О римской стопе Марии Магдалины

                О путях твоих пытать не буду,
                Милая! — ведь все сбылось.
                Я был бос, а ты меня обула
                Ливнями волос —
                И — слез.

                М.Цветаева. "Магдалина"



Христианский Рим издавна хранит мощи многих святых, в том числе и равноапостольной Марии Магдалины. Традиционно считается, что часть ее мощей находится в Соборе Св. Петра в Ватикане. Еще одна частица ее мощей почивает в базилике Сан Джованни ин Латерано. В последние годы многочисленные паломники, посещающие святые места в историческом центре Рима, благоговейно поклоняются мощам святой Марии Магдалины и в католической церкви Сан-Джованни-деи-Фиорентини (San Giovanni dei Fiorentini), расположенной в районе Регола, в начале улицы Виа Джулия (Via Giulia).

Слева у величественного главного алтаря этой церкви, построенной в 1609 г. для флорентийской диаспоры, имеется в стене небольшая и ярко освещенная ниша, где под стеклом выставлен драгоценный реликварий с частью мощей, называемый в народе «Стопою Марии Магдалины».Справа на стене укреплена табличка в бронзовой раме, где на итальянском и английском языках начертано: «Стопа святой Марии Магдалины. Эта стопа, которая первой вступила в Гроб Воскресшего Христа». Здесь же висит и небольшая православная икона с изображением Спасителя и преклоненной женой-мироносицей Марией Магдалиной. Ее имя, вошедшее в историю, встречается во всех четырех Евангелиях. Она была свидетельницей Распятия и погребения Иисуса, а также того великого события, что произошло в Воскресение Господне. Современные исследователи называют ее еще и «первой свидетельницей, возвещающей о Воскресении Иисуса», заявляя при этом, что «именно с Марии началось христианство» [1], хотя «нигде не сказано, что она была благовестницей, миссионером или апостолом» [2].

После повествований в Евангелиях Мария Магдалина «уходит со сцены полностью, и ее имя не упоминается ни в деяниях апостолов и ни в письмах апостола Павла» [3]. Однако древнее предание гласит, что Мария Магдалина «благовествовала не только в Иерусалиме», но и «отправилась с проповедью в языческий Рим» и «обошла с проповедью всю Италию» [4]. Согласно жизнеописанию Марии Магдалины, в 886 г., во времена правления византийского императора Льва VI Философа (Мудрый), мощи скончавшейся в Эфесе святой были торжественно перенесены в Константинополь и были положены в монастыре Св. Лазаря [5]. Дальнейшая судьба разделенных на части мощей имеет весьма противоречивую историю.

Появление в Риме «стопы Марии Магдалины» итальянские источники связывают с мощами, находящимися с 1280 г. ( по другим данным — с 1059 г.) во Франции (Провансе и аббатстве Везле). Якобы мощи Марии Магдалины из Константинополя попали сначала в Рим, где от них отделили костные останки левой стопы, и далее они были перенесены во Францию [6].Имеются сведения о том, что первоначально святая реликвия Марии Магдалины находилась в Вечном Городе в одной из двух сооруженных капелл, построенных после 1450 г. при Замке Святого Ангела. Эти капеллы были освящены именами Марии Магдалины и вифлеемских младенцев в память о трагической гибели более 170 человек во время наплыва в Рим пилигримов и обрушения балюстрад пешеходного моста Святого Ангела через Тибр (1450). По данным историков, драгоценной реликвии в капелле у тибрского берега пилигримы поклонялись еще до того, как они достигали базилики, посвященной св. апостолу Петру.

В 1527 — 1535 г. в связи с расширением прохода и укреплением моста, капеллы были снесены, а на их месте поставили скульптуры святых апостолов Петра и Павла. Приблизительно в это же время мощи Марии Магдалины были перенесены в церковь Сан-Джованни-деи-Фиорентини, где в XVII в. для них заказали у ювелиров оригинальный футляр из серебра. Церковь римской общины флорентийцев была известна тем, что в течение нескольких столетий она приобретала дорогостоящие исторические и религиозные произведения, для хранения которых позже был открыт специальный музей сакрального искусства. Более трех столетий «стопа Марии Магдалины» хранилась в ризнице церкви и о ней надолго забыли. «Стопу» заново «открыли» только в 2002-м г. и через год передали фонду «Музея флорентийцев» (Museo dei Fiorentini). Он расположен рядом с церковью на улице Мia Acciaioli 2, а его коллекция сакрального искусства состоит из 48 выставочных экспонатов и 20 произведений, хранящихся в запасниках.

