Дахаб. Отпуск пахнет неопреном. 8-1. Утро

День Восьмой.Утро
НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

... Продолжение

Именно в Палестину и лежал наш путь. Да, одна из главных христианских святынь ныне находилась на территории мусульманского государства, и попасть туда было не так-то просто. О чем и напомнил нам Борис. Будучи евреем, по каким-то там законам, он не имел права находиться на территории Палестины, поэтому при прохождении границы, предупредил нас, что займет место среди экскурсантов, чтобы не выделяться.

До соседнего государства ехали минут двадцать. А прохождение границы было неожиданным – в автобус вошли военные, которые попросили показать документы. Проверка не затянулась – пассажиры, не вставая с мест, помахали паспортами, а пограничник, оставшийся стоять рядом с входом, лениво кивнул и разрешил продолжать движение. Халатность, присущая египтянам, не обошла и палестинцев…

Другая страна – другие нравы. Вид за окном разительно изменился – вроде те же здания из песчаника, но они исписаны граффити, на пыльных улицах валяются пакеты, бутылки и другие блага цивилизации. Женщины здесь упакованы так, что из черной бесформенной одежды видны только глаза, опущенные  вниз. А у магазинов на стульях расположились толстые продавцы-мужчины, потягивающие чай или кофе.

Дорога была извилистой, автобус ехал по очень узким улочкам, которые имели совершенно неожиданные повороты и спуски-подъемы. Нам постоянно казалось, что или перевернемся или снесем очередную сувенирную лавку, которых было много.

Борис рассказывал библейскую историю о рождении Христа, начав с зачатия и рождения Богородицы. Конечно, все мы что-то знали о празднике рождества Христова, о непорочном зачатии и рождении младенца в хлеву. Но оказывается, что в Библии было еще много интересных фактов, повторять которые не буду, пусть будет стимул это прочитать отдельно.

Автобус остановился около магазина, в котором можно было приобрести свечи, сувениры и золото. Борис убеждал нас, что это самый лучший магазин, где все товары имеют благословление Русской православной церкви, но было ясно, что у каждого гида есть свой «лучший магазин» и он имеет некоторый процент от продаж.

Магазин был довольно большой. Кроме икон и золотых изделий, здесь продавали сувениры, свечи и фигурки из дерева, изображающие младенца в яслях, святое семейство, ангелов и пр. Но работа была кустарная и рассчитанная разве что на туристов. Некоторые иконы имели золотой или серебряный оклад и стоили немало. Золотые и серебряные крестики, цепочки и кольца были несколько дешевле, чем в России, но отличались плохим качеством и неаккуратным исполнением. Туристы набросились на золотые крестики и цепочки, торговались, требовали скидку. Стоял шум, как на базаре. Иконы, магнитики, свечи, ладан, брелки и браслеты «от сглаза» - продавалось и покупалось все. Мы тоже купили свечей, магнит с надписью «Вифлеем» и маленькие иконы, чтобы подарить родственникам и сотрудникам.

А остальные все еще покупали… Мы с Димой вышли из лавки, настроение окончательно испортилось, когда ко мне подскочил араб и стал предлагать бусы из самоцветов по 10 долларов за штуку, я ответила, что за эти деньги в России можно купить трое бус, на что дядька обрадовано ответил - «Хорошо, бери три за 10 ;». Чувство радости, религиозного трепета от путешествия по святым местам улетучилось. Мысль, которая закралась давно, выбралась наружу и просто кричала о том, что мы здесь всего лишь безликие толпы туристов, на которых делают деньги. Места, священные для каждого,  считающего себя христианином, ничего не значат для мусульман, евреев и пр., а лишь служат средством наживы. Я с ужасом рассказала Диме о своих мыслях, на что он спокойно ответил, что так оно и есть, каждая религия – это способ обогащения и управления массами, а здесь ведется торговля ради наживы и ни о какой святости предметов торговли даже не идет речи.

Мы с Димой сидели в автобусе и ждали остальных. Все собрались минут через двадцать, довольные, с огромными кулями сувениров, икон и прочего. Ну, каждому свое – торгаши получили прибыль, а туристы – веру в то, что купленные вещи имеют религиозную ценность.

Еще полчаса пути по извивающимся улочкам и автобус останавливается на какой-то подземной стоянке. К храму предстоит идти пешком. На пути то и дело встречаются лавки с такими же «святыми» сувенирами, торговцы водой предлагают купить 1,5 литровые бутылки за 3;. Казалось бы, короткий путь преодолеваем тяжело – сказывается усталость, бессонная ночь, палящее солнце и особенности рельефа местности.

Вот она – Базилика Рождества Христова – непонятное сооружение из камня, состоящее из подпорных стенок и пристроек. На крыше видны тонкие кресты и Вифлеемская звезда, указывающая место, где родился Спаситель. Наверное, таким и должно быть место его рождения – скромным и строгим. Он родился в яслях и вероятно, строители решили, что пафос сооружению ни к чему. Хотя, возможно, что некогда красивое здание неоднократно разрушалось и надстраивалось, что сформировало несколько необычный внешний вид храма.

