Урок музыки. Невыдуманные истории

Время близится к полудню...

Я выпрыгнула из автобуса и торопливо бегу в школу, на очередные занятия со своими учениками.
Рядом со мной несется собака-дворняжка. Как-то раз я ее угостила бутербродом с колбасой. С тех пор, она каждый раз поджидает меня на остановке и провожает до ворот школы.
Собака скулит, суетливо перебирает лапами, в глаза старается заглянуть.
Но мне некогда останавливаться... я не хочу опоздать на занятия во избежание проблем с начальством.

А вот и она, музыкально-хоровая школа.
Ворота, как всегда, приветливо распахнуты для меня. Останавливаюсь.

Дворняжка оживилась, задергала лапами...
Я достаю из сумки припасенное лакомство, угощаю ее и быстро сворачиваю на аллею, ведущую к квадратному визжащему зданию.

С детства терпеть не могу школ... никогда не думала, что мне придется сюда ходить, будучи взрослой.

Навстречу мне несутся мои ученики - третьеклассники с пирожками. У них сегодня нет моих уроков по расписанию.
У них - просто большая перемена!
Обнимаю всех по очереди, спрашиваю о делах, об оценках, угощаюсь маленькими дикими грушками-паданцами, собранными для меня прямо здесь, в школьном саду... и снова бегу вперёд, к парадному входу.

На пути - глубокая лужа.
Возле лужи мелькает знакомое лицо моего самого злостного прогульщика, Руслика.

Именно так его называет мама. У Руслика отличное зрение и шпионские замашки: он выслеживает меня за три версты и умеет быть невидимым.
Поэтому, я не удивляюсь, когда замечаю возле Руслика толпу друзей, окруживших его внезапно.
Издали вижу, как они все присели на корточки, склонившись головами друг к другу над грязной лужей, и замерли...

Ага... конспирация налицо.
Руслик смешался с толпой и надеется, что я пройду мимо, его не заметив? Мм-м... похоже, он снова на урок не собирается.
 
Я подхожу к луже и наклоняюсь над головами притихших школьников.
Вижу затылок Руслика в самом низу.
Бедняжка... всё ещё надеется, что я его не узнаю. Ну, как же я могу не узнать Руслика? Я его и в густом тумане найду, если это потребуется его маме.
В то время она очень хотела, чтобы её сын занимался музыкой.
Да и невыгодны мне пропуски учащихся: за отсутствующего ученика учителям деньги не платят, даже если они находятся на своём рабочем месте.

"Ух ты... какая красивая лужа!" - мой восхищённый голос звучит неожиданно громко.

Ребята вскидывают головы, смущённо улыбаются и тут же расходятся.
У лужи остался один мой нерадивый ученик.
Я нежно треплю Руслика за чуб, напоминаю об уроке... и тороплюсь в свой класс.

Влетаю, открываю форточку, быстро скидываю плащ, смотрю на часы: мм-м.. поиграть на ф-но уже не успеваю.
Вздыхаю, достаю журнал, ручку...
И вот так - каждый день!!

                1.

Урок музыки...

За инструментом - ученица с большими восторженными глазами. Сидит, как на празднике. Заданное на дом еще не продемонстрировала, а уже уверена в похвале.
В привычной похвале.
Это - Наташка-первоклашка, круглая отличница.
За выполнение домашней работы мне приходится ставить ей одни пятерки.
Иногда думаю, не мешало бы к чему-нибудь придраться и поставить ей хоть раз четверочку для разнообразия, не то зазнается ненароком. Вот только никак не получается! Девчонка упрямая, к урокам готовится идеально и по сложности исполняемого значительно опережает своих сверстников.

Но сегодняшний день - исключение: моя отличница  принесла на урок халтуру. Наташка полностью проигнорировала аппликатуру в этюде.
Лихо шпарит по клавиатуре двумя пальцами... безымянный и мизинец скрючены, рука зажата. И что интересно -  не сбивается! Мда-а, думаю,  со стороны выглядит потрясающе... не каждый фокусник такое сумеет сотворить!

