумир, садясь на лавку и не спеша одеваться. – Когда обоснуемся на новом месте, я попрошу, чтобы вы и мне такую баньку спроворили.
     ; Это уж как положено, - серьезно ответил вождь. – Без баньки никуда, особливо зимой. Бывало выстынешь на морозе, сходишь в баньку, пропаришься, и никакая хворь тебя не возьмет.
     ; Хорошо, - снова проговорил Богумир.
     Видя, что Рус наклонился к своей одежде на полу, Сувала остановил его:
     ; Оставь. Что же ты, на мытое тело грязные и пропотевшие порты оденешь?  Пошто тогда мылся?  Вот чистая рубаха тебе положена, ее надень. А грязное белье бабы постирают да прополощут.
     Рус развернул рубаху и стал ее осматривать.
     ; Одевай, одевай, - подтолкнул его Сувала. – Привыкая жить по-нашему, плохому не научим.
     Тому ничего не оставалось делать, как напялить на себя необычное одеяние.  Он стоял, растерянно глядя то на себя, то на взрослых мужчин. Рубаха закрывала его тело до пола.
     ; Легче, чем в вашей тяжелой одежде? – спросил вождь.
     ; Совсем как раздетый, - вынужден признаться парень. – Легко… Только я к своим так не пойду.
     ; Так а вы оставайтесь у меня ночевать. За ночь ваша одежка просохнет.
     ; Наши волноваться станут, - начал было Богумир, но Сувала успокоил его:
     ; Я пошлю волхва упредить их, он успокоит.
     А потом, хитро глянув на Руса, спросил:
     ; Тебе, как я заметил, Русена приглянулась?
     ; Красивая, - пробормотал тот.
     ; Пришлю тебе ее на ночь. Потешите молодую плоть…

     Через день Богумир и Рус снова заявились в дом вождя.
     ; Мы завтра трогаемся в путь, - начал разговор Богумир. – Просьба у меня к тебе: не дашь ли несколько мужиков, чтобы научили моих рубить лес и ставить избы.
     Сувала хитро прищурился и произнес:
     ; Так ведь дать-то бы можно, но только заняты они у меня – заготавливают дрова на зиму. А их, дрова-то, еще надо вывести из леса…
     ; Давай договоримся так, - предложил Богумир. – У меня есть десяток заводных лошадей, пяток я тебе дам на время – они помогут вывести дрова.
     ; А что не все десять, - гнул свое вождь.
     ; Свободные лошади мне самому нужны. Поедем лесами, где дорог нет. Вдруг какая лошадь ногу сломает или телега застрянет, надо будет к упряжной лошади вторую подключать…
     ; Вот заберешь ты  у меня мужиков, а у нас уборочная на носу. Людей и без того не хватает…
     ; Дам я тебе людишек, к крестьянскому труду привычных.
     ; Ну, коли так, ладно, - согласился Сувала.
     Старики вышли на крыльцо и увидели, что на завалинке сидят Рус и Русена и о чем-то мило воркуют. Перед ними на траве играл сын девушки, едва вставший на ноги.
     ; Ишь, никак полюбились друг дружке, - усмехнулся Сувала.
     ; Отдашь ее сыну? – посмотрел на него Богумир.
     ; Сейчас не резон, - подумав, ответил собеседник. – Вон малыш-то у нее совсем махонький. А вы едете незнамо куда, первую осень и зиму вам трудненько придется. Вот уж если весной…
     ; Тяжко им придется в разлуке.
     ; Полно. Волхв сказывал, что отведет вас на новое место в полдня пути отсель. Так это всем вашим скопом да по незнакомым местам. А верхом на коне Рус мигом домчит свидеться с Русеной, - улыбнулся Сувала. – А там со временем и ты заглянешь к старику поболтать…
     ; Ох и хитер же ты, - Богумир слегка толкнул вождя в плечо. – Хочешь, чтобы мы почаще общались?
     ; Разве это плохо? – спросил Сувала. – Соседями станем, а лучших соседей, я гляжу, нам не найти.
     ; Твоя правда,- согласился князь. – А там, глядишь, и породнимся.
     ; Вот и я к тому же… После того, как уберем урожай, мы устраиваем праздник. Вот и привози свою молодежь к нам праздновать. Перезнакомятся, а там и семьи заведут…
     ; Мудрый ты однако, далеко глядишь…
     ; Жизнь приучила, - вздохнул Сувала.


