Об эмоциях и интеллекте

В своей работе «О четырех центрах человеческой психики», я остановился на характеристике первых двух центров человека: инстинктивного и двигательного, на их отличии друг от друга. Два других, более "высоких", центра человека в той работе я не рассматривал и хочу здесь восполнить этот пробел. В своем рассмотрении эмоционального и интеллектуального центров человеческой психики, я иду собственными путем, игнорируя известную работу П.Д.Успенского «Психология возможной эволюции человека", хотя именно она заинтересовала меня данным вопросом. П.Успенский писал для продвинутых, «высоколобых» читателей, я же ориентируюсь на «чайников», к которым отношусь и сам.

На мой взгляд, как эмоциональный, так и интеллектуальный центры человека можно разделить на три основных уровня, между которыми существует некоторое соответствие. Перечислю эти уровни.

Эмоциональный центр.
1.Эгоистические эмоции (низший уровень).
2.Эстетические эмоции (средний уровень).
3.Альтруистические эмоции (высший уровень).

Интеллектуальный центр.
1.Практический ум (низший уровень).
2. Теоретический ум, интеллект, чистый разум Канта (средний уровень).
3.Разум или мудрость (высший уровень).

Охарактеризую перечисленные уровни.

Эмоциональный центр.

1.К эгоистическим эмоциям несомненно относятся такие эмоции, как ненависть, зависть, злорадство, ревность, скупость, обида и т.д. Зачастую эгоистические эмоции порождаются различными человеческими пороками и страстями: гордыней, честолюбием, тщеславием, властолюбием, сребролюбием, побуждающими человека любой ценой стремиться к удовлетворению своих амбиций.

2.К эстетическим эмоциям мы можем отнести наслаждение, получаемое нами от созерцания картин природы и наслаждение, получаемое от знакомства с известными произведениями искусства. Самые разные красивые вещи: здания, автомобили, со вкусом оформленный интерьер комнат, напольные и настенные ковры, люстры, искусно изготовленная и разрисованная посуда, изделия из драгоценных металлов и другие подобные вещи, способны вызывать в нас эстетические эмоции и приводить нас в восхищение.

3.К альтруистическим эмоциям можно отнести сострадание, совесть, чувство долга, бескорыстную, безусловную любовь, возможную по отношению, как к близким, так и к чужим людям. Любовь самоотверженная, жертвенная, в которой нет примеси эгоизма, является, на мой взгляд, самой возвышенной альтруистической эмоцией. Напротив, любовь, зараженная эгоизмом, разделяющая окружающих на своих и чужих, на хороших и плохих, относится, на мой взгляд, к эгоистическим эмоциям. Такая эгоистическая любовь возможна и в семье, между родителями и детьми, мужьями и женами, если члены этой семьи не обладают высокими нравственными качествами.

Интеллектуальный центр.

1.Под практическим умом я понимаю ум, нацеленный на достижениев успеха во внешней жизни, на приобретение различных желаемых благ. Умение приспосабливаться к жизни, дружить с нужными людьми, использовать к своей выгоде различные случайные обстоятельства, видеть недостатки окружающих и использовать их, в нужный момент хитрить, лгать, давать взятки – все это проявления практического ума. На этом, низшем, уровне интеллектуального центра человек способен хорошо понимать других людей, но, главным образом, с точки зрения их слабостей и пороков, в то же время, от него могут ускользать и быть ему непонятными высшие проявления человеческой души.

2.Теоретический ум, в моей классификации, представляет собой способность счетного, а также понятийного мышления, способность анализа и построения концепций. Это ум математика, шахматиста, ученого, всякого человека, дружного с логикой и обладающего зрительным воображением. Теоретический ум предполагает также наличие интуиции, разные виды которой я охарактеризовал в другой своей работе.

3.Под разумом я понимаю развитое самосознание, способность к рефлексии, объективное, беспристрастное видение, понимание самого себя и других людей. При этом, разумный человек понимает людей иначе, чем человек практического ума, он видит в них не только эгоизм и другие недостатки, но и все их достоинства, а также то лучшее, высшее, что в них присутствует потенциально. Такими людьми, обладавшими высшим интеллектуальным центром – разумом, были Сократ, Монтень, Грасиан, Паскаль и многие другие. (К сожалению, не могу включить в этот список любимого мною Л.Н.Толстого, уж очень эмоционален, субъективен был иногда Лев Николаевич).

Из приведенных выше характеристик эмоционального и интеллектуального центров, хорошо видно соответствие между их разными уровнями. На низшем уровне эгоистическим эмоциям соответствует практический ум. Это понятно, именно он нацелен на реализацию желаний, порожденных эгоистическими эмоциями. На среднем уровне, эстетическим эмоциям и их высшему выражению - искусству, соответствует теоретический ум и его высшее выражение - наука. На высшем уровне, альтруистическим эмоциям соответствует разум, поскольку и то, и другое есть проявление в человеке Духовного Начала. Когда я говорю здесь о соответствии между уровнями разных центров, то не имею в виду, что оно обязательно присутствует у одних и тех же людей. Человек, обладающий разумом, не обязательно испытывает только альтруистические эмоции, выраженный альтруист не обязательно является мудрым человеком, таковым он может быть в силу своих врожденных и приобретённых склонностей. Интерес и способности к науке, часто не совпадают с интересом и способностью к искусству.

В упомянутой выше работе, П.Успенский писал о возможности развития у человека более высокого уровня сознания, других (сверх четырех) высших центров, подробно характеризовал их. Очевидно, Успенский имел в виду, таких людей, как Рамакришна, Гурджиев и т.д. Мне было очень интересно прочесть об этом, но особо вникать в эту информацию и делать из нее практические выводы я не стал. «Курица не птица», она, конечно, может помахать крыльями, но не взлетит в небо. Я тоже не хочу делать такую попытку.


Рецензии
Прекрасная "отсебятина"!Видимо, так и рождаются шедевры философской мысли.В самом своём зачатке.
По капельке, по зёрнышку , по волоску обрастёт ваша теория дополнениями, изменениями и ...готовая работа по психологии к тестированию будущих президентов, например.
Тут, правда, к каждому пункту ещё надо добавить по несколько подпунктов, чтобы 1,2 и 3 ступень не перепутать и не смешать, а ,именно, хорошо отделить между собой и что- то могло бы получиться.
На такие работы,я думаю, большие мыслители всю жизнь кладут, как на плаху: "Получится,не получится,что получится?"А,как быть, любителям философской мысли, как Евгению?Это ж,какую голову надо иметь, чтобы во всём этом разобраться? Страшно подумать!
Мне сейчас почему то вспомнился рассказ Шукшина "Микроскоп" ,кажется, назывался.
Вот бывают же такие перлы и среди простого народа! А откуда же ещё?Все мы из народа,
Только потребности у всех разные.Одни только едят, а другие ещё и думать умеют.Спасибо.

Любовь Козловская   12.04.2019 23:36     Заявить о нарушении
Спасибо, Люба, за содержательный, как всегда, комментарий! Мои заметки представляют собой схемы, наброски, я не претендую в них на подробный анализ темы. К чему? Зачем? Я всегда сочинял для себя, чтобы не забыть, сохранить мысли, а для этого их нужно было приводить в порядок и где-то хранить. Конечно, мне приятно, когда меня читают, но главная цель моей писанины не в этом.

Евгений Терещенко   13.04.2019 08:51   Заявить о нарушении