"Наташенька", - говорю ей. "А давай-ка, сыграем с тобой еще раз, с самого начала в медленном темпе... но только другими пальцами, правильными... теми, которые здесь написаны".

Та с неохотой разглядывает маленькие цифры над каждой нотой.

"Локоть чуть выше, все пальчики свободны... задание понятно?"

В ответ - взмах пушистых ресниц.

"Пожалуйста, в медленном темпе, со счетом вслух... раз и, два и, три и, раз и, два и..."

Наташка внимательно всматривается в ноты.

Играем без особой радости, с тяжелыми вздохами, возвращаясь снова и снова к повторению самых трудных тактов, но ошибки к концу урока, все-таки, исправляем.

"Вот и молодец. Вот теперь все верно. К следующим занятиям надо прочно закрепить аппликатуру в этюде. Оценка за урок - четыре".

Я ставлю в дневник размашистую четверку и протягиваю Наташке дневник.

Слезы струйками потекли по щекам. Наташка с несчастным видом встает из-за инструмента и медленно освобождает пульт.

Другой ученик тут же раскладывает свои ноты, готовясь к уроку.

Наташка не торопится уходить. Она села в угол, под таблицей успеваемости учащихся, и всхлипывает все громче и громче. Я начинаю работать с другим учеником, незаметно наблюдая за обиженной отличницей.

Наташка плачет. Успокаиваться, явно, не собирается. Я не выдерживаю.

"Иди сюда", - говорю ей.

Она подходит, размазывая по щекам слезы.

"О чем грустим... из-за четверки?"

Машет головой.

"Неси сюда дневник".

Она быстро раскрывает папку достает дневник и подает его мне.
Я зачеркиваю четверку и ставлю рядом крупную пятерку.

"Так?' - спрашиваю у Наташки.

"Так", - машет она головой, счастливо улыбаясь.

Я смотрю на ее милое засиявшее личико... мне очень не хочется, но я должна это сказать:

"Жаль только, что пятерка эта - не настоящая".

Наташка вскидывает удивленный взгляд.

"В дневнике у тебя сейчас стоит пятерка... но сыграла-то ты на четверку? Значит,  пятерка эта, на самом деле, не пятерка, а четверка. Мм-м... на твоем месте я никогда бы не променяла настоящую крепкую четверку на фальшивую пятерку, тем более, что четверка - тоже хорошая оценка".

Наташка наморщила лоб...

Я наклоняюсь и шепчу ей по секрету: "А на самом деле, даже тройка, если она настоящая, не так уж плоха, потому что, на тройку тоже надо немало потрудиться, чтобы ее заработать!"

Наташка смотрит на меня с недоверием.

"Да и если какая-нибудь оценка пришлась не по душе, то ведь ее всегда можно исправить на следующем уроке... так ведь?"

Я смотрю на нее с сожалением, отдавая дневник с увесистой пятеркой.

Наташка забирает дневник и снова садится на стул в уголке.
Думает.
Уходить не собирается.

Я продолжаю работать с другим учеником.

Через некоторое время слышу редкие горестные всхлипывания. Я в очередной раз отвлекаюсь от работы с другим учеником.

"Наталья, что случилось... что снова не так? Иди сюда".

Наташка подходит ко мне и протягивает дневник.

"Тебе мало одной пятерки... надо еще одну поставить?  - улыбаюсь я.

Наташка, растирая слезы, машет головой: "Четве-е-рку..."

"Четверку поставить?"

"Да... настоя-ящу-ую".

"Хм-м... значит, ты все поняла правильно", - я раскрываю дневник, перечеркиваю пятерку, стоящую рядом с зачеркнутой четверкой и ставлю новую четверку рядом:
"Так?"