                6

     Незаметно проскочило лето, с полей убран урожай, уехали к себе помощники  Богумирова племени, помогавшие работать на полях селянам Сувала. Вернулись мужчины, помогавшие новому племени валить лес, готовить бревна для срубов домов, выжигать оставшиеся пеньки под поле. Некоторые из молодых парней успели при-глядеть себе невест.
     Да и парни Богумирова племени, помогавшие собирать урожай у Сувала, оказались не промахами, сдружившись с молодыми девчонками нового для себя племени.
     На праздник окончания полевых работ в селение Сувала приехали на конях молодые парни Богумирова племени, поддерживая впереди себя на конском крупе молодых девушек. Вместе с ним приехал и сам князь.
     Вождь и князь встретились, как старые друзья, давно не видевшие друг друга.
     Рус, разыскавший Русену, тут же подхватил ее, усадил впереди себя на своего коня и повез на прогулку.
     ; Глянь, как соскучились, - проговорил Богумир, показывая на них Сувалу.
     ; Да тут дело уже сладилось, - согласился тот.
     ; Вот и добре…
     А селение уже гудело и светилось от обилия молодых парней и девушек, меж которым без конца сновали любопытные малыши. Взрослые же были заняты своими заботами – женщины готовили богатое угощение, мужчины сколачивали столы и скамьи для всеобщей трапезы.
     После застолья молодежь направилась на околицу села на игрища. И вот 
уже оттуда понеслись звуки гудков и рожков, крики, песни. Кто-то из девушек затянул песню:

                Березка, березка,
                Завивайся, кудрявая!
                К тебе девки пришли,
                К тебе красные пришли,
                Пирога принесли…

     ; Эк, как заводят, - Богумир покачал головой. – Заливистые…
     В это время в ответ девчонкам затянули свою песню парни:

                Да съехались оны с копьями –
                Только копья-то в кольцах попригнулисе.
                Да съехались богатыри палками –
                Только палки по щербням отвернулисе.
                Соскочили они с добрых коней,
                Да схватились оны в рукопашный бой.

     Общий смех заглушил певцов.
     ; Хорошо! - удовлетворенно произнес Сувала. – Душами сошлись. Все ладно будет.
     ; Вот и добре, - согласился с ним Богумир. – Нам, старикам, покойнее…
     А со стороны околицы неслись новые песни:

                Вот те прялка,
                Вот те лен,
                Вот те сорок веретен.
                Ты сиди, попрядывай,
                На меня поглядывай.

     Другая девушка выводила:

                Я по цветикам ходила,
                По лазоревым гуляла,
                Цвету алого искала.
                Не нашла цвета алого,
                Супротив мого милого.

     ; Ну, оторвы! – откровенно хохотал Богумир. – Нет, эти певуньи долго в девках не засидятся.
     ; А твои-то что не заводят? – спросил, улыбаясь Сувала.
     ; Мои больше плясать горазды. Небойсь, сейчас коленца выделывают, перед твоими девчонками выхваляются.
     ; Наши девки не уступят, - ревниво произнес вождь.
     ; Кто  лучше пляшет, они сами меж собой рассудят, - примирительно проговорил Богумир.

