Высший аспект психосемантики метаорганизма

Логичным продолжением подхода, рассматривающего архетипические структуры как базисные тенденции, проявляющиеся во множестве форм на нижележащих уровнях, может послужить поиск основания более высокого уровня, проявляющегося на архетипическом уровне таким же образом, как архетипический уровень на нижележащих. Субстратом такого «метауровня» должна являться иноматериальная структура, вышележащие по отношению к буддхическому плану и представляющая собой единое основание.
Покровы и планы, выделяемые в традиции веданты, представляют собой структуры, создаваемые Атманом. Выше покрова Анандамайя находится уровень единства Брахмана и Атмана. О наличии метаархетипических структур, соотносящихся с архетипами таким же образом, как архетипы соотносятся с нижележащими образованиями говорится в работах К. Уилбера, согласно которому «центр самости – архетип, центр архетипа – окончательный Бог, а центр Бога – бесформенное (Шунья)». Е.Н. Вселенский [] в качестве вышележащих по отношению к телу Брахмы структурам относит  тела Великой Пустоты и Абсолюта, однако уровень Абсолюта рассматривается им как вышележащий по отношению к уровню Пустоты.
Вопрос об иерархии супраатмических структур различным образом решается здесь, что связано с приверженностью различным религиозным традициям. В индуизме превалирует идея личностного Бога, и Абсолют рассматривается как вышележащий принцип по отношению к Пустоте, в то время как в трудах Уилбера в качстве метатеории выступает буддистская традиция, что обуславливает рассмотрение Великой Пустоты как первоначала. Однако, в обоих случаях, речь идёт о наличии метаархетипического плана, проявляющегося на уровне архетипов так же, как архетипы проявляются в символической форме на нижележащих уровнях.
Механизм проявления метаархетипического плана в архетипическом – разделение единого. К. Уилбер, сопоставляя индуистскую традицию с каббалистической системой сефирот,  ставит Кеткр – единое неделимое в соответствие плану Атмана-Брахмана, а сефироты Бина и Хокма, воплощающие идею дуальности - покрову Анандамайя коша.  Подобно тому, как одна архетипическая форма проявляется во множестве форм, одна метаархетипическая структура проявляется во множестве архетипических.
Высшая форма значения – интегральное значение, проявляющая себя во всём.

;
Литература
1. Вселенский Е.Н. – Человек – бессмертная сверхсущность со сверхсложной гиперфокальной структурой сознания. М.: МЦКР, 2004. — 185 с.
2. Уилбер, К. Око духа: Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира / К. Уилбер; Пер. с англ. В.Самойлова под ред. А. Киселева. — М: ООО «Издательство ACT», 2002.—476 с.


Рецензии