Наташка не отвечает. Она ревет. Ей жаль зачеркнутой пятерки.

Ученик за пультом хихикает.

"Так, или не так?" - спрашиваю я у Наташки, ожидая принятия ее решения.

Но она, поджав губы, в ответ лишь хлюпает носом.

"Ну, раз такое дело, тогда мне никакой цифры для тебя не жалко!" - я зачеркиваю четверку и сердито ставлю новую пятерку.

"Она не настоя-яща-ая..." - рыдает снова Наташка, тыкая пальцем в оценку. "Хочу настоящу-ую..."

Но настоящей пятерки у меня нет. Я снова перечеркиваю ненастоящую пятерку и ставлю, в очередной раз, настоящую четверку.
Наташка замолкает.

В классе на минуту устанавливается тишина, и я этим пользуюсь:
"Наташа, а четверка-то, какая красивая... глянь? И главное, что она -  совсем настоящая!"

Наташка счастливо улыбается сквозь слезы.
Я смотрю на свою учительскую мазню в Наташкином дневнике и радуюсь взаимопониманию с ученицей.

"Наташа, а что же мы маме твоей теперь скажем, а? Дневник-то окончательно испорчен... она ведь никогда не поверит, что это сделала учительница?"

Наташка и ученик за пультом весело смеются...
               
                2.

Урок музыки....

Я стою в верхней одежде возле школьного окна, выходящего на задний двор, и неторопливо жую бутерброд.
Время есть... могу себе позволить немного перекусить!

Через школьное окно я наблюдаю за учеником, который во время моего урока гоняет футбол на заднем дворе: там отличная широкая площадка для этого дела.
Торопиться  некуда.

Дмитрий регулярно опаздывает на двадцать минут.
Но это вовсе не означает то, что он наплевательски относится к уроку музыки. Напротив. Он очень ценит мои уроки. Никогда не пропускает.
Разве что опаздывает?
А опаздывает он из-за футбола: мяч погонять охота! Я его понимаю: в общеобразовательной школе надо сидеть за партой несколько часов, за музыкальным инструментом тоже, и на хоре подвигаться не придётся, и на сольфеджио...

Физическая активность учащихся музыкально-хоровых школ на нуле. Вполне понятно, что хочется побегать, разрядиться, забыв обо всех и обо всем.
 
К тому же, Дмитрий отлично знает, что у меня его урок - последний.
Он привык к тому, что я всегда задерживаюсь ровно на столько, на сколько это потребуется для результативного урока. В конечном итоге, я покидаю школу на полтора-два часа позже.
Димка доволен: со мной заниматься ему намного проще, чем самостоятельно.
Он очень талантлив, и мы с ним многое успеваем сделать за такой длинный урок.

Но сегодня я устала... сегодня мне не хотелось задерживаться на работе, да и проучить его не мешало бы за систематические опоздания!


Я слежу за Димкой через окно и вскоре вижу, что игра закончена.
Друзья орут, смеются, хлопают друг друга по плечу...

Димка, весь разгоряченный, бросает товарищу мяч, берет свой ранец со скамейки и направляется ко входу в школу со стороны двора.
На урок ко мне идет!

Я быстро смотрю на часы. Ага, думаю... с минуту на минуту он появится в общем коридоре, и тогда мой план не сработает!

Я бросаю в сумку недоеденный бутерброд, быстро закрываю класс и лечу по общему коридору в вестибюль, к парадному входу.
Покидая здание, я, все же, оглядываюсь назад, на большую лестницу, под которой находится дверь на задний двор, и сразу вижу Димку.
Он уже выскочил из-под лестницы, свернул в коридор и теперь торопливо несется к моему классу... на урок музыки!

Я бережно закрываю за собой парадную дверь и, напевая что-то из репертуара моих учащихся, спешу к автобусной остановке.
Сегодня я, как никогда, довольна собой.