После реставрации «стопы Марии Магдалины» 24 мая 2012 г. состоялось торжественное ее перенесение в церковь Сан-Джованни-деи-Фиорентини [7], где для ценного реликвария с мощами соорудили специальную нишу-витрину. Серебристого цвета «стопу» поместили на металлическое основание-подставку, изготовленную из позолоченной бронзы известным итальянским скульптором и ювелиром эпохи Возрождения Бенвенуто Челлини (1500 — 1571). Серебряный элегантный реликварий в форме стопы приписывают неизвестному римскому мастеру-ювелиру, жившему XVII в.

Этому реликварию мастер специально придал форму женской стопы, намекая этим, что костные останки от левой ноги святой содержатся внутри самой мощехранительницы. Мастер выбрал в качестве модели реликвария так называемый «греческий тип построения стопы человека». Известно, что живописцы и скульпторы по длине пальцев на стопе различают три типа ее построения: а) «египетский» — самым длинным является большой палец; б) «греческий» — второй палец самый длинный и ему уступают по длине большой и третий пальцы; в) «римский» - все пальцы имеют примерно одинаковую длину. «Законом» для античных скульпторов и художников считалось построение стопы именно «греческого типа» (второй палец среди других является самым длинным). На реликварии-стопе видно, что длина всех пальцев постепенно уменьшается от большого к мизинцу.

Ныне мощи, заключенные в «стопу Марии Магдалины», находятся под спудом, и через стекло видно, что на подъеме стопы имеется круглой формы закрытый ковчежец с крышкой, перевязанный тесьмой и опечатанный сургучом. К сожалению, описание самих костных останков «стопы» служителям церкви неизвестна. Однако, что на самом деле представляют собою эти мощи: весь скелет стопы или один из ее фрагментов? Вопрос этот совсем не случаен. С давних пор на Западе мастера по изготовлению металлических реликвариев в виде глав или бюстов часто творчески «достраивали» их, т.е. помещали в них всего лишь один фрагмент из костных останков, придавая реликварию форму той части тела святого, от которой у них имелся под руками мощи.

Автор этих строк привлек к изучению фото «стопы» знакомого врача-отропеда из Мюнхена. Он высказал такое предположение: внутри «стопы» может находиться лишь какая-то отдельная часть стопы (например, предплюсна, плюсна или пальцы), одна кость ( например, таранная; латьевидная, выпуклая кпереди или кубовидная) или несколько костей, но никак не целый скелет стопы. Ортопед напомнил, что стопа человека включает в себя 26 костей, для удержания и скрепления которых необходимы связки стопы, представляющие собою плотные тяжи из соединительной ткани. В противном случае древние останки костей стопы могут просто рассыпаться. То же, вероятно, можно сказать и другой «стопе» (неизвестно, какой правой или левой), приписываемой также Марии Магдалине и хранящейся в афонском монастыре Эсфигмен. Хотя по большому счету для верующих людей не так уж важны величина в сантиметрах или масса в граммах тех или иных святых мощей, почивающих в ковчегах и реликвариях.

