Беседы с А. Шопенгауэром о счастье Часть 6 В

6. О нашем поведении относительно других Часть 6В

(Продолжение части 6А)

М. – Как точная формулировка! Надо бы запомнить. В таком случае, что должен учитывать разумный человек, общаясь с разными людьми?

Ш. – Отсюда следует, что мы ставим себя на один уровень со всяким, с кем разговариваем: здесь исчезает всякое возможное наше перед ним преимущество, и даже нужное в этом случае самоотречение остается совершенно незамеченным. Если теперь принять в расчет, что большинство людей отличается совершенно низменным образом мыслей и слабыми способностями, то есть во всех отношениях пошлы, то легко будет понять, что невозможно говорить с ними, не становясь на это время самому пошлым.

М. – Как избежать такой ситуации?

Ш. –  По отношению к тупицам и дуракам существует только один способ показать свой ум, и способ этот заключается в том, чтобы не говорить с ними.

М. – Видимо, это единственный вариант поведения. Но с кем тогда общаться, если, как Вы говорите, таких людей – большинство? А еще раньше
«Худших везде большинство», – говорилось Биантом Приенским.

Ш. – Но тогда, конечно, иной временами будет чувствовать себя в обществе как танцор, который явился бы на бал, где находятся одни только хромые: с кем же прикажете ему танцевать?

М. – Вы знаете, мне до сих пор временами везло, и партнеры на этом балу находились. Конечно, каждому хочется, чтобы окружающие его любили и уважали. Причем, чем больше, тем лучше.

Ш. – Ларошфуко верно заметил, что трудно чувствовать к кому-нибудь одновременно и глубокое уважение, и большую любовь. Нам остается поэтому выбор – добиваться от людей любви или уважения.

М. – А что считается предпочтительней?

Ш. – Любовь их всегда своекорыстна, хотя и на различные лады. К тому же то, чем она приобретается, не всегда бывает таково, чтобы это льстило нашей гордости.

М. – Что Вы имеете в виду?

Ш. – Нас любят главным образом в зависимости от того, насколько низко стоят наши претензии к уму и сердцу других, притом эти малые требования должны быть серьезны и непритворны, а также не должны зависеть просто от той снисходительности, которая имеет свой корень в презрении.

М. – Да, такую снисходительность другие остро чувствуют и не прощают.
У Пьера де Бомарше есть строки: «Природа говорит женщине: «Будь прекрасной, если можешь, добродетельной, если хочешь, но будь уважаемой – это необходимо». Вы с ним согласны насчет необходимости уважения?

Ш. – С уважением же людей дело обстоит наоборот: его приходится вынуждать у людей против их собственного желания; именно потому они его большей частью и скрывают. Вот почему оно дает нам в глубине души гораздо большее удовлетворение: оно стоит в связи с нашей ценностью, чего нельзя сказать непосредственно о людской любви, ибо последняя субъективна, тогда как уважение объективно.

М. –  Конечно, уважение дает некоторое удовлетворение, но если его скрывают или выказывают нехотя, то стоит ли о нем заботиться?
Может, и прав индийский философ Ошо, который утверждал: «Человеку с собственным достоинством не нужно уважение. У него есть собственное достоинство. Он уважает себя, ему не нужно уважение других».
А, что ни говори, приятней, когда тебя любят, невзирая ни на что.

 Ш. – Выгоднее для нас, без сомнения, любовь.

М. – Вероятно, любовь субъективна потому, что люди вообще, как правило, субъективны.

Ш. – Большинство людей настолько субъективны, что, в сущности, их ничто не интересует, кроме только их самих.
Отсюда и происходит, что, о чем бы вы ни говорили, они тотчас думают о себе и всякое случайное, хотя бы самое отдаленное отношение к чему-нибудь касающемуся их личности привлекает к себе и захватывает все их внимание, так что они становятся уже неспособны понимать объективное содержание речи.

М. – Я это часто замечал: даже известные публичные люди, говоря о чем бы то ни было, норовят свести разговор к случаям из своей бурной биографии. Публике это нравится.

Ш. – Равным образом никакие доводы не имеют для них значения, коль скоро доводы эти идут вразрез с их интересами или с их тщеславием.