                ---

На следующий урок Димка пришел на пять минут раньше. 
Я у него спрашиваю строго, мол, по какой причине он отсутствовал на прошлом занятии?
Димка не скрывает своего возмущения.
"Татьяна Ивановна", - вопит он на весь класс. "... я приходил, но Вас в школе не бы-ло?!"

Я улыбаюсь.

"Да", - говорю, "... меня, действительно, не было... вернее, сначала я была... ну, а потом, Дима, я ушла в парк, погулять!"

Димка таращит глаза. Смотрит на меня с огромным удивлением.

"А чему тут удивляться, Дима? Тебе была охота поиграть в футбол, а мне захотелось пройтись по свежему воздуху. Вот я и воспользовалась твоим опозданием... что здесь непонятного... тебе можно, а мне нельзя?"

Димка прищурился и осуждающе качает головой: учительница ведь, а так некрасиво поступила... совсем не по-учительски!

Я с трудом сдерживаю смех. Мне смешно оттого, что в глазах моего ученика я - такая же прогульщица, как и он!

"И так, Дима", - говорю "... будет всегда! Теперь не я тебя, а ты меня будешь ловить, если тебе нужны мои уроки!"


С тех пор, Дмитрий перестал опаздывать на занятия.
Мальчишки, как всегда, играли во время его урока в футбол в школьном дворе.
Димка изредка отвлекался от нот, поглядывая на них через окно...

Ну, а вскоре я ему изменила расписание, чтобы футбол не пострадал без Димки, а Димка - без футбола!
Кто его знает, что важнее в этой жизни, футбол, или музыка?

                3.

Урок музыки...

"Локоть не опускай так низко, Алешенька... выпрямись! Еще раз сыграем гамму "ля-мажор" триолями, в медленном темпе. Следим за ровностью".

Но Алешенька локоть опустил еще ниже, согнулся в три погибели и начал ломать пальцы на звуках.

"Алешенька, а что у тебя со звуком? Почему гнутся все пальцы? Если ты не будешь за ними следить, то в быстром темпе качественно сыграть не получится."

Алешенька закатил глаза и, недовольно хмыкнув, опустил вниз руки.

"В чем дело, Алексей? Опять нет желания работать?"

"Нет", - буркнул ученик, запрокинув голову в потолок.

"Интересненько..." - думаю. "Очередной заскок у избалованного дитяти. Ну ладно, если бы это был первоклассник, но ведь он вырос уже... сколько можно так себя вести на уроках?"

Я решила не обращать внимания  на дурацкое поведение ученика: "Давай, дружок, еще раз попробуем. Постарайся сыграть ровнее... не ленись. Играй в медленном темпе, опирайся на первый звук каждой триоли, добиваясь ровности в исполнении..."

"Я и сам все знаю!" - огрызнулся Алешенька.

Я восхитилась: "Молодец! Тогда работай сам! В конце урока я приду и все проверю".

Под недоуменный взгляд встрепенувшегося ученика я выхожу из класса, оставляя его наедине с инструментом.

Выхожу в школьный коридор, наполненный звуками, доносящимися из каждого класса, изредка прерываемыми строгими голосами учителей.

Гуляю по коридору.
Гуляю и думаю...
Родители зачастую отдают своих детей в музыкальную школу лишь для того, чтобы те не болтались по улицам. Многие даже не интересуются их успехами, или неудачами.
В музыкальной школе учатся разные дети. Но мне всегда везло. У меня никогда не было неталантливых учеников.
Ленивые были, избалованные, медлительные... но абсолютно все - замечательные и талантливые.
Я вообще думаю, что неталантливых детей на свете нет.
Но как, все-таки, тяжко заниматься с теми, кого родители не приучили к труду... кого не приучили делать то, что требует усидчивости.
Свободно владеть музыкальным инструментом хочется всем, но за этим стоят долгие часы кропотливой работы. Терпения и упорства у многих не хватает, чтобы отрабатывать музыкальное произведение, доводя его до совершенства. Вот и приходится воспитывать не только детей, но и их родителей, объясняя раз за разом, что без каждодневной работы дома толку не будет.