Ныне известно о присутствии мощей Марии Магдалины не только в Иерусалиме и в афонских монастырях: Симонопетра (рука), Дохиара ( частица) и Кутлумуша ( частица), но и в разных городах стран Западной Европы. В сентябре 2006 г. впервые в Россию из монастыря Симонопетра доставили мощи святой Марии Магдалины и им тогда поклонились тысячи верующих в семи крупных городах страны.
В течение многих столетий образ равноапостольной святой Марии Магдалины выгравирован в христианской коллективной памяти как образ «женщины, которая стояла рядом с крестом и была свидетельницей мук Иисуса. На третий день после Распятия пришла к Его гробнице и увидела, что та пуста» [8]. Марии Магдалине суждено было стать героиней первостепенной важности для многих христианских писателей прошлого и настоящего. В последнее десятилетие в России для широкого круга читателей, интересующихся историей возникновения и раннего периода христианства, переведено несколько серьезных книг о Марии Магдалине таких авторов, как Эрман Барт Д. [9]; Старберд М. [10]; Хоскинс С. [11]; Янсен К. Л. [12] и др. Эти исследователи в повествовании о происхождении  истановлении «культа Марии Магдалины» строго придерживаются  исторических фактов и демонстрируют читателям досадную путаницу, приведшую в народном и художественном сознании к хорошо известным, но и исторически неверным традиционным представлениям о Марии Магдалине — одной из самых почитаемых в христианском мире святой.

Так, во многие православные издания давно проникла абсолютно не основанная ни на каких исторических фактах, но широко распространившаяся легенда ( известны разные ее варианты. — Примечание автора.), относящаяся, вероятно, к очень позднему Средневековью (после XIV в.). Она приписывает Марии Магдалине ее появление в Риме с крашеным яичком, пришедшей с ним к императору Тиберию. На основе этой легенды о Марии Магдалине в верующем народе стали связывать с ее именем и появление традиции окрашивания и дарения пасхальных яиц. Однако сегодня у этой легенды имеется немало оппонентов из числа тех ученых, кто профессионально изучает Священное Писание и мифологию народов мира, например, известный российский библеист Валентина Николаевна Кузнецова [13].

Так, современные исследования по сравнительной мифологии и лингвистики подтверждают, что такой известный пасхальный обычай, как раскрашивание яиц, имеет отношение еще к древнему языческому «культу женского божества по имени Остара (также — Эостры»), с которой, кстати, связан и так называемый «образ пасхального зайца».

В столице Италии, где хранится «стопа Марии Магдалины», западным христианам почти совсем была неизвестна легенда о встрече равноапостольной святой с римским императором. Однако в середине апреля 2016 г. в Италии появилась любопытная публикация Марии Паолы Дауд «Стопа Марии Магдалины в Риме ?» [14], где автор знакомит читателей с православной традицией почитания святой Марии Магдалины и связанными с ее образом поздними преданиями, в том числе с легендой о красном пасхальном яичке. В заключении публикации содержится вывод о том, что традиция окрашивания яиц «пришла и к нам» (читай — «к христианам на Западе». — Примечание автора).

Литература:

[1] Эрман Барт Д. Петр, Павел и Мария Магдалина: последователи Иисуса в истории и преданиях Пер. с англ. — М.: Весь мир, 2009.
[2] Загадка Марии Магдалины. — [Электронный ресурс] URL:
http://www.svoboda.org/content/transcript/27628448.html
[3] Там же.
[4] Жизнеописание равноапостольной Марии Магдалины. Жития святых (Димитрий Ростовский)/Июль/ День двадцать второй.
[5] Там же.
[6]Il piede di Maddalena. — [Электронный ресурс] URL:
[6] Daud M.-P. Il piede di Maria Maddalena ; a Roma? — [Электронный ресурс] URL:
[7] «Il piede della Maddalena». — [Электронный ресурс] URL: http://nobell.it/il-piede-della-maddalena.html
[8] Эрман Барт Д. Петр, Павел и Мария Магдалина: последователи Иисуса в истории и преданиях Пер. с англ. — М.: Весь мир, 2009.
[9] Там же.
[10] Старберд М. Миф о Марии Магдалине. — Москва: АСТ, 2008.
[11] Хоскинс С. Мария Магдалина. Важнейшие исторические факты. —М.: АСТ, 2008.
[12] Янсен К.Л. Мария Магдалина. — М.: Вече, 2007.
[13]Загадка Марии Магдалины. — [Электронный ресурс] URL:
http://www.svoboda.org/content/transcript/27628448.html
[14] Daud M.-P. Il piede di Maria Maddalena ; a Roma? — [Электронный ресурс] URL:


Рецензии