Армянский снобизм, похожий на патриотизм или армен

Армянский снобизм, похожий на патриотизм или АРМЕНИКУМ

В моей практике были эпизоды, когда я был обвинен в измене Родине и ее интересам, потому, что «посмел» высказаться по поводу одного горячего патриота, который всю историю развития цивилизации связывал с Арменией, и получалось, что и россияне, и баварцы, и британцы имеют одни армянские корни.
Я думал, ладно, я не историк и не лингвист, не буду вмешивается. Мало ли, среди нас, армян, больных людей.
Но этот деятель пошел еще дальше. Он  на весь мир заявил, что наш Святой Месроп Маштоц в начале 5 века, создавая нашу армянскую письменность,  так пронумеровывал буквы армянского алфавита, что сумма номеров букв, составляющих название металла, совпадает с зарядом ядра атома этого металла (число протонов в ядре атома этого металла или, проще говоря,  порядкового номера этого металла в Периодической Системе Д.И.Менделеева, созданной в 1869 году).
Я, как профессиональный химик, высказался очень скептически, так как обсуждаемая работа не могла иметь никакого отношения к науке, и обозначил это все как жонглерство и шаманство, написав обо всем этом редактору журнала, напечатавшего этот материал.
Говорят, что наш патриот с инициалами В.В. был страшно зол на меня и пригрозил уничтожить меня во времени…
 Я естественно продолжал жить, творить и однажды случайно забрел (Акоп Паронян бы сказал ;;;; ;;;;;;, ;;;;;;;) в одну армянскую социальную сеть, где армяне рассуждали и обсуждали наши проблемы. И там один из «ярых патриотов», призывал собрать группу смертников «Аварайрийцов» для решительных схваток против наших внутренних врагов - предателей армян. Не выдержав, вмешался в полемику и напомнил, что беречь надо нацию и национальную гордость от таких В.В., которые позорят нас своими чудовищными заявлениями.
И тут, как у Высоцкого, поднялся такой галдешь и лай, что в конце я был обвинен в том, что продался туркам и азерам за Бакинские нефтедоллары, бесстыдно продаю свой народ.
Один из участников форума (думаю самый ярый патриот) предлагал меня вешать на столбе головой вниз за одно место на центральной площади Еревана.
Среди участников форума были  доктора, профессора, которые  промолчали, даже тогда, когда я был обвинен в том, что не являюсь настоящим доктором наук, профессором, а все свои  дипломы   купил  в московских подземках.
Я сдержанно терпел эти унижения. В открытой печати мы позволяли   нашим оппонентам - недоброжелателям воспользоваться  богатой пищей о нашем уровне и умении вести «цивилизованную дискуссию»…
Конфликт разрешил вмешательство  модератора  сети. Она выразила  свои извинения мне за такое некорректное поведение своих посетителей, особенно к столь признанному  и известному общественному деятелю и ученому, каковым являюсь я…
И я забыл об этом инциденте, однако, время от времени, по разным поводам и причинам внутри меня поднимается волна возмущения и хочется высказаться о том, какие глупыми мы, армяне, иногда бываем…
***
Трудно ответить мне, что мною двигает сейчас, когда продолжаю строчить строки, стучать по клавишам, выдавая материал-текст из жанра «аналитической прозы», будучи уверенным, что ты его никогда не опубликуешь?
… Невольно проводишь параллели с турецким Нобелевским лауреатом Орханом Памуком (Черкесские корни), который известен своей гражданской позицией в отношении геноцида армян и дискриминации курдов в Турции, не совпадающей с мнением официальных турецких властей.
Или с известным прозаиком - азербайджанцем по национальности Акрамом Айлисли, который опубликовал в журнале «Дружба народов» статью, раскрывшую правду о событиях трагедии Ходжалу. В Баку принято решение, что всех наказаний для Айлисли будет мало и необходимо отрезать ему ухо. Выполнившему это решение будет выплачена премия в 10 тысяч манат…
Жену и сына Айлисли уволили с работы, а его самого президент лишил персональной пенсии. Не остались в стороне и духовные власти — Управление мусульман Кавказа объявило Акрама Айлисли вероотступником.