Перед храмом ослепительно белеет вымощенная плитами площадь. Плитки настолько отполированы ногами паломников и туристов, что в самом начале, где предстоит преодолеть подъем, идти и не поскользнуться весьма проблематично.

Вход в Базилику сразу и не заметишь. Если в других храмах центральный вход всячески украшается, то здесь он представляет собой невысокую, не более 1,5 метров дверь в каменной кладке стены. Как рассказал Борис, ранее дверь была высокой и сводчатой, но совершенно обнаглевшие люди, не желая спешиваться, въезжали в храм на ослах или лошадях. Тогда монахи заложили вход, сделав его очень низким, чтобы всякий входящий, желая того или нет, преклонял голову перед святым местом.

Внутреннее убранство оказалось менее аскетичным, чем снаружи. Здесь было сумрачнее, чем хотелось бы, некогда большие окна заложили при очередной перестройке, но помещение освещали изысканные подсвечники и лампады. Стены требовали реставрации – великолепные фрески сохранились лишь частично, облупившаяся штукатурка, неумело замазанные местами стены – все требовало ремонта. (Спустя два месяца, когда сотрудница посетила этот же храм, он уже был весь закован в строительные леса).

Храм был времен Византийской империи, но регулярно подвергался разграблению. Вообще большая часть христианских церквей в Иерусалиме и его окрестностях были построены византийской императрицей Еленой. Она приехала в Израиль, желая разыскать места, описываемые  в Евангелии. Каково же было ее удивление, когда она убедилась, что здесь почти каждый знал места, где родился и жил Христос. Церквей никаких не было, но возле пещеры Рождества и места, где он был казнен, всегда собирались толпы верующих. Елена пожертвовала огромные деньги на строительство храмов и спустя какое-то время появились большие каменные исполины, украшенные колоннами и резьбой по камню – как раз в духе того времени.

Мы стояли в очереди, чтобы спуститься в пещеру, где родился младенец-Христос. Экскурсантов было много, отовсюду слышалась речь на разных языках. Вперед продвигались медленно – в духоте и давке вдоль величественных колонн. Время, казалось, растянулось. Мелкими шажками, медленно, но верно, наконец попадаем к амвону, откуда по крутым ступеням предстоит спуститься в пещеру. Здесь монахи продают такие же свечи, которые мы все уже купили в сувенирной лавке, хотя Борис уверял нас, что в храме свечи не продают. Слова, слова…

Все вокруг богато украшено красивыми иконами и лампадами, отдельно возвышается огромная свеча, которая зажжена от Благодатного огня, сошедшего  в этом году. Здесь тоже очередь, все хотят поставить свечи за здравие родных и близких. Спустя еще минут двадцать, наконец, продвигаемся к входу в пещеру.

Крутая лестница ведет вниз, спускаться надо осторожно, так как держаться не за что, впереди и сзади толкаются люди. В небольшом помещении, которое когда-то было пещерой, сияет Вифлеемская звезда – золотое ее изваяние, установленное в месте, где свершилось Чудо. К ней очередь из людей, успевших спуститься ранее. Чтобы прикоснуться к святыне, необходимо опуститься на колени и заползти под какое-то сооружение. Любая вещь, положенная на Звезду освящается, поэтому все экскурсанты совали туда заблаговременно купленные кулоны, цепочки, иконы и свечи. Радость момента омрачается лишь тем, что, не успев пробраться к звезде, за спиной уже слышишь поторапливающие недовольные возгласы.

Кроме Звезды в помещении были интересные и очень старые иконы, а также в маленьком углублении немного в стороне стояла колыбелька – образ тех самых яслей.

Часовое утомительное ожидание завершилось десятиминутным посещением пещеры. Но это того стоило! Если бы еще не несколько хамоватое поведение наших соседей по экскурсии, то радость момента не омрачало бы ничего. Находясь вместе достаточно долго времени, из безликой массы сорока человек уже выделялись личности весьма интересные. Печально, что нормальные люди, ведущие себя должным образом, не запомнились, так как не привлекали к своей персоне внимания. Думаю, нас с Димой тоже мало кто вспомнит. Зато двух тарахтящих без умолка евреек, задающих «умные» вопросы и достающих гида, и влюбленную парочку, которая сидела в автобусе впереди нас, точно запомнили все.

После посещения сумрачной пещеры, мы поднялись наверх через другой выход и оказались среди множества древних икон, здесь же располагался красиво оформленный алтарь – было светло и торжественно.