М. – Конечно, свои интересы что люди, что государства ставят куда выше любых разумных доводов. Даже здравомыслящий человек становится агрессивным, когда затронуты его самолюбие или материальная заинтересованность.

Ш. – Поэтому они настолько легко оскорбляются, обижаются или впадают в амбицию, что, говоря с ними в объективном тоне о чем бы то ни было, нельзя достаточно уследить за собой, чтобы не сказать чего-нибудь имеющего, быть может, оскорбительное значение для дорогого и нежного «я», какое перед нами находится.

М. – Да, это «я» лучше не трогать, даже невзначай. Имеется горький опыт.

Ш. – Таким образом, в своей обидчивости они уподобляются маленьким собакам, которым так легко незаметно для себя наступить на лапы, чтобы потом выслушивать их визг; или их можно сравнить также с больным, покрытым ранами и болячками, так что приходится самым осторожным образом избегать всякого возможного к нему прикосновения.

М. – Какие удачные образы! Так оно и есть.

Ш. – У некоторых же дело доходит до того, что выказанный или, по крайней мере, недостаточно скрытый в разговоре с ними ум и рассудительность действуют на них как личная обида, хотя они ее в этот момент еще утаивают; зато потом, впоследствии, неопытный человек напрасно размышляет и недоумевает над тем, чем это он мог навлечь на себя их злобу и ненависть.

М. – Как это знакомо! И ведь, сколько ни думай, никогда не догадаешься, чем вызвано такое недоброжелательство.

Ш. – Но с другой стороны, им столь же легко польстить и понравиться. Вот почему их мнение большей частью бывает подкуплено и представляет собой просто решение в угоду их партии или класса, а не что-нибудь объективное и справедливое.

М. – Так называемый электорат всегда обманывается демагогами, а справедливость – это вечная мечта обездоленных. Возможно, объективный взгляд на вещи свойственен только ученым. Впрочем, наука науке рознь.
Как Вы думаете,  астрология – это наука?

Ш. – Красноречивым доказательством жалкой субъективности людей, вследствие которой они все относят к себе и от каждой мысли немедленно по прямой линии возвращаются к собственной особе, является астрология, ставящая ход великих мировых тел в соотношение с несчастным «я» и связывающая появление комет на небе с земными раздорами и пустяками. А ведь это бывало во все, даже и в древнейшие, времена.

М. – Более того, астрология имеет немало приверженцев и сегодня, в 21-м веке. Астрологи выступают по телевизору и имеют, судя по всему, довольно высокий рейтинг. Так что человеческая природа за века не очень изменилась.
Продолжая Вашу мысль о присущей многим людям субъективности и эгоизме, хочу спросить, как правильно себя вести, чтобы не они, как говорится, не «сели на шею»?

Ш. – Люди уподобляются детям в том отношении, что, если им спускать, они становятся непослушными, поэтому ни для кого не надо быть слишком уступчивым и ласковым.


Рецензии
Снова россыпь интересных мудрых мыслей иногда таких, о чем не задумывался, а надо бы.К примеру - "Как часто сталкиваешься (В ДРУГИХ И В СЕБЕ) с тем, что всякое случайное, хотя бы самое отдаленное отношение к чему-нибудь касающемуся их (ТВОЕЙ) личности привлекает к себе и захватывает все их (ТВОЁ)внимание, так что они (ВЫ)становятся неспособны понимать объективное содержание речи".
Как и в предыдущих разделах настораживает деление на философствующего автора и прочее большинство - "Большинство людей отличается совершенно низменным образом мыслей и слабыми способностями.т.е. во всех отношениях пошлы."
Мне представляется, что наше окружение представляет собой математически нормальное распределение личностей с разной степенью интеллекта, способностей и других человеческих качеств. Шопенгауэру простительно так говорить, он на вершине, а каждого из нас окружают люди не только ниже, но и равные или выше нас интеллектуально. Потому вам, Елена, везло "и на балу партнеры находились."
Интерес к астрологии в 21 веке поражает. Я специально высаживал огородные растения в благоприятные и неблагоприятные дни, чтобы повлиять на мнение домашних. Не действует, находятся поводы для сомнения в чистоте эксперимента. Тогда я спрашиваю, а где безупречные доказательства в действенности астрологических прогнозов? С уважением

Анатолий Белаш   26.06.2019 22:55     Заявить о нарушении
"настораживает деление на философствующего автора и прочее большинство - "Большинство людей отличается совершенно низменным образом мыслей и слабыми способностями,.т. е. во всех отношениях пошлы".