     Зима ненадолго разделила два племени сугробами. Да и вправду сказать, парни того и другого селения верхами наведывались навестить своих избранниц – известное дело, любовь, она препятствий не знает.
     Услышав стук копыт по мерзлой земле, из избы вождя вышел Кореня.
     ; Давайте я отведу вашего коня в теплое стойло, - предложил он Русу.
     ; Он тебе не дастся, - усмехнулся приезжий. – Признает только своего хозяина.
     ; Ишь, строптивый какой, - заметил Кореня. – Что так?
     ; Это боевой конь, под чужака не должен ладиться.
     ; Ну, коли так, веди его сам. А я ему воды налью в лохань да овса в ясли насыплю – пусть отдыхает.
     Вошедшего в горницу гостя встречали все обитатели дома. Тепло поздо-ровавшись с вождем, Рус присел перед Тимкой, сыном Русены.
     ; Глянь-ка, кого я тебе привез, - сказал он, протягивая мальчонке пушистого зверька.
     ; Кыса! – изумился тот и протянул к манулу ручонки.
     ; Ты легонько прижми его к себе – он должен почувствовать твой запах, запах своего хозяина, - посоветовал Рус.
     ; Чем его кормить? – спросила Русена, присевшая рядом с ними.
     ; Он приучен к молоку, - ответил Рус. – А когда подрастет, можно кормить его мясом.
     Русена принесла плошку с молоком и поднесла ее к мордочке котенка. Тот понюхал и затряс головой.
     ; Не пьет, - удивился малыш.
     ; Он привык к лошадиному молоку, а здесь коровье, - пояснил Рус. 
     Он окунул  мордочку зверька в молоко.  Тот облизался и снова затряс го-ловой. Рус еще раз макнул его. Котенок снова облизался и уже только после этого начал лакать.
     ; Пьет! – восхитился Тимка.
     ; Как князь поживает? Здоров ли? – спросил гостя Сувала.
     ; Немного болеет, простудился, - ответил Рус.
     ; Пусть приедет к нам. Его Драгуня быстро на ноги поставит. Да и бань-ка всю хворь выгонит. Это у нас первейшее дело…
     ; Обещал приехать, как только полегчает…
     ; Как зиму-то переносите? Непривычны вам наши морозы? – продолжал допытываться вождь.
     ; Непривычны, - ответил Рус. – Зато у вас ветра нет такого, как бывало у нас в степи.
     ; Это лес прикрывает от ветра…
     ; Похоронили мы одного, - поделился Рус. – Из теплого шатра голиком
вышел за дровами. Несколько дней промучился и все.
     ; Эко беда-то, - посочувствовал Сувала. – Ладно, соловья баснями не кормят. Садись, трапезничать будем…
     За обедом Рус поделился:
     ; У нас еще одна напасть появилась…
     ; Что такое? - настороженно спросил хозяин.
     ; У многих зубы стали шататься и выпадать. Старики даже твердое мясо есть не могут – режут на маленькие кусочки и глотают их, не пережевывая.
     ; Это серьезная болезнь, - вмешался в разговор Драгуня. – Вам обязательно надо отваривать хвою  и этот отвар каждому пить понемногу и каждый день. Даже детям. Иначе пропадете…
     ; Он дело говорит, - поддержал его Сувала. –  Мы только этим и спасаемся.
Обернувшись в сторону кухни, он крикнул жене:
     ; Сальма, подай-ка Русу хвойного отвара.
     Та молча вошла в горницу и подала гостю небольшой ковш с питьем.
     ; Елкой пахнет, - понюхал содержимое Рус.
     ; Ею, родимой, спасительницей нашей, - подтвердил Драгуня. – Пей…
     Гость выпил содержимое и начал отплевываться:
     ; Гадость какая! – проворчал он.
     ; Это с непривычки, - засмеялся Сувала. – Зато зубы сохраните.

     Через пару дней Рус уехал, а еще через несколько дней в селение Сувала приехал Богумир с несколькими парнями, которым на игрищах приглянулись местные девушки.
     ; Никак женихов привез? – радостно проговорил вождь, обнимая приятеля. – Собрался-таки навестить старика…
     ; Так эта молодежь совсем замучила меня – все рвались сюда, к своим подружкам.
     ; Созрели, стало быть, для жениховства.  Вот к весне  отсеемся и почнем свадьбы играть, - сказал Сувала. – Ты не возражаешь?
     ; Так разве кого удержишь – природа берет свое и не нам ей перечить.
     ; Как сам-то? – поинтересовался вождь. – Сказывал Рус, что ты приболел, ай нет?
     ; Было немного, но сейчас отпустило…
     ; Кореня, - крикнул Сувала в сторону дома. – Баню готовь…
     ; Хороша у тебя банька, - похвалил Богумир. – Ты велел бы своим людям и мне такую спроворить. А то мои-то не знают ни как каменку сложить, ни как баню истопить…
     ; Как же, весной и спроворим, - хозяин обнял гостя и повел его в избу. – Тут не все так просто. Плохой мастер и каменку не сможет сложить так, чтобы хорошо грела, да и после того, как баню прогреют, ее обязательно выветрить надо, чтобы в ней не угореть до смерти…