Но однажды приходит день, когда твой труд вознагражден, и успех на академическом концерте  дает тот самый необходимый заряд бодрости всем: и родителям, и детям, и учителям! 
На уроках мы учимся извлекать из музыкального инструмента красивые звуки, которые постепенно складываются в мелодию, выливающуюся в чувства, в ощущения, в образы... Однажды появляется уверенность в собственных силах и останавливаться уже не захочется на пути к вершине мастерства.
К сожалению, это случается только у трудолюбивых...  у тех, кто без музыки жить не может. Только лишь тем, кто без нее дышать не может, она приносит небывалое счастье! Счастье и успех, несмотря на пережитые трудности и волнение.

Волнение - это серьёзно...
Можно хорошо подготовиться к выступлению, а потом разволноваться настолько, что не получится показать свою работу, выполненную идеально.
Волнуются все перед публичным выступлением: и ученики, и преподаватели, когда их воспитанники на сцене.

Я часто вспоминаю своего первого педагога, его профессионализм и преданность работе, его переживания за своих учеников... и нашу с ним победу на области, в моей юности. Даже сегодня, по прошествии времени, меня душит смех, когда я в мыслях возвращаюсь в тот конкурсный день.

Четыре сложные композиции...
Над солидной программой я сидела часами, забывая о времени, о книгах, о школьных уроках и о других делах.
Особенно с  чардашем в обработке Двилянского пришлось повозиться.
Прекрасное произведение...
Сначала идёт задумчивое вступление, потом красивейшая основная тема, вариации...
Одна стремительная вариация сменяется другой.
С каждой новой вариацией темп постепенно увеличивается и к концу произведения нарастает чуть ли не до жужжания... сумасшедшая скорость!

"Последняя часть должна прозвучать чётко, бесшабашно и на два forte, иначе, это будет не чардаш!" - так сказал мой учитель, яро сверкая глазами, когда я недобрала звука на последнем прослушивании и смазала пару вариаций.


Он, мой учитель, сбежал в подвал, где находились классы духового отделения, когда я отправилась на сцену исполнять свою конкурсную программу.
Там, в подвале, звуки музыки из концертного зала были не слышны.
Накануне я перезанималась. Это была большая ошибка. В классе, перед выходом на сцену, я не смогла сыграть в быстром темпе ни одной вариации. Мне не удавалось расслабиться: пальцы были скованы, они перестали мне подчиняться. Кроме того, меня одолел страх перед выступлением.
Вот тогда мой учитель, придя в полный ужас, схватился за голову и убежал в подвал...

Но на сцене все обошлось.
Мне удалось собраться и выдать нашу слаженную длительную работу на высшем уровне.

Я не могла поступить иначе после стольких часов страдания за инструментом!

Отсчитав в подвале пятнадцать минут(ровно столько длилось моё выступление), мой учитель... мой замечательный учитель поднялся из подвала на второй этаж, в концертный зал, где другие учителя его начали поздравлять с победой!

Мда.. прекрасное было времечко...

Именно тогда я поняла, что все было не напрасно!

                ---

"Татьяна Ивановна, у вас что... ученика нет?" - я натыкаюсь в коридоре на нашего завуча.

Она тоже частенько прогуливается по коридору, где одновременно можно проверить работу сразу нескольких учителей. Ей это положено.

"Как нет? Есть... конечно есть! Прямо сейчас у меня идет урок по расписанию..."

"А-а-а", - она улыбается и, не останавливаясь, шествует дальше.

Она умница и все понимает.
Со мной бесполезно спорить, и это - правильно. Все равно я буду делать так, как считаю нужным. Ведь в нашей, как и в любой другой работе важен результат. Только он является определяющим.
А он у меня есть.