Когда собрались все наши экскурсанты, Борис провел нас к деревянному люку, находящемуся недалеко от входа в Базилику. Сразу не было понятно для чего он предназначен и что тут смотреть. Оказалось, что под раскрытыми деревянными створками на полутораметровой глубине находится великолепная византийская мозаика. Как-то монахи решили проводить ремонт храма, но совершенно неожиданно пол провалился, а под ним обнаружилась кладка более древней церкви. Базилика неоднократно уничтожалась и восстанавливалась снова, так вот эта красивая кладка оказалась уцелевшей частью храма времен крестовых походов.

Экскурсия подходила к концу и нам предложили самостоятельно прогуляться по храму, а встретиться на площади через полчаса. Мы с Димой вышли в боковую дверь и оказались в каменном сводчатом коридоре, который вел в небольшой сквер, в котором стояла часовня. Это была католическая часть храма. Здесь было очень красиво и удивительно спокойно. Просто невероятные ощущения.

Минут через двадцать мы присоединились к своей группе. Почти все уже собрались и слушали очередную историю Бориса. Площадь перед храмом была огромна, здесь удивительным образом соседствовали две религии – на одной ее стороне находилась христианская Базилика Рождества, по другую сторону взмывала к небесам мусульманская мечеть. Неподалеку прохаживались торговцы-арабы, которые предлагали совершенно «необходимые» вещи – бусы, брелки и странные клеенчатые сумки с надписью "Bethlehem" Но что-то желающих приобрести самоделки не наблюдалось.

Впереди был долгий путь к автобусу, жарко было просто нестерпимо, ноги уже отказывались идти, хотелось кушать и пить, но ничего не оставалось, как брести дружной толпой по раскаленной улице, преодолевая бесконечные подъемы.

На автостоянке оказалось довольно прохладно, но из-за паров бензина дышать невозможно, поэтому все поторопились занять места в автобусе. К тому же это спасло от вездесущих торговцев, на сей раз это были  идущие следом грязные дети, предлагающие свистелки-звенелки, барабаны и браслеты.

До автобуса дошли не все… Кто-то соблазнился речами торгашей и задерживался. Борис предупредил, что опоздавших ждем не более 15 минут, а потом пусть выкручиваются сами. Строго! Под косые взгляды, минут через десять, в автобус вошли нарушители спокойствия - странная парочка, сидящая впереди нас. За время, проведенное в пути, они сумели привлечь всеобщее внимание, но об этом напишу позже. Выглядели они следующим образом - крупная грудастая блондинка с грубыми чертами лица и щуплый взъерошенный парень, двигающийся резко и говорящий невпопад. Так вот эта пара вернулась совершенно счастливая, купив какие-то цветные самоделки и клетчатый палестинский платок, который девушка тут же стала накручивать на голову.
Поехали!

Ресторан встретил нас просторным залом с многочисленными столиками. Казалось бы, приличные на вид люди бросились наперегонки занимать очередь к витрине, где стояли блюда. Женщины устремились в туалет, а мужчины, решив, что мыть руки – дело излишнее, столпились возле салатов, мяса и гарниров. Зря они так переживали, места за столами и еды хватило на всех. Длинная очередь, будто змея,  двигалась от фруктово-хлебного стола к салатам, затем на пути повстречались мясо и рыба, а потом были гарниры – макароны, рис, картофель-фри.

В дахабских ресторанах макаронных изделий в меню не было, Дима аж обрадовался, увидев их здесь. Принимающая сторона, какая прелесть, приготовили для русских салат «Оливье» и «Крабовые палочки», но, то ли продукты здесь совсем иные, то ли что-то забыли положить, но по вкусу он совсем не походил на российский вариант блюда.

Я взяла курицу, а на гарнир рис и салат из вареной свеклы. Макароны Диме понравились, да их и сложно испортить, а вот мясо не порадовало – жёсткую говядину прожевать было нереально, а курица больше походила на прожившего долгую жизнь петуха. Рыба в томатном соусе оказалась безвкусной перемороженной субстанцией с резким запахом. Салат из свеклы мне понравился, а взятые зачем-то помидоры были недозревшими. Еды мы взяли много, особенно не рассчитывая, что будет вкусно и в надежде выбрать из этого хоть что-то съедобное. И оказались правы – салат из свеклы и макароны мы съели, а остальное лишь попробовали.

  Многим еда, вероятно, понравилась – мужчины спешили за добавкой, а женщины набирали в сумки недозрелые бананы.

После обеда все столпились возле выхода, откуда открывался вид на город – на невысоких и словно ступенчатых холмах повсюду белели многочисленные здания. Песчаного цвета холмы, изредка поросшие   оливковыми деревьями и белоснежные высотки – вот он современный Вифлеем.

На обед нам отводился час, но пробыли мы здесь дольше. В автобусе нас ждал чай в термосе, заблаговременно приготовленный в Дахабе и сладости, так как еврейский обед не предполагал подобных излишеств.

Сегодняшний, насыщенный событиями, день и бессонная ночь сделали своё дело - время будто  растянулось и казалось, что мы на экскурсии бесконечно долго.


Рецензии