1947 год. Засуха, неурожай

1947 год. Засуха, неурожай

С началом весенне-полевых работ соседние колхозы «Красное Знамя» и имени Ворошилова (председатель Горбачев Андрей Герасимович, секретарь парторганизации Золотарев Иван Кузьмич) соревновались за проведение сева в сжатые сроки и на высоком агротехническом уровне.

В колхозе «Красное Знамя» хорошо работал сеяльщик Рылев Ефим Сазонович, который, вместо 5 га по норме, на конной сеялке засевал шесть гектаров. Тракторист Глущенко Ф. Ф. и сеяльщик Коваленко А. А. успешно перевыполняли нормы. Благодаря ударному труду колхозников, только за один день колхоз засеял 37 га, перевыполнив план сева на восемь гектаров.

Глущенко Федор Федорович, 1915 г. р., в коммуне с 1928 года, тракторист Шишкинской МТС, в РККА с 3 декабря 1941 года. Его жена – Глущенко Галина Ильинична, 1912 г. р.

Их дети: Глущенко Николай Федорович, 1932 г. р.; Глущенко Валентина Федоровна, 1935 г. р.; Глущенко Раиса Федоровна, 1941 г. р.; Глущенко Вера Федоровна, 1946 г. р. Проживали в хуторе Терновая Балка. В 1943 году семья выезжала в Карачай, в 1944 году вернулась домой.

23 марта 1947 года председатель Красноключевского сельсовета Котляров Степан Александрович, являясь на селе представителем высшего советского органа, анализируя ход соревнования двух колхозов, критиковал ход сева в колхозе имени Ворошилова: «…За световой день здесь засевают не более десяти гектаров яровых культур. Как видно, в работе председателя колхоза т. Горбачева и секретаря парторганизации т. Золотарева не чувствуется «огонька».

10 апреля колхоз «Красное знамя» успешно закончил сев ранних яровых культур, а 13 апреля уже был занесен на районную «Доску Почета», как победитель районного социалистического соревнования.

В 1947 году страну вновь охватил голод. Зерновые колосовые в Красноключевских колхозах не дали большого урожая, но и для его уборки комбайнов не хватало.

Шишкинская МТС не успевала с обмолотом хлебов. «Знаменцы», так часто называли колхозников колхоза «Красная Знамя», проявили смекалку и инициативу, применив на жатве простейшие машины, лобогрейки и стационарные молотилки.

31 июля секретарь партийной организации колхоза «Красное Знамя» И. А. Ушаков в районной газете писал: «…Более половины всей площади посевов зерновых в колхозе убрано простейшими машинами. Для этого использованы лобогрейки, жатки-самоскидки, правильно организован труд колхозников, уплотнен рабочий график.

Особенно хорошо работают лобогрейщики Щеглов Егор и Кудлай Илья. При норме 4,5 га они на волах скашивали по 5,5 га в день. Между собой они заключили договор соцсоревнования и систематически проверяют, как он выполняется».

Население городов и сел голодало. Государство усилило наказание за хищение социалистической собственности.

4 июня 1947 года Н. Шверник и А. Горкин подписали Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества».

Кража, присвоение, растрата или иное хищение колхозного, кооперативного или иного общественного имущества – карались заключением в исправительно-трудовых лагерях на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации. Недонесение органам о преступлении каралось лишением свободы на срок от двух до трех лет или ссылкой на срок от 5 до 7 лет.

В 1947 году колхозницы колхоза имени Ворошилова Динейкина Раиса Филипповна и Харина Прасковья Трофимовна унесли с поля по 4 килограмма колосьев ячменя. Объездчик задержал их с поличным. Состоялся суд, который вынес приговор – по пять лет исправительных лагерей.

ИСТОЧНИКИ: В. Пузиков, В. Кизилов. Красноключевские хутора. Г. Благодарный, 2017.


Рецензии