Мм-да... так на чем это я остановилась... вроде как, на прекрасном времечке?

Но мысли перебиты и думать о высоком более не хотелось.

Посмотрела на часы: пять минут до конца урока.
Пора в класс!

                ---

Открываю дверь и вижу перед собой Алешеньку.
У него растерянный вид, но моему появлению он, несомненно, рад.

"Как дела?" - спрашиваю. "Как урок прошел... все ли получилось?"

"Да!" - он готов показать мне результат.

Но я не спешу.

"Не сегодня..." - останавливаю я Алешеньку. "На следующем уроке... сегодня уже некогда, сейчас придет на урок другой ученик".

Алешенька нехотя встает из-за инструмента.


А на следующий урок пришел папа Алешеньки.
Я сразу почувствовала, что он пришел.
Я давно подозревала, что у меня есть какое-то необыкновенное чутье на подобные удивительные моменты!
Я встала и резко открыла дверь: "Оп-па!"

Потом я, конечно же, извинилась... ну и пригласила папу пройти в класс, чтобы он мог достойно поприсутствовать на занятиях сына!

                4.

Урок музыки...

На уроке - все тот же Дмитрий!
Он уже выпускник.

Дмитрий вырос и на уроки более не опаздывает. Теперь он их пропускает, потому что у него появились другие интересы, помимо музыки.

Весной, на выпускном экзамене, ему предстоит играть четыре произведения!
В феврале - первое прослушивание для выпускников, на которое обычно выносится две композиции из программы. Сегодня - первое октября, а Дмитрий все еще ковыряется в тексте...

Все четыре произведения сложны в исполнении, и на уроках их выучить нереально, как это бывало в младших классах. Необходим домашний каждодневный труд.

Убеждать в этом Дмитрия бесполезно. Он ленится работать. Да и некогда ему: школьные уроки, футбол, танцы, телевизор и всё такое...

Что делать с талантливым лентяем, как ему помочь закончить музыкальную школу с хорошим результатом?

Немного подумав, я вспомнила песенку про "святую ложь".

                ---

"Дима..." - говорю ему на следующем уроке. "В декабре, как ты знаешь, состоится первое прослушивание выпускников. Оказывается, нам с тобой придется играть не два произведения, как это планировалось раньше, а все четыре".

Он улыбается. Он мне не верит. Он думает, что я шучу.

"Это не так уж и сложно..." - продолжаю. "Мы справимся с этим легко, ведь впереди у нас  - целых два месяца!"

Улыбка сползла с Димкиного лица и уступила место унынию...

                ---

Я усложнила ему домашнее задание и перестала ставить оценки... мол, не до оценок сейчас, Дима. Надо спасать положение!
Мое беспокойство ему передалось, и наши осенние дела неспешно пошли в гору.

Уже в середине декабря все четыре произведения Дмитрий знал наизусть, благодаря своей замечательной музыкальной памяти.

Но выучил он только текст. Дальше дело не пошло...
Технически трудные места, требующие много времени, в быстром темпе не получались, динамические оттенки не оттачивались, эмоции отсутствовали.
Исполнение оставалось сухим и малоинтересным.
Оно не будило во мне чувство прекрасного и не волновало мою душу...


"Ладно... и так пойдет для первого прослушивания", - говорю ученику в один из таких непродуктивных уроков. "Текст выучен - значит, двойку ты уже не получишь. Тебе поставят крепкую тройку... если текст на сцене, конечно, не забудешь".

"Нетушки... тогда Вы мне и за четверть тройку поставите?"

"О, это обязательно... а как иначе?"


За все время обучения, Дмитрий никогда не получал троек на академических концертах. Он даже четверки редко получал.
Поэтому, ему мой прогноз не понравился, и он серьезно взялся за работу.

