Беседы с А. Шопенгауэром О счастье Часть 2 В
(Продолжение части 2 А)
М. – Думаю, такого человека не часто можно встретить. Нужно обладать очень сильным характером и богатым внутренним миром.
А. Ш. – Именно известное чувство полного самодовления и удерживает людей, обладающих внутренней ценностью и богатством, от перенесения значительных жертв, каких требует от нас общение с другими, не говоря уже о том, чтобы искать этого общения ценой явного самоотречения.
М. – Большинство людей, стремящихся к общению, вовсе не считают, что чем-то жертвуют: напротив, они хотят «людей посмотреть и себя показать», причем второе обычно превалирует. Общительность они рассматривают как достоинство.
А. Ш. – Что касается общительности людей, она зависит от их неспособности переносить одиночество, а в нем – себя самих. Именно внутренняя пустота и пресыщение гонят их как в общество, так и за границу, заставляют пускаться в путешествия.
Их духу недостает внутренней силы сообщать себе собственное движение; вот почему они стараются поднять ее вином, так что многие превращаются через это в пьяниц.
По этой же причине они нуждаются в постоянном возбуждении извне, притом в самом сильном, то есть исходящем от им подобных существ. Без этого их дух опускается под действием собственной тяжести и впадает в гнетущую летаргию. Именно монотонность собственного существа и становится невыносимой каждому из них.
М. – Мне кажется, что не всегда к общению склонны только пустые и «монотонные» люди. Нередко богато одаренные и даже гениальные деятели науки и культуры не чурались общества и даже занимали высокие должности при дворе. Например, Ваш знакомый, великий поэт и мыслитель И. В. Гёте. А если говорить об обычных людях, то еще Аристотель высказал мысль, что «человек – общественное животное». Как быть человеку с богатым внутренним миром, но плохо переносящем одиночество?
А. Ш. – Кто, тем не менее, любит общество, тот может вывести себе
следующее правило: чего окружающим его лицам недостает в качестве, то надо до некоторой степени возмещать их количеством.
Ему может быть достаточно общения с одним единственно умным человеком, но если кругом можно найти только обыденный сорт людей, то желательно запастись ими побольше, чтобы получить что-нибудь хотя бы с помощью действующего многоразличия. Пошли только ему небо нужное для этого терпение…
М. – То есть Вы не приветствуете такой образ жизни?
А. Ш. – Для того, у кого есть что-нибудь за душой, является истинной житейской мудростью, если он в случае нужды ограничивает свои потребности, чтобы только оградить или расширить свою свободу, и потому как можно меньше церемонится со своей особой, неминуемо поддерживающей разные связи с человеческим миром.
М. – Значит, Вы признаете, что нас всегда тянет к людям, так как это – одна из насущных потребностей?
А. Ш. – Для высоко стоящего в интеллектуальном отношении человека одиночество представляет двоякого рода выгоду: во-первых, ту, что он остается с самим собой, а во-вторых – ту, что он не находится с другими.
«Все наши беды в том, что мы не умеем быть одни», – говорит Лабрюйер. Общительность принадлежит к опасным, даже пагубным наклонностям, так как она приводит нас в соприкосновение с существами, значительное большинство которых отличается дурной нравственностью и тупым либо извращенным умом.
М. – А Вам не кажется, что необщительность – это черта характера?
Ведь на жизненном пути порой попадаются умные и достойные во всех отношениях люди. Хотя, конечно, большинство тех, с кем сталкивает судьба, не вызывает желания сойтись с ними поближе.
А. Ш. – Необщительным называется человек, в них не нуждающийся.
Иметь в себе самом достаточно содержания, чтобы обходиться без общества, уже потому есть большое счастье, что почти все наши страдания возникают от жизни в обществе, а душевный покой, составляющий, вслед за здоровьем, наиболее существенный элемент нашего счастья, подвергается риску при всяком общении с людьми и потому не может существовать без значительной доли одиночества.
М. – Значит, один из элементов счастья – одиночество?
А. Ш. – Кто рано сдружится с одиночеством и даже полюбит его, тот приобретает золотоносный рудник. Но на это способен далеко не всякий. Ибо как первоначально нужда, так по устранении ее скука гонит людей в одно место.
М. – Очень немногие с раннего возраста избегают общества: ведь сами обстоятельства помещают их в ту или иную среду, нравится им это или нет.
А. Ш. – Любовь к одиночеству не может существовать в качестве исконной потребности, а возникает лишь благодаря опыту и размышлению, и возникает она по мере развития собственных духовных сил, но вместе с тем и параллельно с прожитыми годами, поэтому-то взятая в целом общительность человека оказывается в обратном отношении с его возрастом.
(Продолжение следует…)
Свидетельство о публикации №217080401579
«Личность предполагает выход от себя, к другому и другим, она не имеет воздуха и задыхается, оставаясь замкнутой в себе». Н.Бердяев.
Другое дело временное уединение от человеческого общества. Напряжение-расслабление, труд-отдых, концентрация-медитация, уединение-общение, эти противоположные состояния равно необходимы нам для полноценной жизни.
Но с возрастом, Артур прав, излишняя общительность ни к чему.
Спасибо за диалог, Лена!
С уважением.
Евгений Терещенко 04.05.2024 20:52 Заявить о нарушении
Согласна с Вами и с А. Ш. Думаю, здесь не может быть общих правил: интроверты и экстраверты всегда будут вести себя по-разному.
Я знаю невероятно общительных пожилых людей и замкнутых, любящих одиночество, молодых.
А главное, чем выше интеллект личности, тем трудней найти удовлетворяющее общение.
Как точно заметил Ежи Лец, "разделяет не пропасть, а разница уровней".
С уважением,
Елена Пацкина 04.05.2024 21:55 Заявить о нарушении