Но об этом писали мудрецы всех времен: «Худших везде большинство», — говорилось Биантом Приенским (Одним из 7 первых греческих мудрецов).

Я не очень хорошо понимаю,что такое "математически нормальное распределение личностей с разной степенью интеллекта, способностей и других человеческих качеств". Действительно, все люди разные, но мой опыт заставляет согласиться скорее с А. Ш., чем с Вами, Анатолий.
Судя по Вашим текстам, Вы, естественно, не можете принять это высказывание философа, имея за плечами совсем иной жизненный путь, окружение, среду, которая формирует мироощущение каждого из нас.
Мне "везло на балу" как исключение, как счастливый случай, и то - на время.
А "собеседников" приходится искать в разных веках и странах.
В частности, нашла Монтеня и Шопенгауэра в качестве учителей и собеседников.
А почитайте у меня, если будет желание, А. Ш. "О старости". Мне кажется, там есть о чем подумать.
С уважением,

Елена Пацкина   27.06.2019 21:38   Заявить о нарушении
Вдогонку к сказанному нашла высказывание А. П. Чехова:
"Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума". А он, в отличие от А.Ш., был человеком общительным и имел огромное количество друзей и знакомых.

Елена Пацкина   28.06.2019 14:16   Заявить о нарушении
Хочется с Вами, Елена, подискутировать. Относительно "нормального распределения" - если по оси абсцисс (горизонталь) отложить степень интеллекта от нуля до максимума, по оси ординат (вертикаль)число индивидуумов с соответствующим интеллектом, график будет возрастать до максимума, а потом опять снизится. Слева кривая начнется условно говоря, с "дебилов", а справа закончится "гениями". Максимуму соответствует наиболее распространенная величина интеллекта . Такие графики строят и изучают психологи, социологи. Я их не видел и не уверен, что распределение всегда нормальное. Возможно, правая или левая ветви могут различаться крутизной.
В школе, а на работе, тем более, я общался со многими людьми, некоторые были умней меня, другие - наоборот, поэтому могу поставить себя где-то в области наиболее вероятного интеллекта (конечно, на правой стороне графика!). Таким образом, по рассуждениям Шопенгауэра, неведомого мне Бианта и даже Чехова я должен отнести себя к людям с низменным образом мыслей, слабыми умственными способностями, пошлым во всех отношениях, не имеющим ума и просто худшим.Стоит ли это делать? Я уже писал, что Шопенгаэуэр как выдающийся мыслитель, находившийся в правой крайней части графика, вправе был так считать. Относительно Чехова разговор особый. Когда и по какому случаю он это сказал? Может быть "в сердцах", может, это гипербола? В ранний период творчества он изобличал всякого рода ничтожеств и с ними общался. С уважением

Анатолий Белаш   29.06.2019 15:39   Заявить о нарушении
Безусловно, Анатолий, Вы - на правой стороне графика! Более того, Вы - из лучших, Вы читаете "беседы с Шопенгауэром", и воспринимаете его мысли критично, а это дорогого стоит.
А что касается Чехова, то "он изобличал всякого рода ничтожеств и с ними общался" всю жизнь. А где еще писатель берет темы и сюжеты, как не из окружающей среды? Сейчас как раз перечитываю его рассказы и письма. В его письмах столько интересных мыслей, что хочется выписывать почти подряд.Очень рекомендую.
С пожеланием удачи,


Елена Пацкина   29.06.2019 18:27   Заявить о нарушении
Чехова прочитал еще в школьные годы, позже не раз перечитывал, в т.ч.письма. Запомнились обращения к жене - "собака", "лошадка". В поздних произведениях, мне кажется, он не столько обличал, сколько сочувствовал своим персонажам. Надо будет перечитать, по крайней мере, письма, благо, они под рукой. С уважением

Анатолий Белаш   29.06.2019 19:27   Заявить о нарушении