                7

     Бежит неутомимое время, и не найдется за земле сил, чтобы остановить, задержать его. Даже великий Свентовит и тот перед ним бессилен…
     Не напрасно проходили игрища в селище Суваловом. Образовались новые семьи, при образовании которых Драгуня прочел свою молитву:

                Матерь Сва бьет крылами
                по бокам своим с двух сторон,
                как в огне вся сияя светом,
                И все перья Ее – иные:
                красные, синие, рыже-бурые,
                желтые, и серебряные,
                золотые, и белые.
                И так же сияет, как Солнце-царь,
                и идет Она близ ясуни,
                и так же сияет седьмой красой,
                завещанной от богов.
                И Перун, увидев Ее, возгремит
                громами в том небе ясном.
                И вот это – наше счастье,
                и мы должны
                приложить все силы,
                чтобы видеть,
                как отсекают
                жизнь старую нашу от новой,
                так точно, как рассекают
                дрова в домах огнищанских…

     Да только тесно стало в старых избах, где и без того многочисленных ребятишек приходилось укладывать на ночь на полу.
     Посовещались старики двух селищ, да и договорились ставить новое селище на полпути меж двух старых – этак рукой подать и до владений Сувала, да и до Богумирова селища. Рус с затяжелевшей Русеной и Тимкой поселился в новом месте, приняв на себя княжение над новой общиной.
     И все бы ладно было, не случись беда.
     В один из зимних дней прискакал к Русу всполошный посланец из Богумирова селища со страшной вестью. Охотники обнаружили в чащобе медвежью берлогу. Ну, и надумал князь тряхнуть стариной. С группой мужиков окружили лежбище зверя, стали  толкать его шестами. Приготовил Богумир рогатину, как учил его Сувала, и упор, кажется, выбрал удачно. Да только не учел он, что медведь вылетит так стремительно и сразу кинется на противника. И то ли рука дрогнула от неожиданности, то ли упор рогатины скользнул по мерзлой земле, да только достал  его зверь своими страшными когтями, мазанул охотника по голове и груди да так, что ребра вылезли наружу.
     Один из охотников тут же свалил зверюгу ударом топора по голове, да ведь сделанного не воротишь.
     Принесли еще живого Богумира в селище и тут же послали за Русом.
     Сын застал отца при последнем издыхании. Только и успел старик прохрипеть:
     ; Возьми мое селище под свою руку…
     С тем и отправился к праотцам на вечное поселение.
     Похоронили бывшего князя по строгому обычаю рода, погоревали, справили заупокойную тризну и вернулись к своим бесконечным делам – жизнь-то идет, ее не остановишь, забот не убавишь…
     После похорон приятеля, Сувал задержался у Руса погостить.
     ; Надо бы послать человека к Словену, сообщить ему о кончине отца, - в раздумье проговорил гость. – Там ваш род, все родственники Богумиру…
     ; Да как же найти их в этих лесах? – с грустью произнес Рус.
     ; Твои люди не найдут, - согласился с ним Сувал. – Помнится, когда люди Словена уходили, был уговор, что они станут делать зарубки на деревьях, чтобы не заплутать…
     ; Так они заросли за это время, - проговорил хозяин.
     ; Опытный лесовик все равно обнаружит их.
     ; Так где его взять, опытного лесовика? – сокрушенно произнес Рус.
     Подумав, Сувал промолвил:
     ; А что если послать Драгуню? Он, почитай, всю жизнь в лесу прожил. Дадим ему пару человек в помощь… Они заодно и лесные повадки изучат с его помощью…  Да  и новые зарубки сделают, чтобы не заплутать на обратном пути…
     После некоторого раздумья, Рус согласился:
     ; Пару человек я дам. Вот только согласится ли волхв – путь-то немалый, да и он не молод…
     ; Так мы же посылаем его со скорбной вестью, грешно будет перед богами отказать в благом деле.
     ; Так что, поговори. Людишек я тебе подберу…
     ; Я обратил внимание – ты на задах строишь амбар? – спросил Сувала. – Что-то задумал?
     ; Это по нужде. Тут дело-то в том, что каждая семья на своем клочке земли получает разный урожай. А семьи-то тоже разные: у одних пяток едоков, у других – боле десятка, большинство девки. Первые живут в достатке, вторые – впроголодь, - поделился Рус. - Вот я и надумал соединить все поля в одно под моим началом, всем разом на нем пахать и сеять. А урожай собирать в единый амбар и раздавать зерно семьям по мере надобности.
     ; Амбар будет твой?
     ; Само собой, здесь нужен один хозяин.
     ; Так и у меня те же заботы, - в раздумье проговорил Сувала. – Пожалуй, и мне надо соорудить то же самое…  Ладно, поеду я – род без хозяина – сирота. Когда пришлешь людишек-то?
     ; В скорости и пришлю. Береги себя…

