Эпос о Гильгамеше О всё видавшем

«ЭПОС О ГИЛЬГАМЕШЕ» («О ВСЁ ВИДАВШЕМ»)   
               


                Нет уз святее товарищества. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»


                Все почести этого мира не стоят одного хорошего друга. Вольтер


                Дружба есть равенство. Пифагор


Через много лет решил перечитать этот чудесный эпос… Ранее, в 1970-е годы, рассказывал о нем на семинарах для молодежи. О них поведал ранее в рассказе «Клуб молодого марксиста» в РСК «МиГ» (Российская самолетостроительная корпорация «МиГ») на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2…  Одна из участниц семинаров взяла тогда из предложенных для подготовки и проведения бесед в цехах и отделах предприятия тему «Древнейший эпос человечества- поэма о Гильгамеше». И это было успешно сделано.


                «Эпос о Гильгамеше»- одно из старейших литературных произведений в мире, дошедших до нашего времени, и одно из величайших произведений литературы Древнего Востока. Это высшее достижение художественной философской мысли одной из первых цивилизаций человечества. Оно появилось задолго до «Одиссеи» и «Илиады» (9-8 века до нашей эры) Гомера, Ветхого Завета Библии (12-2 века до нашей эры), являясь почти ровесником Египетских пирамид. Найден «Эпос» при раскопках дворцов ассирийских царей  Синаххериба (царствовал в 705-680 годы до нашей эры) и Ашшурбанипала (царствовал в 669-627 годы до нашей эры) в Ниневии. Этот древний ассирийский город обнаружил в 1849 году английский археолог Остин Генри Лэйярд (1817-1894). Ниневия была столицей Ассирийского государства и находилась на территории современного Ирака, около Мосула, на левом берегу реки Тигр. Древние греки считали, что Ниневию основал некий Нин или Нимрод (Библия: Бытие 10.8; Первая книга Паралипоменон 1.10). Поселения на территории будущей Ниневии были уже в III тысячелетии до нашей эры, но столицей Ассирийского государства она стала в конце VIII-начале VII веков до нашей эры, во время царствования Синаххериба. Он пышно отстроил и укрепил новую столицу мощными крепостными стенами. Упадок Ассирийской империи и ее столицы начался после смерти царя Ашшурбанипала.      


                При раскопках Ниневии в середине XIX века была обнаружена ставшая теперь всемирно известной так называемая «Клинописная библиотека царя Ашшурбанипала в Ниневии». Исследователи считают, что первые песни о Гильгамеше созданы еще в конце первой половины III тысячелетия до нашей эры. Окончательно аккадская версия этой поэмы сложилась в последней трети III тысячелетия до нашей эры, а на хурритском и хеттском языках- во II тысячелетии до нашей эры. Окончательный вариант («ниневийский») создавался в период от конца II тысячелетия до VII-VI веков до нашей эры. Он и был найден при раскопках Библиотеки Ашшурбанипала. Текст поэмы создавался на протяжении полутора тысяч лет. При проведении раскопок были найдены клинописные таблички, на которых фрагменты текста поэмы были записаны на четырех языках Древнего Востока: шумерском, аккадском, хурритском и хеттском.



Текст наиболее полной версии «Эпоса» («ниневийской») записан мелкой клинописью на двенадцати табличках (около трех тысяч стихов, то есть отдельных стихотворных строк). На каждой из них- по шесть колонок текста. «Эпос о Гильгамеше»- самое крупное эпическое произведение, записанное клинописью. На каждой из двенадцати табличек поэмы записан текст только одной ее песни. В современных переводах они обозначаются римскими цифрами от I до XII. В  «ниневийской» версии поэмы по сравнению со «старовавилонской» имеется вступление, по первому стиху которого появилось и другое название поэмы- «О всё видавшем».


   
Первые переводы «Эпоса» на русский язык сделали поэт Николай Гумилев (1919 год), выдающийся русский ассириолог и поэт В.К. Шилейко (в 1920-е годы), но рукопись его перевода была утеряна. В 1961 году Академией наук СССР был издан перевод поэмы на русский язык, сделанный И.М. Дьяконовым: Эпос о Гильгамеше («О всё видавшем»). Перевод с аккадского И.М. Дьяконова. Издательство Академии наук СССР. М-Л. 1961. 216 с. (Литературные памятники). 10 тысяч экземпляров. («О всё видавшем». История о Гильгамеше со слов Синликиуннинни, заклинателя).      