Здесь наступает момент истинны. Этих изгоев мы, армяне, возносим, канонизируя их в ранге героев и людей высшей пробы, честных и храбрых.
Что случится со мной, если я изложу мои видения, и опишу, как мы армяне бываем уродливыми, чудовищно-циничными и алчными, и что это все меня очень тревожит.
Умалчивать обо всем этом значит загнать болезнь вовнутрь, что чревато  непредсказуемыми последствиями.
Способны ли мы, армяне, бесстрастно рассмотреть и обсуждать  проблему: армянского лже - патриотизма, о его пагубных последствиях.
Итак, я себе позволяю в пределах собственного пространства свободы рассуждать вокруг этой проблемы в системе "Кто виноват? Что делать?"
***
Думаю никто не оспорит мое предположение, что чем больше унижен и оскорблен конкретный народ историей, чем больше и территориальных, и человеческих потерь, тем высок градус  лже - патриотизма.
Для упрощения дальнейшего рассмотрения этой проблемы будем пользоваться синонимом этого понятия, потребляя слово "снобизм", а в частности "армянский снобизм".
Чтобы убедиться, насколько удачно подобрал синоним, я взглянул в Викисловарь и вот что там нашел:
• Человек, неуклюже пытающийся подражать тем, кто стоит выше; человек с претензиями без достаточных на это оснований;
• Претензии на высокую интеллектуальность, изысканный вкус или авторитетность в какой-то области, и при этом надменное отношение к тем, кто якобы лишён этих достоинств;
• Образ мыслей, присущие человеку, стремящемуся не отстать от моды и постоянно придерживающемуся манер аристократического круга, высшего света».
Мне больше всех понравилась последняя трактовка. Мы почти всегда не забываем упомянуть, что еще в 301 году впервые в мире признали на государственном уровне христианство, почти на 12 лет раньше Рима. И что наш театр имеет 2000 летнюю историю. И что крещение  Руси Владимиром произошло спустя почти 700 лет  после того, как мы, армяне  приняли Христианство и так далее...
Таким образом, кажется мне удалось частично ответить на вопрос "Кто виноват". Виновата история и своеобразная, неповторимая армянская ментальность.
***
Однажды по армянскому телевидению смотрел репортаж из Лос-Анджелеса о церемонии вручения наград выдающимся деятелям армянской культуры и искусства, в том числе и из Спюрка (мировая армянская диаспора).
Один из номинантов (молодой и совершенно неизвестный мне деятель искусства) в своем выступлении со словами благодарности, подняв голову вверх (так делают перед обращением к Богу), сказал: «Спасибо Господу Богу за то, что я родился армянином…»
Для меня это – как удар током. Я всегда болезненно реагирую на поступки моих соотечественников. Переживаю за всех армян и стыжусь, когда их поведение  или даже высказывание кажутся мне недостойными.
Осознание, что я армянин, особенно после того, как покинул родные края, постоянно сопровождает меня. И я затрудняюсь правильно оценить высказывание моего соотечественника, который имеет такой же социальный статус, как и я. Он не живет на родине...
Разве я не думаю так же, просто об этом стараюсь не рассуждать?
С другой стороны, это граничит с шовинизмом…
Утешает то, что я оцениваю это как шовинизм, и отношусь ко всему подобному негативно...
***
Увлечение приписать или отыскать армянские корни у всех знаменитых людей вполне естественный процесс для представителей малочисленных народов, испытывающих постоянный страх ассимиляции (интересно, чукчи, эскимосы, эвенки, тунгусы или калмыки тоже такие? ).
Однако у армян это увлечение приобретает нездоровые формы выражения. И этим пользуются уже наши "доброжелатели".  Однажды один молодой и небритый грузин, когда зашёл разговор о национальной принадлежности Саакашвили, вдруг издевательским тоном спросил: «Вы, армяне, ещё не доказали, что Барак Обама тоже армянин?».
Признаться надо, что это была для меня хорошая и отрезвляющая "пощечина"!
Когда Филипп Киркоров, как будто назло или нарочно постоянно твердит о своих болгарских корнях, это каким армянином с железными нервами надо быть, чтобы выдержать? Я не  проклинаю и не ругаю Киркорова. Это его дело. Я просто сочинил загадку. Отец чистокровный армянин, а мама- еврейка. А он чистокровный болгарин? Отгадайте, кто он?
