Две войны

Когда европеец говорит: «Вторая Мировая война» (ВМВ), он имеет в виду все военные действия, которые имели место с 1939 года по 1945, где бы они не происходили, включая Великую Отечественную войну Советского народа (ВОВ); когда этот термин произносит россиянин, он на интуитивном уровне нашу Отечественную войну мысленно из нее исключает – она для него стоит особняком. О причинах такого различия высказывалось множество предположений, и все они весьма убедительны – мне недосуг их обсуждать. Меня заинтересовала гипотеза о том, для нас ВМВ и ВОВ предстают в сильно различающихся зрительных образах, - «картинках», образовавшихся в результате знакомства с фото- и кинодокументами тех лет. Она берет начало из времен моего детства, - когда во время войны я заметил стилевые отличия между военными снимками, выставлявшимися в витринах издательства «Известия», и иллюстрациями в газете «Британский союзник», которую покупали родители.
Чтобы привести аргумент в пользу своей гипотезы, - я представляю ряд словесных изображений эпизодов ВМВ, списанных с фотографий военных корреспондентов, которые сопоставлены с культовыми картинами ВОВ (они выделены курсивом).
Из имевшихся у меня материалов по ВМВ  ( Вторая Мировая  война. Направления главных ударов. Изд-во АСТ. М. 2007) для каждого из типичных сюжетов я выбирал наиболее выразительные снимки, опуская экзотику, вроде использования слонов для перевозки военного снаряжения во время Бирманской кампании.


Британский солдат в каске с полями в два вершка, зашедшийся в крике, сжав в руке винтовку, бежит по горящей под ногами земле в атаку. Его лицо с полузакрытыми глазами выражает отчаяние и покорность судьбе (фотография постановочная).

Советский офицер в пилотке, взметнув над головой руку с зажатым в ней наганом, выскакивает на бруствер окопа, ведя солдат за собой в атаку. Снимок сделан– снизу и сбоку (из окопа), так что на обращенном к врагу лице виден лишь широко раскрытый рот, выкрикивающий команду: «Вперед! За Родину, за Сталина!» (фотография постановочная).

Западная пустыня в Египте. На песчаной равнине поодаль чернеет силуэт подбитого немецкого танка, от которого по небу тянется шлейф черного дыма. Единственный выживший член его экипажа, безвольно подняв руки, неохотно подходит, чтобы сдаться в плен, к группе британских солдат, одетых в каски с полями и форменные шорты, поджидающих его на борту самоходки.

Опушка леса с уже осыпавшейся листвою. На обширной поляне, по которой разбросаны одиночные деревья, советская воинская часть развертывает наступление. Впереди, выстроившись в каре, идут три тридцатьчетвертки; между ними и позади них россыпью бежит полурота вооруженных автоматами пехотинцев; их лиц не видно – фото сделано сзади. Чувствуется напряжение, растущее перед схваткой.

Вверху  снимка слева направо торчит массивная головная часть тяжелого британского бомбардировщика «Стёрлинг», на которой видны две остекленные кабины: из верхней выглядывает пилот в шлеме; на самом носу волдыриком надулась туррель для пулеметчика. На переднем плане – длинный лоток, на котором выложены оперенные бомбы, предназначенные для бомбардировки Кёльна; пятеро механиков придирчиво их осматривают, проверяя исправность перед погрузкой в самолет. Их лица сосредоточенны и деловиты: ни один немец не должен избежать возмездия за бомбардировки Англии!

Советские истребители ведут воздушный бой; его итог: на заднем плане, оставляя за собой шлейф черного дыма, падает «Мессершмидт».

В Коралловом море горит подбитый японцами американский авианосец. На снимке, сделанном с моря на большом расстоянии, видно, что по его высокому борту рассыпаны черные точки – это по опущенным с палубы веревкам моряки соскальзывают в море, чтоб его покинуть.

Среди руин Сталинграда, прижавшись всем телом к усыпанной щебнем земле, русский солдат ведет огонь из пулемета, снабженного горизонтально расположенным диском магазина и ажурным треножником.

На японском крейсере «Могами», разбомбленном американцами в сражении за атолл Мидуэй, не осталось живого места – с воздуха он похож на обгорелую деревяшку. Сильно накренившись на правый борт, он обмакнул в воду ствол своего орудия главного калибра; палуба засыпана обломками надстроек и охвачена огнем; когда смотришь на фотографию, слышится вой ужаса, издаваемый столпившейся на носу командой.

Посередине улицы, между двух рядов руин двухэтажных домов, орудийный  расчет Красной армии ведет огонь из противотанкового орудия.

В пустыне под Аль-Аламейном накануне решающего сражения британские войска готовят боевые позиции; по простирающейся до горизонта песчаной равнине тут и там разбросаны беспорядочно движущиеся военные автомашины; на ближнем плане солдаты с обнаженными телами, - на них надеты лишь каски, да короткие шорты, роют вручную окопы под палящим африканским солнцем.

Отряд наших разведчиков в заснеженном лесу собран для проведения политинформации. На фотографии можно видеть полсотни фигур в маскхалатах; хотя их лица неразличимы, одинаковость поз выражает напряженное внимание.

Английские женщины, заменившие мужчин в тылу, собирают самолеты «Харрикейн». На них надеты головные уборы, разработанные специально для работы на заводах: это хлопчатобумажные кепи с жестким козырьком, к которым сзади пришиты элегантные сетки, куда убраны волосы, чтобы исключить всякую возможность их захвата движущимися частями механизмов.

