Бхагавад-гита всем. комментарии бога. часть 8. гла

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 8. ГЛАВА 2. СТ.36-50. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.


36.Также много недобрых слов будут говорить твои враги, понося твои способности.  Что может быть более мучительным, чем это?

Комментарий.

На самом деле,  ни Арджуна и никто другой, будучи на пороге смерти или решения вопроса, связанного с опасностью и риском, не думает о том, кто и что будет о нем говорить, ибо в такой период человек находится под влиянием других энергий Бога и воспринимает действительность не на здравый и беспристрастный ум, а несколько иначе, более входя в переживание об утрате своего тела и Волею Бога сосредотачиваясь на этом автоматически, тем более, если он материальный человек и есть время для такого принудительного осмысления. Но в принципе этот вопрос на тот период бытовал в мнениях людей, считался достаточно значимым и только в том смысле, что, в случае оставления поля боя или оставления тела без сопротивления, позор от проявленного малодушия воина без видимых причин мог лечь на его близких, родственников, семью или даже род.

Но, помимо своих недругов, человек перед решающим событием, сражением, склонен в некоторых случаях помимо себя  Волею Бога направлять свою мысль в своей мере и на  других людей, ибо это вопрос уже не только чести, не только злорадства и злословия врагов касательно своего ухода из жизни, но преимущественно вопрос материальных благ, выживаемости тех, кто оставался жить и кому предстояло решать в обществе те или иные вопросы, имеющие отношение к материальному и духовному развитию, к поддержанию тела, к рождению и воспитанию потомства, к отношению с другими людьми; и непременно этот вопрос задевал благополучие детей, внуков…  и никто не хотел им усложнить своей смертью жизнь, никто не желал бы, чтобы его имя повторялось на устах в гневе, обиде,  в отчаянии, в боли и пр. Именно этот факт мог остановить и Арджуну, ибо Бог Кришна в диалоге с ним тотчас подавал ему на мыслительном уровне все варианты такого исхода, ибо и необходимо было его мотивировать к принятию сражения, поскольку он еще не был преданным Бога по большому счету и не мог, не умел полностью положиться на Бога.

Также он и не мог доподлинно понять Волю Бога даже тогда, когда Бог ему Свою Волю открыто и неоднократно провозглашал. Если человек не глубоко религиозный, если он не прошел практику преданного служения, он никак не сможет постичь в себе Высоту Бога и осознать, что Слово Бога есть Закон и ему надо следовать тотчас и без малейших сомнений или вопросов.

37. Или ты будешь убит и попадешь на райскую планету, или ты  победишь и насладишься земным  царством. Поэтому, поднимись, о, сын Кунти, чтобы сражаться без колебаний.

КЛММЕНТАРИЙ:

Необходимо, чтобы Арджуна принял требование Бога принять участие в сражении, никак не проявлял сомнение или колебание и, тем более, чтобы не отстаивал перед Лицом Бога свое мнение и никак не приводил свои доводы, ибо, иначе, с ним говорить было бы невозможно, ибо это запрещено перед Богом, ибо такое поведение есть не смирение, ибо его грех перед Богом стал бы камнем преткновения всему диалогу. Бог категорически не может говорить, вести диалог и наставлять того, кто решительно к этому по своим качествам и пониманию не готов; и тогда такого человека, с кем надо, но еще невозможно говорить, Бог просто направляет в материальный мир на путь страданий и преодолений, на путь аскетизма и добродетели, на путь изучения Святых Писаний и на путь непременно смирения перед Богом. Но Бог о каждом все Знает наперед, и диалог с таким полностью не подготовленным человеком, не начинает ни при каких обстоятельствах.