     На другой день после отъезда Сувала Рус вызвал  к себе двоюродного брата Костеню и племянника Горду.
     ; Поедете к Словену, надо сообщить ему о смерти отца нашего Богумира, - коротко объяснил он.
     ; Как найдем его? – поинтересовался Костеня.
     ; Поведет вас волхв Драгуня, - ответил Рус. – Он хорошо следы читает – а там должны еще сохраниться вмятины от колес повозок, да и зарубки на деревьях они  делали по пути. Вы тоже делайте зарубки да почаще, мало ли что… Волхв стар, возможно обратно придется самим пробираться без него. Я с вами передам писулю на бересте для Словена…
     ; Когда идти-то? – спросил Костеня.
     ; Так сегодня собирайтесь, а завтра пойдете к Сувалу.
     ; У меня женка молоденькая, родила недавно, как я ее оставлю? – полю-бопытствовал Горда.
     ; Ко мне приведешь с дитем, не обижу, - ответил дядя.
     Костеня, отвернувшись от родственников, ехидно усмехнулся.
     ; Все, идите, не теряйте времени даром, - отослал их Рус.
     На следующий день Костеня и Горда снова пришли к Русу. Тот передал брату свернутую в трубку берестяную грамоту.
     ; Передашь Словену, да на словах расскажите, как погиб Богумир, как мы здесь живем. Пригласите его в гости. Долго-то там не гостите, дома вас семьи ждут, да и дел много. Драгуню берегите и слушайте, он может многому научить…
     Сувала что-то обсуждал с Драгуней, когда к нему заявились посланцы от Руса.
     ; Скоро вы собрались, - подивился он.
     ; Рус не велел мешкать, - проговорил Костеня. – Дома семьи ждут, да и дела… Вот он грамотку передал для Словена.
     Взяв бересту в руки, Сувала подивился:
     ; Ишь ты, рунами писано. А мы все больше черты да резы используем…
     ; Кто к чему боле привычен, - заметил Драгуня.
     ; Вы вот что, ребятушки, - обратился вождь к гостям. – Сегодня отдохните, а уж завтра с утречка и отправляйтесь. Драгуню слушайтесь во всем, он плохому не научит. И берегите его – он у нас один такой, святой человек…