Надо признаться, что иногда ситуация бывает настолько забавной, что не пошутить и не смеяться просто нельзя. В Киеве, в присутствии президента страны и  всей "украинской элиты", очень нервно и на повышенных тонах на русском языке два армянина спорят о том, кто больше патриот Украины? Потом один из них швырнул на второго стакан с водой, видимо этим самым стараясь доказать, что он больше патриот Украины.
Или, когда армянка по крови Юля, раскручивая косу Леси Украинки, убеждает всех, что она самая исконная патриотка, способная спасти Украину..
***
Еще одно своеобразное проявление «армянского патриотизма» сразило меня, когда я прочитал статью (кажется, автора звали Касумова), которая делилась впечатлениями о поездке в Армению. Мы уже привыкли к восторженным откликам и признаниям в вечной любви к райскому краю – Армении из уст путешествующих по нашей Родине. Но это была «особая» журналистка, у которой свое представление о патриотизме. У Касумовой своя родина!
Во время очередного застолья, устроенного очередным щедрым армянином, хозяином очага, когда началось перечисление фамилий знаменитых на весь мир армян, говоря о Христе, хозяин так, между прочим, сказал, что и Христос тоже наполовину армянин. Когда его стали убеждать, что наполовину Христос еврей, а наполовину сами знаете кто,  хозяин без раздумья парировал фразой: «А что, не знали?»
Любой другой доброжелательный человек, особенно после такого армянского гостеприимства и роскошного угощения, приписал бы этот разговор проявлению армянского юмора или счел бы анекдотом  армянского радио. А вот Касумова преподнесла это - как проявление армянской ментальности.
Трудно проверить достоверность такого разговора. Но я вполне допускаю, что такое возможно. Уж слишком это по-армянски.


***
Пришло время закруглиться и придумать какое-то емкое и мудрое название для этого саморазоблачающего эссе, написанного "предателем" национальных интересов.
Больше подходит название "Арменикум"- как описание сугубо армянского явления лже- патриотизма. Но это название уже в конце 20 века была запатентовано, и я могу иметь проблемы юридического характера...
***
Арменикум -препарат, разработанный в Армении в 1998 году. По утверждениям разработчиков, использование этого препарата эффективно при ВИЧ-инфекции и многих других заболеваниях.
Научным руководителем в то время и до конца жизни был зав. кафедрой ЕрМИ, к.м.н. Левон Мкртичевич Мхитарян (ум. 2009) . Общее руководство было возложено на Эмиля Самсоновича Габриэляна — директора республиканского Фармакологического агентства. В прошлом — министр здравоохранения АрмССР.
Никаких строго контролируемых клинических исследований Арменикума опубликовано не было; большинство экспертов по ВИЧ за пределами Армении не подтверждают его эффективность.
В 1999 году телеканал Би-би-си провёл расследование, включавшее интервью учёных, занимавшихся применением препарата в клинической практике, пациентов, а также разработчика препарата — доктора химических наук Александра Ивановича Ильина, высказав серьёзные сомнения в отношении эффективности препарата. Был сделан вывод о том, что Арменикум может приносить больше вреда, чем пользы. Доктор Манфред Дитрих из Института тропической медицины (Гамбург) заявил Би-би-си: «Я бы не рекомендовал применять этот препарат»; по заявлению одного из американских пациентов, «мы находимся в худшем состоянии, чем мы были до начала лечения».
Главный компонент Арменикума - йод, общий антисептик. Препарат также содержит декстрин, поливиниловый спирт (ПВС), натрий, калий, катионы лития и анионы хлора. Лекарство описывается как «сине-фиолетовая жидкость со специфическим запахом, в оранжевом стеклянном флаконе объёмом 20 мл, закупоренном резиновой пробкой с алюминиевой крышкой». В процессе клинических исследований применялся водный раствор для капельного, внутривенного введения.
Такую смесь для использования в антисептических целях сможет приготовить любой школьник. Декстрин и ПВС для повышения гидрофильности йода в физиологическом растворе, состоящем из хлоридов лития, натрия и калия. Иначе сделать гомогенный раствор йода в воде, для внутривенного введения, не получится.
