Беседы с А. Шопенгауэром о счастье Часть 1В

1. Счастье  есть отсутствие несчастий  Часть 1 В

   (Продолжение части 1А)

М. – Но не всегда все складывается так трагично. Некоторые люди проживают жизнь вполне успешно, хотя от болезней, утрат и прочих ударов судьбы никто не застрахован. Кроме того, в начале пути невозможно предвидеть, что тебя ждет впереди.

А. Ш. – Все мы, конечно, как выражался Шиллер, рождены в Аркадии, то есть вступаем в жизнь, исполненные притязаний на счастье и наслаждение, и питаем пустую надежду осуществить их на деле. Обыкновенно в скором времени является судьба, грубо налагает на нас свою руку и доказывает нам, что здесь нет ничего нашего, а все принадлежит ей, так как она имеет неоспоримое право не только на все наши владения и доходы, на нашу жену и детей, но даже на наши руки и ноги, глаза и уши, не исключая также и носа посреди нашей физиономии.

М. – Ну, от судьбы не уйдешь, это верно. Как говорится, «все под Богом ходим». Что же из этого следует?

А. Ш. – Во всяком же случае рано или поздно приходит опыт, принося с собой уразумение, что счастье и наслаждение – мираж, что, напротив, страдание и боль реальны. Мы узнаем тогда, что лучшее, чего можно ждать от жизни, – это беспечальное, спокойное, сносное существование; им мы и ограничиваем наши притязания, чтобы тем вернее достигнуть его. Ибо надежнейшее средство, чтобы не быть очень несчастным, – это не требовать для себя большого счастья.

М. – Разве есть кто-то, к кому мы можем предъявлять такое требование? О счастье мечтает каждый, при этом довольствуясь тем, что имеет.

А. Ш. – Рекомендуется умерять свои притязания на наслаждение, обладание, ранг, честь и т. д. – до самых скромных пределов, ибо именно стремление и погоня за счастьем, блеском и наслаждением и сопряжены с большими несчастьями.

М. – Однако трудно поверить, что радость совсем не озаряет даже самое скромное существование.

А. Ш. – Где она действительно есть, там она обычно появляется без приглашения и предуведомления, сама собою, даже прокрадывается втихомолку, часто по самым ничтожным, самым пустым поводам, среди самой обыденной обстановки.

М. – Если это так, то мы можем просто не заметить, что живем, в целом, счастливо. Как понять, насколько нам хорошо?

А. Ш. – Если вы хотите оценить состояние человека с точки зрения его счастья, то надлежит спрашивать не о том, что его тешит, а о том, что его огорчает, ибо, чем ничтожнее последнее, взятое само по себе, тем человек счастливее. Ведь для того чтобы чувствовались мелочи, нужно состояние благополучия: в несчастии мы совершенно их не замечаем.

М. – Это верно. Что Вы посоветуете для достижения столь желанного состояния?

А. Ш. – Остерегайтесь строить счастье своей жизни на широком фундаменте – предъявляя к ней много требований; опираясь на такой фундамент, счастье это рушится всего легче, так как здесь открывается возможность для гораздо большего числа неудач, которые и не преминут случиться.

М. – Видимо, чтобы добиться высокого положения, богатства, известности и других составляющих успешной жизни, надо с детства готовиться, все спланировать и целиком посвятить себя достижению поставленных целей.

А. Ш. – Вообще это одна из величайших и самых частых глупостей – когда люди делают широкие приготовления к жизни в какой бы то ни было области. Прежде всего, приготовления эти бывают рассчитаны на целую и полную человеческую жизнь, которая, однако, достается в удел очень немногим.
Отсюда происходит, что мы часто трудимся над вещами, которые, будучи наконец достигнуты, перестают уже удовлетворять нашим запросам, а также – что мы посвящаем целые годы подготовке к какому-нибудь замыслу, подготовке, незаметно отнимающей у нас тем временем силы для его осуществления.

М. – То есть с годами все может измениться: наши стремления и возможности?

А. Ш. – Вообще же с нами в жизни случается то же самое, что с путником, перед которым, по мере его движения вперед, предметы принимают иной вид, чем какой они имели издалека, – они как бы преобразуются вместе с его приближением.

М. – Да, многое из того, о чем мечталось в молодости, не сбылось, и мы 
как-то обошлись. Я уже давно это сформулировал так:
                Время вносит коррективы – исчезают перспективы.
                Есть один императив – просто жить. Без перспектив.

А. Ш. – В особенности происходит это с нашими желаниями. Часто мы находим нечто совсем иное, даже лучшее, чем искали; часто также то, что мы ищем, попадается нам на совершенно ином пути, чем тот, по которому мы сперва тщетно за ним стремились. И часто там, где мы искали наслаждения, счастья, радости, мы получаем вместо того урок, уразумение, познание – прочное, истинное благо вместо преходящего и мнимого.

М. – Мы приобретаем опыт, который, как известно, лучший учитель.
Недаром Б. Франклин писал: «Опытность – это школа, в которой уроки стоят дорого, но это единственная школа, в которой можно научиться»

А. Ш. – Выдающиеся и благородные люди скоро начинают подмечать эти уроки судьбы и принимают их с покорностью и благодарностью: они видят, что на свете можно найти много поучительного, но только не счастье, привыкают поэтому довольствоваться вместо надежды уразумением.

(продолжение следует)


Рецензии