                8

     День бежит за днем, словно светлая водица в лесном ручейке, не остановить, не удержать ее, даже если поставить запруду – вода все равно найдет себе выход и  продолжит движение. Так и жизнь – бежит себе для кого-то быстро, для кого-то – едва плетется. И не повернуть это невозвратное время вспять, ни остановить.
     В один из дней к Русу прискакал Грикша с просьбой Сувала приехать к
нему.
     ; Что случилось? – спросил Рус. – А что он сам не приехал?
     ; Занемог он, - пояснил тот. – Велел сказывать, что дело важное…
     ; Ну, коли важное, надо ехать,- усмехнулся князь.
     Наскоро собравшись, он оседлал коня и вместе с двумя приближенными Онфимом и Есифом поскакал в селище Сувала.
     Своего приятеля он застал лежащим на лежанке, укрытом медвежьей полостью.
     ; И чего это ты надумал валяться? – улыбаясь, спросил он хозяина.
     ; Знобит что-то, слабость, - ответил тот. – Стареть начал.
     ; Эко выдумал! – усмехнулся Рус. – А как же твоя животворная банька? Не пробовал?
     ; Да уж пробовал, только не помогает. Жалко, Драгуни нет, он бы меня поднял на ноги…
     ; Ты, главное, сам себя поддерживай, - серьезно проговорил Рус. – Ишь, что выдумал – «старость подходит»! Мы еще с тобой ого-го!..
     ; Хороший ты человек, Рус. Тебя, видно, к нам сам Перун наслал…
     ; Да полно тебе,  - слегка смутился гость. – Грикша сказывал, что у тебя ко мне дело есть? 
     ; И то верно, - кивнул головой Сувала. – Помоги-ка мне сесть, а то лежа неловко такие дела решать.
     Удобно устроившись с помощью Руса между подоткнутых с боков и спины перовых подушек, Сувала начал говорить:
     ; Перво-наперво я попросил бы тебя взять под себя мое селище. Чувствую, немного мне осталось. А следить за хозяйством, людьми управлять сил уже нет. Да и людишки-то глядят на меня, как на покойника, от которого нет никакого толка…
     ; Это ты напраслину говоришь, - остановил его Рус. – Хозяйство у тебя поставлено крепко…
     ; Хозяйство крепко, пока крепок хозяин, - возразил Сувала. – А я вишь какой – одно слово, развалина… Так что не отказывайся, не хочу, чтобы все, мною построенное, развалилось.
     ; Добро, вынужден был согласиться Рус. Если ты не против, я поставлю здесь присматривать Тимку – он твой сын, родился здесь, люди его знают…
     ; Не молод ли он? – усомнился Сувала.
     ; Осьмнадцатый год пошел, куда уж там. Парень смышленый, да и я помогу ему советом по надобности.
     ; Ну, коли так, присылай, да не медли. Пока жив еще, пригляжу за ним.
     Помолчав немного, Сувала продолжил:
     ; И вот еще что. Тут намедни ко мне пришли двое посланцев от лесных людей…
     ; Кто такие?
     ; Недалече от нас живут мелкими родами. Когда-то давно отделились от нас, захотели жить самостоятельно. Поставили селища по две-три избы, так и жили сами по себе. А вот прослышали про мое да твои селища, просятся принять их к нам.
     ; Что их вынудило? – серьезно спросил Рус.
     ; А вот ты сам послушай их, - ответил больной и попросил сидевшую здесь же в уголке жену Сальму позвать лесных людей.
