Быть литератором...

                ЭССЕ               
                БЫТЬ ЛИТЕРАТОРОМ…

В начале замысла этого ЭССЭ я думал дать название «Как стать литератором», но посчитал это нескромно, так как звучит поучительно и с претензией на то, что как бы сам уже достиг каких то высот, а в этом деле очень далека планка. Многие скажут, чтобы быть литератором, надо быть читающим человеком. И это правильно, и это труд! Но разговор здесь идёт о людях пишущих, творческих или начинающих, делающих первые шаги в прозе и поэзии. Что же, тогда тем более важны чтения – для познания, развития, и ради уважения. Переворачивая огромный пласт столетий, взрыхлённой почвы нашего бытия, мы открываем для себя вехи исторических событий наполненных драматизмом, открываем поиски и метания в жизни отдельных личностей, ошибки их и подвиги. Ну, а для развития, и именно для становления творческой личности, просто необходимо прочтение специальной литературы, где всё по полочкам разложено, как стать поэтом или писателем. О технике, о таланте и талантливости, о вдохновении и замысле – о многих, многих теоретических вопросов, которые, быть может, без подготовки интуитивно охватывает только гениальный человек. И моя задача, исходя из названия, заинтересовать и даже заинтриговать буквально крупицами золота из произведений известных классиков, для более глубокого их в      дальнейшем прочтения. Основным примером я взял книгу для ученика и учителя
серии – «Школа классики» о произведениях Паустовского Константина Георгиевича, где под общим названием повести «Золотая роза» сокрыты отдельные рассказы, в которых по ходу сюжета, местами, раскрывается, как рождался замысел произведения, как выстраивалась линия сюжета. При обзоре, конечно же, будут упоминаться и другие авторы.
       Название ЭССЕ у меня с многоточием и из этого следует, что «Быть литератором» в одном случае звучит, как утверждение и в другом случае для некоторой категории «пишущих» поощрением. А именно, хотя бы иметь им желание к этому, по сколько считают, что пишут не в стол и не в семейный альбом.    
Кстати, словами Исаковского стать поэтом – это путь роста, путь учёбы, путь накопления знаний и жизненного опыта. Это путь самого вдумчивого, самого глубокого и последовательного изучения,как самой жизни, так и всех сторон поэзии, всех её особенностей и качеств. И именно должно быть к этому понимание, а не самоуверенность. Вот здесь-то я и могу воскликнуть: «Читайте Исаковского «о поэтическом мастерстве и о «секрете» поэзии», где сказано и о новаторстве, о характере поэтов, о поэтическом замысле, об идейности, о таланте, о рифме, об аллитерациях, о технике и так далее". А к выше сказанному можно добавить от Паустовского, о котором после более подробно - «Писательство не ремесло и не занятие. Писательство призвание". Слово «призвание» родилось от слова «зов». 
      Что понуждает писателя к его подчас мучительному, но прекрасному труду?
Прежде всего – зов собственного сердца или голос совести и вера в будущее не позволяет прожить,как пустоцвет. Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости». И следующий «зов» по мнению Паустовского – зов своего времени и своего народа, зов человечества. В рассказе «Надпись на валуне», а именно, надпись на большом гранитном валуне лежащем в море около посёлка на латышском языке гласит: «В память всех, кто погиб и погибнет в море», а по мысли писателя: «В память тех, кто одолевал и будет одолевать это море», рассказывается о голландском писателе Эдуарде Деккере – псевдоним «Мультатути» (по латыни означает многострадальный). Известное произведение – это «Письма любви». Паустовский рассказывает о том, как Мультатути был назначен правительственным чиновником на остров Яву и его ждали почести, награды, богатство, но он пренебрёг всем этим,  встав на защиту яванцев против их порабощения голландскими властями и негоциантами. Опуская значительную часть рассказа о необычной жизни героя скажу лишь о том, что в писательском деле повинуясь голосу сердца Мультатути «одолел море». Так анализирует Паустовский и сравнивает его жизнь с жизнью Винсента Ван-Гога – пример большого отречения от себя во имя искусства. Если Исаковский учит, как стать поэтом, то Паустовский через жизненные ситуации в рассказах показывает что такое писательский труд. Он говорит: «Книга эта не является ни теоретическим исследованием, ни тем                более руководством. Это просто заметки о моём понимании писательства и о моём опыте». И, тем не менее, лично я считаю, что Паустовский поскромничал и повторюсь – быть литератором значит внимательно прочесть на самом деле поучительные литературные заметки, художественно выписанные в конце каждого произведения. Например, после рассказа «Надпись на валуне» возьмём рассказ «Цветы из стружек» и мы видим: «Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас – величайший дар, доставшийся нам от поры детства. «Дидро был прав, когда говорил, что искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и наоборот». – Но стихи могут быть мишура, цветы из хорошо раскрашенных стружек, сусальная позолота». Примером этой мысли я хотел бы привести стихи поэта серебряного века Велимира Хлебникова.
Кузнечик                или                *    *     *
                «Крылышкуя золотописьмом                «Бобэоми пелись губы,
                Тончайших жил,                Вээоми пелись взоры,
                Кузнечик в кузов пуза уложил                Пиээо пелись брови,
                Прибрежных много трав и вер.                Лизээй – пелся облик,
                «Пинь, пинь, пинь!» - тарарахнул»                Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
                зинзивер.               
                Так на холсте каких-то соответствий
                Вне протяжении жило Лицо».
Если про настоящие стихи Паустовский сказал – цветы из хорошо раскрашенных стружек, то здесь Галлюцинация – кружево фантасмагорических слов. Не зря Маяковский в своё время сказал о поэтах: «Кудреватые мудрейки, мудреватые кудрейки». Для меня слова мудрейки, кудрейки – это находка Маяковского, нежели заумная, мудреватая метафоричность (крылышкуя) Хдебникова.
Паустовский в рассказе, что про любовь Христи и Иоськи анализирует: «Писателем может быть только тот, у кого есть, что сказать людям нового, значительного и интересного, тот человек, который видит многое, чего остальные не замечают». То есть Паустовский повторяет свою мысль о призвании. И таким образом он акцентирует внимание читателя. Продолжая разговор о книге Паустовского можно лишь перечислить названия остальных рассказов и вкратце что-то прокомментировать, потому что охватить всё – дело трудное, да и смысл эссе показать путь, направление, взаимосвязи между авторами, чтобы читатель в дальнейшем умел находить и черпать нужную информацию самостоятельно. Следующий рассказ «Молния» и в нём
всё о замысле: «Для появления замысла, как и для появления молнии, нужен чаще всего ничтожный толчок». И далее Паустовский описывает событие, связанное со Львом Николаевичем Толстым, с которым явилась причина к написанию повести Хаджи Мурат. Заинтриговав некоторыми рассказами Паустовского, мне остаётся просто перечислить остальные: это –  «Бунт героев», «Ливенские грозы», «Планета марц», «Изучение географических карт», «Зарубки на сердце», «Алмазный язык» и другие. И в них о жизни простых или известных нам героев – о любви, о счастье и бедах, и о труде. А все события, происходящие в сюжетах,  отдельно примерялись в какой-то степени к литературной учёбе. Познать эти работы Паустовского для пишущих – значит стремиться «Быть литератором»! 
                04.11.10г.


Рецензии
Согласен с вами, Вячеслав! Без изучения опыта писателей не выраститьв себе литератора. Рекомендую прочитать: С.Кинг Мемуары о мастерстве, Ж.Сартр Слова, Ян Парандовский Алхимия слова

Виктор Тамаев   06.08.2017 05:34     Заявить о нарушении