               
Поэма о Гильгамеше дала старт развитию эпической письменной литературы.                Основой текста послужили мифологические мотивы религиозных верований шумеров, исторические легенды… Главный герой поэмы- Гильгамеш был исторической личностью- лугалем (шумер. «большой человек»)- военным вождем и царем- пятым правителем шумерского города-государства Урука около 2800-2700 годов до нашей эры. Его имя указано в шумерской табличке (II тысячелетия до нашей эры) со списком шумерских правителей. По-шумерски его имя- «Бильгамес» (Bil-ga-mes). С XVIII века до нашей эры о нем создают многочисленные легенды, его начинают обожествлять. Его представляют божественным героем и сыном богини Нинсун, борющимся со зверями, защищающим людей от демонов, судьей загробного мира. В «Эпосе» сказано, что он «на две трети бог, на одну- человек».                Чтобы защитить свое жилье от злых духов, изображения Гильгамеша в те времена помещали у входа в дом. В Лувре есть скульптура VIII века до нашей эры, изображающая Гильгамеша.                Начинается «Эпос о Гильгамеше» так:
ТАБЛИЦА 1
О все видавшем до края мира,
О познавшем моря, перешедшем все горы,
О врагов покорившем вместе с другом,
О постигшем премудрость, о все проницавшем:
Сокровенное видел он, тайное ведал,
Принес нам весть о днях до потопа,
В дальний путь ходил, но устал и смирился,
Рассказ о трудах на камне высек… (Перевод Игоря Дьяконова)



В поэме- о том, как могучий воин-полубог Гильгамеш обретает, а затем теряет верного друга в лице очеловеченного дикого Энкиду, жившего раньше среди диких животных. В стремлении спасти друга Гильгамешу открываются многие тайны жизни, о которых он ранее даже не задумывался… В поэме есть и бытовые сцены, и страсть, и сражения, и скитания, и встреча с человеком- прародителем всех людей, который единственным из смертных стал бессмертным (Утнапиштим), и цветок вечной молодости, и путешествие в подземный мир…                Некоторые тексты в «Эпосе» схожи с библейскими.
Сходство текстов в «Эпосе» и в Библии (Экклесиаст: 9.7-9.10).
Из таблицы 10:


Сидури - хозяйка богов, что живет на обрыве у моря…
…..
Хозяйка ему вещает, Гильгамешу:
"Гильгамеш! Куда ты стремишься?
Жизни, что ищешь, не найдешь ты!
Боги, когда создавали человека, -
Смерть они определили человеку,
Жизнь в своих руках удержали.
Ты же, Гильгамеш, насыщай желудок,
Днем и ночью да будешь ты весел,
Праздник справляй ежедневно,
Днем и ночью играй и пляши ты!
Светлы да будут твои одежды,
Волосы чисты, водой омывайся,
Гляди, как дитя твою руку держит,
Своими объятьями радуй подругу-
Только в этом дело человека!"


Экклесиаст (9.7-9.10):
«Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей. Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это- доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем. Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости».



Описание потопа в поэме очень схоже с описанным в Библии Всемирным потопом.  Легенды о потопах существуют у многих народов. Видимо, есть какой-то общий очень древний первоисточник этих преданий …
Этот «Эпос» надо читать, а не пересказывать его содержание, так как только чтение даст возможность ощутить своеобразие поэтики этого удивительного литературного памятника древности.
Эта героическая поэма- гимн дружбе, способной не только преодолевать любые препятствия, но и преображать и облагораживать человека. Здесь впервые в мировой классике высказаны приоритет дружбы перед всеми прочими человеческими качествами, готовность ради дружбы пойти на самопожертвование. Поэма для нас может служить и настоящим проводником в далекий древний мир, энциклопедией того времени, помогая понять философские, этические, религиозные и бытовые взгляды и представления тех людей об окружающем их мире, о так называемых «вечных» вопросах (жизнь и смерть, смысл жизни, бессмертие, судьба, место человека во Вселенной, память потомства …) …
Юрий Жданов     05.08.2017


Рецензии