Музыкант, как и спортсмен, может совершенствоваться бесконечно в своем мастерстве. И останавливаться нельзя. Стоит только сделать небольшой перерыв в занятиях, как все пойдет насмарку, и работу придется начинать заново.
Кто это понимает, тот никогда не позволит себе расслабиться настолько, чтобы согласиться с тем, что все уже сделано настолько хорошо, что можно не работать...

                ---

За две недели до так называемого прослушивания, Дмитрий влетает ко мне в класс с вопросами: мол, почему у него прослушивание в декабре, а у других выпускников - в феврале, после зимних каникул... и почему все остальные выпускники будут играть не четыре композиции на первом прослушивании, как он, а только две?

"Все будут играть четыре композиции", - говорю. "Просто они пока об этом не знают. Им потом об этом скажут их преподаватели".

"А нельзя ли мне тоже сдать прослушивание в феврале?" - не отстает ученик. "Ведь получается, что у других больше времени на подготовку?"

"Ничего страшного... сыграешь в декабре, зато на каникулах будешь чувствовать себя более-менее свободно!"

Дмитрий смотрит на меня с подозрением.

"Почему он мне не верит?" - думаю. "Может, я что-то сказала не так?"

                ---

Накануне Нового года, я назначаю Димке время официального прослушивания.

"Я завтра один буду сдавать?" - Дмитрий хитро улыбается.
Он, по-прежнему, всё ещё надеется на шутку. "Мне завтра в концертной форме приходить?"

"Обязательно, Дима. Прослушивание - это праздник. Сегодня ляг пораньше, чтобы хорошо выспаться перед выступлением. Все будет хорошо. В конце концов, это не выпускной экзамен, а всего лишь прослушивание с оценкой. Основное твоё испытание - в апреле".

                ---

На следующий день  Дмитрий приходит на прослушивание.
Выглядит уставшим.
Похоже, вчера весь вечер занимался, не иначе.

Он взволнован, как все всегда перед выступлением на публике.

"Очень хорошо, что ты волнуешься", - отмечаю я. "Настоящий артист на сцене должен волноваться. Это нормально. Твоя задача - использовать это свое волнение правильно. Оно должно тебя воодушевлять, а не мешать исполнению".

"А почему зал пустой... там еще никого нет?"  - беспокоится Дмитрий, глядя на часы.

"Ого, какой проныра... он и в зал уже, оказывается, успел заглянуть!

"Члены комиссии скоро прибудут... но не теряй время, садись быстренько за инструмент, разыгрывайся", - бросаю я. 


На разыгрывание даю Дмитрию пятнадцать минут.

По прошествии этого времени предлагаю ему сыграть все четыре композиции в классе, как на экзаменах, без остановок для замечаний.

Напоминаю о главном: полностью погрузиться в музыку, увлечься своим исполнением, раствориться в музыке настолько, чтобы не думать о тексте... ну, и не забывать о  поклонах - в начале выступления и в конце.
Потренироваться в этом лишний раз не помешает, чтобы потом, на сцене, вести себя свободно.

Почувствовав экзаменационную атмосферу, Дмитрий начинает играть собрано и с воодушевлением... старается.

"Работы еще много", - думаю я, слушая его исполнение... но основное сделано! А то, что не выполнено - выполнится... отшлифуется постепенно. Время до апреля еще есть!"


Раскрасневшийся Дмитрий, завершив своё выступление в классе, выдает поклон, как на сцене и, с ожиданием, смотрит на меня.

Я вижу, как он устал. Еще бы!
Если бы ему и в самом деле надо было сейчас идти на сцену, то я никогда бы не посмела утомлять его, устраивая предварительное прослушивание в классе... только лишь грамотное разыгрывание и основные наставления. Только это.

"Молодец! Для первого прослушивания - просто замечательно! Ну, а теперь..."

Мой ученик устало улыбается. Он поднимается со стула, собираясь идти в концертный зал...

"Нет-нет..." - останавливаю я его. "Теперь - оценка за четверть".