Но в данном случае надо было Божественный План довести до конца с тем материалом, который был, и который пока полностью преодолеть было невозможно. Но у Бога всегда есть те средства управления живым существом, которые и могут помочь человеку все же осознать и принять однозначно Волю Бога, ибо в потенциале Арджуна был управляем и достаточно религиозен. Поэтому Бог, абсолютно Зная, чем оперирует в себе Арджуна и на что смотрит, именно это и ставит в основу его мыслительного процесса, как и выбора, обращая внимание Арджуны на вопросы чести и долга. По сути, то, что приводит Бог для Арджуны, как аргумент, чтобы склонить его принять участие в сражении, тоже не подходит, ибо  человек проявляет устремление к выгоде, к удовлетворению чувств, к тому, что привязывает к материальному миру и к чувственным наслаждениям. Ни это конечная цель Бога на человека и ни такой причиной должен руководствоваться человек, но однозначно Волей Бога. Но, исходя из ступени материального и духовного развития Арджуны на тот период, более точно и более угодно Богу он мыслить еще не умел, не обладал необходимой духовной практикой и совершенными знаниями. Поэтому ему и приходилось сулить то, что было в рамках его качеств и знаний, что в тот период считалось и прогрессивным мышлением, но фактически материалистическим.

Бог напоминает Арджуне, что в случае победы он получит возможность царствовать со всеми выходящими отсюда последствиями. Также, в случае поражения, проявив отвагу, он, потеряв тело, непременно достигнет райских планет. Эти доводы еще для Арджуны работают и оправдывают его страх перед личной смертью, как и дают ему все же необходимый и обоснованный мыслительный процесс принять участие в сражении и потому никак не идти против Воли Бога, что было необходимо и считался лучшим выбором Арджуны, обеспечивающим также преодоление камня преткновения в  начавшемся диалоге. Т.е. нужно, необходимо по всем этим причинам сражаться, принять Волю Бога, не сомневаться, не пытаться продолжать в чем-то настаивать и, тем более, не проявляя перед Богом никакой своей решимости, помимо Воли Бога, ибо Воля Бога ему была провозглашена однозначно.


38. Становясь неизменным в счастье и страдании, в приобретении и  потере, в победе и поражении, будучи так, сражайся ради сражения. Так ты никогда не обретешь последствий греховных поступков.

КОММЕНТАРИЙ:

Надо понимать, что никогда человек не будет угоден Богу, если он не будет строго следовать Воле Бога. Арджуна обязан был принять участие в сражении. Это – Воля Бога. Это также был его кармический и религиозный долг кшатрия. Но невозможно удовлетворить чувства Бога, если человек привязан к плодам своего труда, если он желает вознаграждения даже в виде или райских планет, или царствования впоследствии. В таком случае он занят запрещенной или греховной и потому наказуемой кармической деятельностью, и поэтому Бог Указывает, как, с каким мыслительным процессом следует сражаться.

Надо, чтобы Арджуна непременно посвятил этот труд кшатрия Богу. Но пока ему рано об этом говорить напрямую. Надо постепенно его подвести к такой необходимости и требованию Бога. Поэтому Бог Говорит Арджуне, указывает на непременные качества, которые он должен в себе изыскать, и только так, с таким пониманием он может начать сражение. На тот период уже существовало такое понимание, как отрешенность. Прогрессивные, занятые религиозной практикой, люди того времени уже шли по пути аскетизма и не привязанности к внешним материальным объектам наслаждения, учились не устремляться к материальному счастью и быть устойчивыми и невозмутимыми в страданиях. Поэтому Арджуна кое-что об этом понимал, и потому Бог Указывает ему на вещи достаточно знакомые и призывает его последовать опыту и практике этих святых людей на примере своего труда, т.е. во время сражения.