     По ее зову  в горницу вошли два невысоких мужичонка довольно пожилого возраста. Оказалось, что одного из них, что постарше, кличут Мина, а второго Олисеем.
     ; Вы, ребятушки, поведайте, с чем пришли князю Русу – он теперя остается главным у нас, - обратился к ним Сувала.
     ; Прими нас, князь, под свое начало, - проговорил Мина. – Слишком тяжко стало жить малыми родами…
     ; Что так? – удивился Рус. – До сего времени жили спокойно и вдруг…
     ; Да с появлением ваших новых селищ наши парни стали уходить к вашим девицам, жениться да и оставаться у вас. А у нас остались одни старики да бабы.  Не управляемся мы с хозяйством – мочи нет. То надо избу подправить, то пахать, то дрова на зиму готовить…
     ; Так и вы бы следом за сыновьями, - сказал Рус.
     ; Места у нас хорошие, испокон веков селища  ставленные. Как их бро-
сить? Там могилы наших родичей…
     ; Он дело говорит, Рус, - вступил в разговор Сувала. – Земли там пахотные, уродистые. А если расширять наши селища, то надо выкорчевывать леса. А без леса какая жизнь? Он тебе и снег зимой на полях сохранит, и дрова рядышком, грибы, ягоды, зверье под боком. Без леса нельзя… Ты вон сам из степей ушел со своим родом, так пошто наши земли в степь превращать? Да и мелкими селищами управлять проще…
     ; А если кто нападет, мелкое селище не оборонишь, -  в раздумье проговорил Рус.
     ; Полно, сколь времени соседствуем с лесными людьми, николи у нас не доходило до бойни, - сказал Сувала. -  Слава Чернобогу, что не трогает нас. А уж коли кого ты опасаешься, так никто тебя не неволит – обучай уношей боевому искусству, коим ты сам владеешь. А собрать дружину можно в единый  момент – от селища до селища враз доскачешь…
     ; Твоя правда, - согласился Рус. – Я повелю своим уношам и уноткам – коли полюбился кто из лесного селища, пусть там и создают новый род. А избу да хозяйство мы им поможем наладить.
     ; Вот и добре, - обрадовался хозяин. – Места у нас много, расширяйся, а люди только рады будут, в пояс тебе поклонятся…
     ; Низкий поклон тебе от нас, Рус, - поклонились Мина и Олиссей. – Выручай нас, сирых да немощных. А то молодежь-то уходит, некому в последний смертный час и домовину в земельку поместить.
     ; Полно, полно, - остановил их Рус. – Не дадим вам пропасть. Придет срок и сами такими же сирыми станем…
     ; Ну, коли все так удачно заладилось, самое время повеселить Хорса
пивком да медком, - улыбнулся Сувала и крикнул жене:  - Сальма, вели стол готовить!
     ; Так пока вы сплетничали, стол-то и приготовили, - усмехнулась она.
     ; Ну-ка, помогите мне встать, - развеселился Сувала. – Нынче пир у нас, доброе дело затеяли…
     ; Дай вам Дажбог и Белбог всяких благ земных, благополучия, счастия богатства и добра, удачи, справедливости в делах ваших, - бормотали довольные исходом переговоров Мина и Олиссей…
     ; Не забудьте помолиться и Полелю и Дито, чтобы они помогли молодым в счастливом сожительстве до конца дней своих,  -  улыбнулся Сувала.