Дмитрий останавливается и с удивлением смотрит на меня. В глазах его - непонимание.

"Это - крепкая пятерка, Дима! Мы славно с тобой потрудились и, думаю, заслужили такую награду... давай сюда свой дневник",  - продолжаю я, радостно улыбаясь.

Дмитрий достаёт дневник. 

"С Новым годом, Димочка... желаю тебе хорошо отдохнуть на каникулах и, обязательно, позаниматься. Надеюсь на большой успех в Новом году!"

Дмитрию постепенно приходит осознание происходящего. Он не верит своему счастью: "А как же прослушивание... мне не надо играть на сцене?"

"А это и было прослушивание..." - смеюсь я весело... совсем по-новогоднему.

"Татьяна Ива-ановна... Вы меня обманули..." - Дмитрий тоже смется.

Он ошарашен.
Он хохочет... он просто остановиться не может!

"Т-татьяна Ивановна, я тоже В-вас поздравляю..."

                ---

На выпускном экзамене, в апреле, педагогический коллектив музыкальной школы дружно отметил труд  Дмитрия пятеркой. 

Меня на экзаменах не было.
В январе мне пришлось оставить мою любимую работу.
Так получилось...

Два раза, накануне последнего испытания, я приходила в школу, чтобы позаниматься со своим выпускником.
Несколько последних замечаний, несколько напоминаний... но это всё - не то: наша программа так и осталась на том же уровне, что и в декабре, на мой взгляд, недоработанной.

Хотя, сегодня это уже совсем не имеет никакого значения...
          
    


Рецензии
Уважаемая г-жа Татьяна Дивина! Прочла я Ваши "музыкальные" рассказы и они мне на многое из моего прошлого открыли глаза.

Мы с мужем работали в очень тяжелой отрасли промышленности - поисках и разведке залежей нефти и газа. Тяжелая была работа и очень трудный быт. Переезды, плохое жильё и снабжение, глухие и бедные окраины страны. Мучались, но терпели ради любимой работы. Подрастали у нас двое сыновей.

Однажды зацепились относительно стабильно близ г. Нукуса, столицы ККАССР. А там были даже музыкальная школа и музучилище. И я решила попытаться дать детям музыкальное образование, в надежде, что они получат какой-то выход в другую жизнь, в мир искусства, где в их жизни будет место для творчества и одухотворённости..., ну, я думаю, Вы меня понимаете.

Старшему сыну мы смогли осилить только баян. Младшему смогли купить очень хорошее пианино. У обоих оказался хороший музыкальный слух и желание учиться.

Но обучение! Живописать это всё невозможно, слишком много места нужно. Приведу только два эпизода для примера. Учитель-баянист сам пропускал уроки, а если и приходил, то подвыпивши. Учительница младшего не смогла объяснить ему, что такое - исполнение "легато", начались конфликты. Я сама, не имея никакого музыкального образования, старалась понять, что происходит, кое-что почитала, посмотрела в ноты, посидела с ним на уроке и дома сама объяснила ребёнку, что такое "легато".

После следующего урока педагог мне возмущённо выговорила: "Вы представляете, у него вдруг само собой исправилось легато! Значит, он просто притворялся?!" Конечно, моим наивным мечтам не суждено было сбыться.

Старший сын стал связистом и электронщиком, младший пошел в военное училище. Их скромное музыкальное образование всё-таки оставило о себе след в их жизни. Мой баянист был душой компании в семейных застольях и домашних детских праздниках. Младший-"вояка" даже выступал в самодеятельных концертах, а в страшные 90-е годы подзарабатывал на хлеб настройкой пианино (у него был абсолютный слух).

И теперь, читая Ваши рассказы, я с грустью думаю: "Так вот каким должно было быть преподавание музыки у моих детей!". Извините, что разболталась о своём.
С уважением, А. Б.

Алина Боковая   23.07.2018 16:21     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.