Жить ради смерти
Желательно относиться к таким выражениям сознательно,т.е. ясно сознавать не только то,что имел в виду Юнг,в определённом контексте его сочинения,но и иметь наше личное конкретное толкование,которое желательно ясно сформулировать для себя. Это выражение очень многозначно, как и сами понятия "Жизнь", "смерть","Смысл жизни" и т.п. Например, есть мистический смысл этого выражения:смерть как ворота в иную Жизнь,в иное Существование,жизнь в ином измерении,более высокая,если мы придём к смерти,уже достаточно развитыми,обогащёнными,опытными,прошедшими через своё страдание и ряд препятствий,умудрёнными. В конечном счёте,это всё же жизнь ради Жизни или Жизни лучшей. Существует мнение,что значение жизнь человека приобретает лишь в канун его умирания или после смерти. Уже ничего не исправишь,не изменишь, что не достигли то таковым останется уже - для данной жизни - навсегда.
Но "жить ради смерти" можно понять и в смысле разрушения жизни,в смысле вражды к жизни(совсем не в духе Юнга). Таковы все агрессоры,фанатики, аскеты и пр.
На мой взгляд,наша данная жизнь,какой бы она не была и каким бы высоким не было наше засмертное существование,является ценностью в той мере,в какой в ней возможны и позитивные явления, позитивные для нас и вообще,морально и в других смыслах.
Не нравится мне выражение "ради" - я принципиально против всяческих культов и иерархий в области жизни. Даже если наша данная жизнь низшее,например, по сравнению с жизнью в иных измерениях,всё равно это необходимая ступень нашего существования и развития. В пределах этого может быть много хорошего, разумного,"вечного".
Знание человеком своей смертности это сразу объективный факт бытия человека, а значит и "мой",и нечто субъективное,опыт моей души,как предчувствие конца, тождество общезначимого и личного. Рефлексия наша лишь подтверждает, развивает логически нашу интуицию, что "Все пути ведут к смерти". Но наше желание жить вечно лишь обостряется. И вот наше гипотетическое бессмертие мы превращаем в бессмертное бытие-вне-нас, к которому мы можем лишь преобщиться через какую-то свою "благородную" деятельность. Так возникает идея и культ Вечности, метафизическая категория Божественного Мира, Божественного бытия, к которому смертный человек приобщается через должный образ мысли, деятельность или творчество. Плод нашей деятельности становится представителем нашего "Я" в иных мирах и перед Абсолютом: это становится для нас нашей формой бессмертия и частично оправдывает то, что мы делаем здесь и теперь, если эта деятельность мнится нами достаточно "высокой".Иными словами, мы приходим к идее духовного бессмертия."Нечто делается ради вечного" и т.д. Но по мне не нужно жить ради чего-то,нужно просто жить.Определить нашу ценность для Вечности и Божественного бытия мы просто не в состоянии и все наши "логизмы" здесь равны фантазии. Тем не менее желательно разграничить понятия "существование" (бытие индивида) и "жизнь" (бытие творческой,разумной, позитивно деятельной,душевно богатой личности). Можно в одно и то же время плохо существовать, но хорошо жить.Бессмертна или нет "жизнь",но она самоценна и ценность именно для духовного,морально и интеллектуально развитого человеческого существа.В частности такая "жизнь" наше желаемое, наше маленькое "бессмертие" при жизни.
Но в целом - для меня - жизнь трагична.Духовное обязано быть трагичным: его счастье реет в бездне мрака.В целом здесь мы не достигаем желаемого.
Сартр, этот философский путаник,всё же совершенно правильно,на мой взгляд, говорит,говорит,что жизнь - неудача и скандал. Совершенного ничего нет. Но Сартр ошибочно абсолютирует свой правильный тезис.Жизнь всё же не есть одна сплошная неудача,хотя негативного в ней может быть больше, чем положительного...Впрочем, если Сартр имеет в виду именно итог всякой жизни, результат её в целом, то да, - само наличие смерти удостоверяет, что жизнь неудача: смертное в жизни как раз и оказывается её ядром, сущностью, выражением необходимости.
Свидетельство о публикации №217080500190