Русский подросток с не по-детски серьезным веснушчатым лицом стоит за токарным станком; чтобы достать до его рукояток, ему под ноги подставили ящик.

Снимок Кёльна, сделанный с воздуха во время его бомбардировки англо-американской авиацией. На переднем плане – группа из пяти устремившихся к цели авиабомб; все поле зрения закрыто облаком дыма грандиозного пожара; в нем есть лишь несколько небольших просветов, через которые видно, что внизу – город, о чем свидетельствует густая уличная сеть, подразумевающая жителей.

По заснеженной равнине идут советские танки. Позади них колоннами движется одетая в белые полушубки пехота. Тут и там над землей вздымаются черные клубы взрывов.

Огромное американское транспортное судно, торпедированное японцами, сильно накренилось, и вот-вот перевернется. На его борт, переходящий во вздыбившуюся подводную часть, наброшены трапы, веревочные лестницы и канаты, по которым моряки и солдаты, одетые в спасательные жилеты, спешат спуститься в море, пока корабль не опрокинулся и не утянул их вместе с собою в пучину. Шлюпок на всех не хватает, и море уже кишит сотнями голов плавающих в ожидании помощи людей. Апокалипсическое зрелище!

Над окопом, в котором, закрыв руками голову, согнулся немецкий солдат, проносится танк наступающей Красной армии.

Все небо над Берлином, как черными крестами, перечеркнуто силуэтами самолетов англо-американской авиации.

В отбитом у немцев дотла разрушенном русском городе не видно ни души: ни человека, ни собаки.

Высадка американских войск из десантного судна на морской берег: три десятка солдат, покинув малый десантный корабль, в полной амуниции, деловито, цепью, по колено в воде пересекают полосу прибоя.

 Взвод советских пехотинцев под прикрытием нескольких стрелков, залегших на развалинах разрушенного дома, бегут по улице деревни, на которой чудом сохранились несколько традиционных крестьянских изб.

Снимок с воздуха: по морю с равными интервалами разбросаны сотни кораблей. Все они движутся полным ходом, что видно по окружающему каждый из них кольцу бурунов, в одну сторону – об этом свидетельствует направление кильватерных струй. Этот грандиозный кордебалет - высадка англо-американского десанта в Северной Африке.

На опушку заснеженного подмосковного леса выехали на конях три русских разведчика, одетых в белые маскхалаты. Их командир прильнул глазами к полевому биноклю.

По тропической саванне Новой Гвинеи среди  высокой сухой травы на гусеничных транспортерах австралийские воинские части направляются к перевалам, чтобы сразиться с осадившими их японцами.

В окрестностях Сталинграда по степи пробирается русская кавалерия: и всадники, и лошади, по колено увязшие в снегу, валятся от усталости.

По Северному морю кильватерным строем, распустив дымы, идет конвой транспортных судов типа «Либерти», везущих в Мурманск грузы, поставляемые из США по Ленд-лизу. Кажется, они настороженно прислушиваются: не подкрадывается ли к ним немецкая подводная лодка?

Отряд русских пехотинцев, изготовившись к атаке, залегли в  снегу. Два бойца, пригнувшись, двинулись в разведку.

В очищенном от обломков нефе лондонского храма, разрушенного Люфтваффе, проводится служба. Празднично одетые прихожане стоя читают молитву, заглядывая в розданные им листки. Крыша у церкви отсутствует полностью; на заднем плане - остов ее западной стены; через окна с выбитыми стеклами видно небо Лондона с силуэтом церкви Святого Павла, которая тоже пострадала от бомбежки, но устояла.

Местные жители возвращаются в освобожденный от немцев Сталинград, от которого остались лишь кучи щебня, да обгорелые остовы зданий.

Весь снимок, сделанный  с воздуха, занимает гигантский столб черного со светлыми подпалинами дыма; в его густой тени белеет корпус горящего американского танкера, подбитого немецкой подводной лодкой.

Скрывшись за стеной разрушенного дома, наши солдаты ведут оборонительный бой с превосходящими силами противника. По их отрешенному виду понятно: они будут стоять насмерть.

Сельская местность в Бургундии. На берегу реки стоит небольшая деревушка, окруженная уходящими к горизонту полями, перемежаемыми перелесками. Идиллическая  была бы картинка, если бы не силуэты  сотни англо-американских бомбардировщиков, летящих бомбить военные заводы в Лё-Крезо.

По улице сожженной деревни, от которой остались лишь печные трубы, советские солдаты ведут колонну военнопленных.

Эскадрилья британских истребителей пролетает над египетскими пирамидами. Точка съемки расположена выше самолетов, так, что, кажется, что они крадутся по пустынной местности.

 Подмосковье, Яхрома, свалка металлолома. Огромная площадь покрыта лежащей вплотную друг к другу искореженной военной техникой: танки, автомобили, самолеты, самоходные орудия.


Любая война приводит к огромным жертвам, и требует напряжения всех человеческих сил, но у меня осталось впечатление, что по сравнению с неимоверно тяжелой, и внешне однообразной Великой Отечественной войной, Вторая Мировая война выглядит интересным и сценичным, даже – не побоюсь этого слова – увлекательным джентльменским приключением.
                Июнь 2017 года


Рецензии