Рецензия - Вячеслав Перегудов - Звездец

Вячеслав Перегудов дал своей повести с загадочным названием «Звездец» такое определение: "пособие для внутренней эмиграции". Он верит, что выйти из лабиринта смешного, нелепого и безумного довольно просто. Это хорошо, когда автор сам себя понимает. Плохо, когда читатель не успевает за авторским креативом и быстро начинает уставать. Попробую разобраться в хитросплетениях человеческих судеб в рамках серого и безликого существования жителей какого-то города Мухина, где-то на необъятных широтах нашей Родины. Время действия читатель додумает сам: то ли семидесятые, то ли какие другие «тые». 

Я улыбнулся после уморительно сказочного вступления: «У Валентина Афанасьевича было три сына: первый, второй и третий», чуть позже автор наделит персонажей именами и краткими характеристиками. А пока семья обывателя Валентина Афанасьевича сталкивается с неожиданной кончиной главы: «Валентин Афанасьевич обмяк уже не очень молодым телом, и стал мирно спать, а наутро, проснувшись, сходил на двор по малой нужде, после попил тёплой чайниковой воды, и как-то совсем некстати, то есть абсолютно невпопад и без видимых причин, умер». Как-то буднично, даже озорно, родственники из «дома № 16, спрятанного от глаз обывателя в кривозаборных лабиринтах улицы, названной именем былинного полярника Отто Юльевича Шмидта», хоронят кормильца.

Смешно оттого, что описано едко и уморительно, повеяло стилистикой Войновича. «Люди неспешно унесли Валентина Афанасьевича за черту, невидимо отделяющую город от негорода, и закопали во влажную, прохладную, пахнущую прелыми листьями, землю. Потом установили сваренный из стальных прутьев, похожий на новогоднее дерево, памятник, с колючей и обжигающе-красной звездой на навершии, слегка вкопали в грунт, прихваченную возле конторы Завода Столовых Вин, скамейку, на которой, красивыми ровными буквами, было вырезано: «На этой скамейке , я, слесарь шестого разряда Никитин, был влюблён в бухгалтера расчетной группы Эльвиру Шнек».

Смешные нелепости, язвительные и острые характеристики персонажей, ясно указывают на писательскую манеру заточенную под антиутопию, абстракцию или даже такой жанр, как «роман-анекдот». Где-то глубоко под спудом блестящих сатирических образов, проглядывает авторская направленность на высмеивание реалий времени, жизненного уклада провинции, бездуховности советского застоя.

Сказочный шаблон о старике и его трёх сыновьях, в интерпретации автора выглядит иначе: «Николай Валентинович покинул родительский дом и обосновался где-то совсем далеко, на самом-самом крайнем Севере, там где все, на что не взгляни - снег, олени и Кола Бельды. Трофим Валентинович все время жизни своей болел каким-то орфанным заболеванием, настолько редким, что ни один анализ мочи и кала не мог подтвердить или опровергнуть его наличие, поэтому вместо лечения его два раза садили за тунеядство. Ефрем Валентинович пошёл дальше своих братьев. Видимо сбившийся с магнитной линии ангел, пролетая над укутанным в ночной туман городом Мухиным, увидел через дымоход синюшного, тощего младенчика, и предавшись неземной сентиментальности , поцеловал Ефрема Валентиновича в плотную, скошенную макушку».

Сюжет вполне логично сводится к жизнеописанию «Валентинычей» и их приключениям в необычной абстрактной реальности, искусственно созданной автором. Сюда Перегудов вводит главного героя - умного Ваню, сына прожектёра Ефрема Валентиновича. «Ваня получился белобрысым и синеглазым, и похожим на отца только фамилией. Он был смышлён и любознателен. Уже к пяти годам закидывал мать недетскими вопросами».

Главное приключение умницы Вани начинается после загадочной встречи с Отто Юльевичем Шмидтом, который приглашает парнишку проследовать вмести с ним в пространственно-временной портал, чтобы попасть в «альтернативную реальность». В новой достоверности, где невообразимым образом увязаны признаки прошлого и будущего страны, Ваню везут в Москву.

Иллюзорная явь нашего будущего с Верховным Правителем, денщиком Углеродом-14 и его историей, ведут читателя в мир хаоса, сумбура и гротеска, в авторской интерпретации, эти фантастические картинки порой подкупают своей документальностью. Правда читать и понимать содержание становится всё сложнее: в бесконечной динамике поступков и неясных реалиях времени, начинает теряться главное - смысл! Увязать авторские фантазии в логическую цепочку просто не по силам. Снежный ком нелепиц, бессмысленностей, белиберды начинает утомлять. Наслоения невероятных приключений ГГ и его новых спутников, интересно воспринимать, если вообще абстрагироваться от какого-либо толкования.

Терпение читатель, всё проясняется в седьмой главе! Тут я думаю, что все заинтересованные обойдутся без разъяснений цензора. Собственно о стилистике. Очень ёмкое, красочное, насыщенное повествование. Сложная смысловая нагрузка, не мешает читателю. Тут достаточно просто наслаждаться авторской манерой и техникой изложения. Витиеватые образы и многочисленные персонажи увязаны в логическую цепочку,  а прекрасный, я бы сказал сочный язык, подтверждает профессионализм писателя Перегудова. Приземлённые, образные и яркие диалоги не портят картину, скорей наоборот, придают неповторимый колорит повествованию.

По прочтению возникали стойкие ассоциации с искромётной манерой изложения Юрия Коваля, а челночные рейсы по туннелю в альтернативную реальность - фильмы режиссёра Мамина «Окно в Париж», да «Кин-дза-дза!» Данелии. Мне не хватило авторских пояснений в «закольцованности» сюжетных линий. И повторюсь - давит фантосмагорический перегруз странствий главного героя.

Интересен посыл писателя: «выйти из лабиринта смешного, нелепого и безумного довольно просто», но сперва надо туда окунуться. Строить сложную философскую концепцию не стоит - эта книга о нашей жизни, о повседневном театре абсурда, к которому мы так привыкли и не хотим расставаться. Чтение не для всех, оттого в поисках рецензий на роман, не нашёл ни одного литературного разбора. Подобная невостребованность вполне свойственна нынешнему читателю - вот кабы призрачные фэнтезийные миры или слёзные мелодрамы. Такие сейчас времена - звездец одним словом!


Рецензии
С интересом читаю ваши литературные обзоры, Вадим.
Доверяю вашему вкусу, и постараюсь найти и прочесть рекомендованное.
Моё уважение.

Сергей Соломонов   15.10.2017 11:03     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей. "Звездец" может и найдёте в Сети, во всяком случае, на том портале, автор удалил своё произведение.

Вадим Яловецкий   15.10.2017 11:50   Заявить о нарушении