Самое обидное, что люди, не очень далекие от медицины, знающие, как создается препарат и что для этого нужно, с такой наивностью кинулись огораживать медицинские корпуса толстой стеной, чтобы вдруг не украли это изобретение.
***
В беседе с одним патриотом Армении в салоне самолета я отдал ему мою визитную карточку и обещал:
-Если вдруг "Арменикум" действительно окажется таким действенным, позвоните мне, я приеду в Ереван и с голым задом, издав ослиные крики, пробегусь пару кругов вокруг поющих фонтанов на площади Республики.
- Почему Вы так скептически относитесь к нашему - армянскому достижению. А ведь это реальный шанс стать Армении богатейшей страной. Нам не нужна нефть и газ. Люди будут записываться в очередь. Потекут миллиарды долларов.
- Вы нехороший армянин. Еще хуже, Вы предатель,- завершил нашу беседу мой собеседник, не дав мне даже мотивировать, почему я так думаю?
***
С тех пор прошли года. Около 25 лет. Я все же хочу, в качестве своего "оправдания", ответить моему самолетному собеседнику, почему я "предатель Родины"?
В 1962 году после автокатастрофы тяжело больному Льву Давидовичу Ландау сообщают от том, что ему присуждена Нобелевская премия. Он приглашает к себе своего заместителя по административно -хозяйственной части и вежливо просит:
- Нам присудили Нобелевскую премию. Я, к сожалению, не способен заниматься этим, прошу готовить материалы.
Спустя неделю, зам директора по АХЧ с сияющей улыбкой является к своему больному начальнику с докладом.
-Лев Давыдович! Ваше поручение выполнено! И кладет на стол две папки.
- А почему две папки?- спрашивает Ландау.
- Одна моя, вторая Ваша,- строго отвечает заместитель.
Заместитель напомнил Ландау, что ему было сказано "Нам присудили". И он подготовил две папки.
Ландау отличался своим тонким и интеллигентным юмором.
- Допустим я не очень хорошо выразился, что сказал нам. А Вы - то сами себя почему не спросили, а Вам то за что?
***
Кто хоть немного знаком, как делается наука, а особенно как разрабатывается препарат, и особенно против СПИДА, знает, что все передовые государства тратят огромные средства и не могут достичь успеха, конечно не поверит в то, что в те, голодные, холодные и темные 1900-2000 годы, когда Армения в буквальном смысле погибала,  что именно в этой стране было открыто самое великое чудо- лекарство от СПИДа.
Чем руководствовался опытнейший врач, бывший министр здравоохранения Армении Э. С. Габриелян, мне трудно судить?  Вероятно он был самым большим патриотом Родины и действительно хотел, чтобы Армения стала процветающей и богатейшей страной!
***
А я, с чувством стыда собираюсь завершить мое повествование об Арменикуме - об армянском снобизме, и думаю, а почему мне не удалось в себе подавить ученого и руководствоваться чувствами патриотизма, что так не поверил в Арменикум?
Может потому, что я знал эту историю про Ландау?

P.S.
Я, кажется, завершил то, что задумал. Написать об армянском снобизме.
Но я в начале обещал, что попробую ответить на вопросы, кто виноват и что делать?
Вопрос "Кто виноват" не обсуждается, так как я достаточно убедительно показал, что создавшиеся исторические факты и национальная ментальность виноваты в том, что у нас, у армян,  сильно выраженный снобизм -Арменикум.
Теперь обо мне. Что будет со мной.
Я представляю, какие фантастические варианты казни придумают "патриоты" Армении, чтобы меня четвертовать и отдать собакам.
-Дорогие соотечественники. Если бы автором этих строк был какой-то там писака из Азеринформа или другой масти "доброжелатель", то Вы бы не задумались всерьез, что существует проблема.
Я, поверьте мне, может самый большой патриот Родины, потому что, знаю, какие гонения ожидают меня после публикации этих материалов, тем не менее осмелился высказаться.
Уверяю Вас, наш желудочно-кишечный тракт и сердечно - сосудистая система и все остальные физиологические параметры никак не отличаются от представителей других наций. И перед тем, как высказать очередную глупость об исключительности нашей нации, подумайте!
06. 08.2017 год.
г.Брянск


Рецензии