Шамиль

Жаркое тбилисское лето закончилось и наступили чудесные сентябрьские деньки.  Одно плохо – нужно ходить в школу.
   В нашем нагорном районе была одна мужская школа, которая располагалась в старинном здании там, где улица Барнова круто спускается к центру города.
   В первых классах все предметы вела Казимира Ивановна, строгая, худощавая и подтянутая, с сильно поседевшей головой.
   Вообще то я ее любил, но ребята побаивались и было за что. Если кто-то вел себя, по ее мнению, уж очень нехорошо, то следовали команда «руки на парту» и удары линейкой по пальцам. Правда удары были слабенькие и бывало это редко.
   Наверное это был уже четвертый класс и у нас появился новый предмет – «История СССР», который вела та же Казимира Ивановна.
   Меня она посадила прямо перед учительским столом, а рядом - моего лучшего друга, отличного парня и отличника – Андрюшку Бедукадзе. Был он необычайно рыжим, возможно по причине русской мамы, а отца его я не видел – летчик, погиб на фронте.
   На этот урок истории Казимира Ивановна пришла за пару минут до звонка. Дала распоряжения, чтобы расселись и успокоились и как-то подозрительно посмотрела на меня. Точно – спросит.
   Я понятия не имел, что там было задано на дом.  Толкаю Андрюшку в бок и он выручает.
 - Шамиль, на 58 –ой странице.
   Быстро открываем мою 58-ю страницу. Он тыкает пальцем и на левом развороте, посередине листа вижу мужественное бородатое лицо в большой чалме. Точно как в учебнике, развернутом перед Андрюшкой.
   Хорошо, что текста всего на полстранички. Лихорадочно, быстро и наискосок, схватываю:
     «Шамиль … борец за свободу горских народов … возглавил вооруженную борьбу народов Кавказа против российского империализма…».
   Наверное Казимира Ивановна заметила эту мою мятушню, потому что тут же прозвучал ее зловещий голос.
   Скворцов, что на сегодня задано!
Однако нас уже просто так не возьмешь.
- Шамиль!
Ну и что вы знаете о Шамиле. Расскажите.
- Шамиль борец за свободу горских народов, он возглавил вооруженную борьбу народов Кавказа против российского империализма.
……………………………………………………………………………………………………………….
   Минута молчания. Спиной чую, весь класс затих в каком-то страхе.  У Казимиры Ивановны «отвисла челюсть», чуть ли не буквально, и округлились глаза. Наконец она села и успокоилась.
У Вас учебник какого года?
Пятьдесят первого.
      Садитесь! У Вас прошлогодний учебник, достаньте учебник этого года.
   Фу-у-у!  Пронесло. Однако, что же меня спасло?
Сажусь, спрашиваю Андрюшку, и он тыкает меня в свой новый учебник. Все как и в моем и такая же картинка на том же месте, но читаю:
  - Шамиль….наемник английского империализма…возглавил вооруженные отряды с целью недопущения усиления влияния России на Кавказе.
   Как так? Пролистываю весь учебник и свой и Андрюшкин от начала до конца. Все одинаково. Только по Шамилю текст не тот.
   Кто же пишет эти учебники истории? Они что – не знают истории?
И призадумался я тогда в первый раз над связью официальной истории и политики.  А ребята многие, хоть и малы тогда были, но видно что-то уже соображали о политике, когда затихли после моего ответа.
Много лет прошло с тех пор, но и историки и политики такие же.

   Кто же такой Шамиль?
Казакам пришлось с ним много повоевать, и они сложили песню, которая начиналась так*:

На горе стоял Шамиль
Он Богу молился
За свободу, за народ
Низко поклонился

С тем и помянем его.

(*) Приведен первый куплет песни под названием "Ой-ся", которую можно легко найти в интернете. Вообще песня имеет много куплетов и известна в разных вариантах.


Рецензии