                9

     Славен будь Рус благими деяниями своими! Сумел ты  объединить множество родов своих и лесных людей под своим началом! Ожили, расцвели, располнели  селища, зазвучали в них благотарственные песнопения в честь славных богов наших, коим люди поклонялись многие поколения. За околицами стал слышен смех молодежи, а на завалинке возле избы старого Терентия собралась малышня, которым старик поучал их:

                «И вот начните,
                во-первых – главу пред Триглавом склоните!»
                - так мы начинали,
                великую славу Ему воспевали,
                Сварога – Деда богов восхваляли,
                что ожидает нас.
                Сварог - старший бога Рода божьего
                и Роду всему – вечно бьющий родник,
                что летом протек от кроны,
                зимою не замерзал,
                живил той влагою пьющих!
                Живились и мы, срок пока не истек,
                пока не отправились сами к Нему
                ко райским блаженным лугам!..

     Сувала уже не вставал. Лежа в тиши рядом с сидящей подле него верной и такой же старой Сальмой, он улыбался.
     ; Чему ты радуешься? – спросила она, взял мужа за руку.
     ; Радуюсь, что сумел род не только сохранить, но и умножить его. Сам Дажбог,  видно, смилостивился над нами и прислал к нам Руса… Крепкая и верная у него рука, за него я спокоен…
     ; Вот и хорошо, вот и ладно, - Сальма погладила его руку.
     В это время со стороны двора послышался какой-то шум.
     ; Что там, глянь-ка, - попросил он жену.
     Та тяжело встала и выглянула в распахнутое окошко.
     ; Батюшки-светы, никак Драгуня возвернулся! - воскликнула она.
     ; Ну-ка, зови его сюда, - обрадованно проговорил Сувала. – Ишь, старый, выдержал, прилетел-таки в родовое гнездо…
     А тот уже входил к опочивальню старого своего приятеля.
     ; Боялся, что не застану тебя в живых, - с порога проговорил он. - А ты чего это разлегся? Уж не помирать ли собрался?
     ; Да вот тебя ждал, думал - уж не случилось ли что с тобой?
     ; Так хорошего-то знахаря, окромя тебя, нет, - улыбнулся Сувала.
     ; Это ты нарочно больным да слабым притворяешься, - ворчливо проговорил волхв. – Ничего, травками полечу, еще побегаешь…
     ; Отбегали мои ноженьки, - вздохнул старейшина рода.
     ; А ты не спеши к богам-то, подождут оне…
     С этого дня Драгуня не отходил от Сувала, постоянно делая ему то примочки, то заставляя пить какие-то настои. А когда больной забывался и засыпал, садился к окну и водил писалом по бересте. Он настолько увлекся, что вздрогнул, когда Сувала окликнул его:
     ; Что ты там царапаешь, глаза портишь?
     Волхв оставил свое занятие, подошел к старику и потрогал его лоб.
     ; Когда гостевал у Словена, услышал  много интересного о том, откуда они пришли с Русом, что Словен сделал на новом месте среди лесных людей, да и у нас произошло  много чего интересного. Новая жизнь настала в наших краях. Вот я и решил записать все это на бересте – пусть потомки знают, где их корни…
     ; Доброе дело, - одобрил его Сувала. – Почитай, хочу услышать, что у тебя получилось…
     ; А вот послушай…
     Взяв несколько свернутых в трубочку лоскутов бересты, Драгуня пред-варительно пояснил:
     ; У покойного Богумира было несколько сыновей. Когда их род начал делиться,  старший сын Скиф отошел от отца, а вот младшие Словен и Рус, решили остаться при нем. Вот что я записал со слов Словена: «Славен с братом Скифом (Рус-то еще был в младых годах), имея войны многие на востоце идоша к западу, многи земли о Черном мори и на Дунае себе покориша… И от старшего брата прозвашася славяне… Славен князь иде к полуносчи и град великий созда, во свое имя Словенск нарече. А Скиф остался у Понта и Меотиса в пустынех обитати, питаяся от скот и грабительства и  прозвася страна та Скафиа Великая. По устроении Великого града умре Славен князь, а по нём владаху сынове его и внуки много сотен лет. И бе князь Вандал, владая славянами, ходя всюду на север, восток и запад морем и землею, многие земли  на вскрай моря повоева и народы себе покоря, возвратися во град Великий. А Вандал вся земли их от моря до моря себе покори…*»
     ; Не лепо им там было, коли так колобродили по миру, - тихо произнес Сувала.
     ; Да уж куда там, - согласился с ним Драгуня. – От хорошей жизни не стали бы бродить по миру. А вот еще я записал: «Лета 3099** Словен и Рус с роды своими отлучашася от  Ексинопонта(Черного моря) и от роду своего и от братни и хождаху  по странам вселенныя, яко крылатии орли прелетаху пустыни многие, ищуще себе места на селение; и во многих местах почивающе мечюще их, и нигде же не обретоша себе селения. 14 лет спустя места и страны обхождаху, дондеже дошедша езера великого, Моиска зовомого, последи Ирмер проименовася во имя сестры их Ирмеры.  Тогда волхование по-веле им наследником места того быти. И старейший Словен с родом своим и со всем, иже под рукою его, седе на реце, зовомой тогда Мутная, последи же на Волхов проименовася во имя старейшего сына Словенова, Волхова зово-ма.
     Лета 3113*** великий князь Словен поставиша град и именоваша по имени своем Словенск, иже ныне зовется Великий Новград, от устие великого езера Ильмера по реце Волхову полтретья поприща. И от того времени новопришельцы скифы начали именоватися словяня****».
     ; Ишь ты, народ по имени князя назвали, - проговорил Сувала.
     ; Дак ить и нас теперь по-другому величают. По пути сюда я слышал, что нас зовут людьми Руса, русскими…
     ; Эвон как все образовалось, - пробормотал больной. – Теперя  мы уже не лесные люди, а русские… Устал я что-то, вздремнуть хочу…
     ; Поспи, поспи, сон-то он силы придает. Храни тебя Дажбог, - отозвался Драгуня, укрыл старейшину рода поплотней и вышел из опочивальни…



     *Источник – Иоакимова летопись.
     **2591 год до н.э.
     ***2578 год до н.э.
     ****Источник – Мазуринский летописец.


Рецензии