Наука, искусство, философия их связь в русской кул

Слово «философия», одно из многих названий предметов и научных дисциплин, которое было заимствованно из древнегреческого языка. Состоит слово из двух греческих и означает любовь к мудрости. Философию можно охарактеризовать, как науку, которая занимается изучением фундаментальных принципов существования человека и мира, познания мира человеком. Эта наука пытается ответить на вопрос, как устроен мир, исследует первопричины, основы сущего, существования. Это те многофункциональные принципы, по которым изменяются бытие и мышление, пытающееся познать бытие. С точки зрения традиционной философии, бытие - это и мыслимое, и мысль. То есть и предмет, и мысль о нем, являются одним и тем же. Философы уже давно поняли, что в своих вариантах и частностях мыслимое необозримо, поэтому, стали сосредотачиваться на общих категориях и первопричинах существования. Но проблема заключалась в том, что эти категории неповторимы, для каждых эпох и философских направлений. Эта дисциплина включает в себя метафизику, этику, эпистемологию, онтологию, логику и эстетику.
Человек в первобытном мире, обладал очень скудным запасом знаний и навыков. Но, не смотря на это, у него была возможность развиваться и получать опыт, наблюдая за миром. Все, что происходило вокруг него, не поддавалось интерпретациям, поэтому, выделение человека сопровождалось магическими обрядами, естественные процессы начали объясняться божественным вмешательством. В выстраивании сложной конструкции окружающего мира, непомерную помощь оказало развитие языка. Именно слова, обозначающие абстрактные понятия, положили начало самому простому, примитивному познанию мира. Знания о природе, уже в исторические времена, понесли изменения. Со времен первых мировых цивилизаций, известны первые стройные теории мироздания. Периоды истории философии незыблемо связаны с социальными и экономическими переменами, что затронули все государства на пути к современной цивилизации.
Именно Эллада, положила основы философской мысли на Европейском материке. История западной философии имеет четыре этапа развития и берет начало в Древней Греции.
В процессе своего исторического развития, философия неоднократно меняла предмет своего изучения. Так, в Древнегреческий период, эта дисциплина стремилась охватить всеобщее. В Средневековье, она сделала своим предметом Бога, и мир представлял собой его творение. Эпоха Ренессанса, воскресила идеи античного мира, проявляя интерес к человеку и натурфилософии. В течение эпохи Нового времени, установилось совсем иное понимание ее предмета – гносеология.
История философии и по сей день, продолжает свое совершенствование и обогащает следующие поколения знаниями об устройстве вселенной. Стоит сказать, что философия тесно связана с наукой и искусством.
Философия всегда была крепко взаимосвязана с наукой. Ведь, в Древней Греции она зародилась, как наука, направленная на все, что было способно стать объектом дискуссий, исследований и познания.  Специфичность науки в том, что она представляет собой частное познание и не берется за изучение мира, в целом. Научные утверждения можно подтвердить или опровергнуть, с помощью специальных практических операций. Философские же системы, не могут быть полностью опровергаемыми или подтверждаемыми и именно в этом отличие философии от науки. Отсутствием окончательных ответов на вечные вопросы, о смысле жизни, философия с одной стороны отличается от религии, а с другой – от науки. Но, в отличие, от религии, философские построения строятся на научных данных, когда для религии основой остается вера.
Связь науки и философии, также можно заметить в творчестве естествоиспытателей. Можно привести, к примеру, «Правила умозаключений в физике», разработанные великим Ньютоном. Многозначительное внимание философским проблемам уделяли основатели неклассической науки – Эйнштейн, Гейзенберг, а в России  -  В.И.Вернадский, предвидевший в своих размышлениях ряд отличительных черт, особенностей научного метода и научной картины мира наших дней. Анализ и исследование его работ, свидетельствует о существовании глубокой творческой взаимосвязанности науки и философии, приводящей его к новым выводам и заключениям. Из этого, можно сказать, что даже современная наука, отличающаяся от науки недавнего прошлого, нуждается в философском осмыслении.
Уже в Древней Греции, наука была связана с искусством. Впервые пифагорейцы установили численную взаимосвязь между гармоничными сочетаниями звуков в музыке. Античные геометры изучили самые экономичные и грациозные формы в архитектуре. Под влиянием быстро растущего пластического искусства, в эпоху Возрождения, был сделан внушительный вклад в теорию перспективы. Леонардо да Винчи высказал мысль, что живопись ближе науке, чем поэзия, поскольку использует систему линейной перспективы. С появлением новых научных дисциплин, развитием науки, связь между ней и искусством, усиливается.
Наука, развиваясь,  предоставляет определенные инструменты, ресурсы, образно-символические средства, которые искусство использует для своего развития.
Искусство же может запечатлеть, отразить в себе науку, как-то помочь ее усовершенствованию. К примеру, рисунки пещерных людей оказали помощь науке в том, чтобы разобраться в их жизни, а литература обогащает науку, рассказывая о событиях, произошедших в то или иное время. Искусство, как бы отражает действительность, наглядно показывает достижения науки, философии.
Его целью, является поиск художественного идеала, прекрасного. И наука, и искусство познают мир, различны лишь их формы выражения знаний. Искусство выражает их в образной, художественной форме, наука – в понятиях, законах.
  Не смотря на большое количество способов познания мира, их различие и своеобразие, они очень тесно переплетаются друг с другом. В этом, главную роль играет человек, который является творцом, как мыслительного процесса в философии и науке, так и в реализации, материализации своих идей, переживаний и желаний – в искусстве. Благодаря научным исследованиям, мы знаем про искусство, историю и культуру нашей страны, обсуждаем то, что узнали, проводим дискуссии, философствуем. Таким образом, мы развиваемся, и это развитие постоянно продолжается.
Кетова Ксения
6в класс 1 школа г.Королев


Рецензии