Также, эти наставления Бога подводят Арджуну к тому умопониманию, которое и делает его готовым воспринимать правильно  Совершенные духовные знания, ибо необходимо, чтобы и сам Арджуна не оставался в диалоге и к этим знаниям безучастным, но  как бы впитывал их в себя постепенно, шаг за шагом, усваивал, чтобы ничего для него не было полной неожиданностью, поскольку эти знания не были из разряда полностью неузнаваемых и присутствовали в обществе, витали в нем, использовались духовными учителями и наставниками и отчасти были Арджуне знакомы, считались сокровенными тайными знаниями, несколько поутратившими всю полноту и не были в необходимой мере авторитетными. И надо было достичь ту атмосферу в обществе, тот уровень его развития, который явился бы основой для нового восприятия новых совершенных духовных знаний, ибо и пора была уже мыслить религиозно на более высоком уровне, как и необходимы были более авторитетные практики, решающие вопросы более высокого духовного порядка, дающие ту Милость Бога, которая и становилась необходимой, чтобы люди приняли Новое Писание хотя  бы в большинстве, если ни все, и начали его снова передавать по цепи ученической преемственности, возглавляемой Пандавами.

39. Все это описан тебе путь через аналитические знания, но теперь выслушай о пути через буддхи-йогу, приняв который разумом, ты, о, Партха, освободишься от пут кармических последствий.

КОММЕНТАРИЙ:

Надо понимать, что теперь Арджуна несколько подготовлен к диалогу и может более сосредоточенно и без особых сомнений внимать Богу, нежели вначале. Но и теперь осознать многое ему будет не просто. Поэтому Бог сразу ему не говорит суть совершенных знаний, но Указывает, что эти знания есть прежде всего то, что на уровне ума (буддхи-йога), то, что заставляет постоянно мыслить, постоянно помнить, постоянно осознавать себя перед Лицом Бога. Это в основном внутренний процесс, процесс связующий с Богом, настраивающий живое существо на только конкретное мышление, духовную практику и отводящий от материальных отношений постоянно и бесповоротно. Также на самом деле буддхи-йога и будет включать в себя аналитические знания, но через мысль с ними работать, использовать для преданного служения, будет направлять их на мыслительный процесс в условиях материального мира постоянно, требуя духовную практику, требуя выход на Бога, требуя и постоянный самоконтроль. В своей мере именно буддхи-йога помогает человеку ослабить в значительной мере путы материального мира, ибо направляет человека на ту духовную практику в связующем с Богом процессе, которая полностью перестраивает его мыслительный процесс, желания, чувства, дает духовную силу и направляет на развитие тех качеств, которые угодны Богу и которые единственно послужат причиной для выхода Милостью Бога на духовный План.


40. В этой йоге для того, кто устремится по этому пути, не существует потерь, уменьшений никогда не существует. Даже тот, кто немного занят этой йогой, освобождается от очень большой опасности.

КОММЕНТАРИЙ:

Немного быть занятым буддхи-йогой невозможно, ибо это тот управляемый Богом в человеке процесс, который полностью вовлекает человека в состояние строгого  религиозного существования и духовной практики, и все другие направления мысли и деяний Бог постепенно перекрывает, процесс преданного служения начинает идти по возрастающей, волной, все материальное  в пути сметая напрочь, но вручая человеку ту рекомендуемую Богом духовную практику, то умонастроение, которые  делают его жизнь наполненной духовным смыслом, где человек начинает постепенно понимать нектар преданного служения, испытывать великое удовлетворение, мятежность ума и поступков прекращается и более-менее безболезненно он входит в состояние естественное для себя, понимая свой смысл, предназначение, свою роль, видя  отчетливо, какие надо прилагать усилия и постоянно свидетельствуя в себе, что ему на каждом шагу помогает Бог. Преданный начинает также видеть, что в какой бы ситуации он ни оказывался, каким бы бедственным не казалось его положение или членов его семьи, Бог постоянно помогает, дает надежу и Указывает путь как в материальном смысле, так и в духовном, никогда не оставляя человека наедине со своими бедами и проблемами. Бог шлет на помощь людей, разворачивает благоприятным образом ситуации, уводит тех, кто неблагоприятен для преданного служения или сам по себе агрессивен и общение с ним приносит страдания. Человек начинает  реально видеть помощь и присутствие Бога в своей жизни,  в нем растет понимание полной зависимости своей от Бога; и относительно каждого другого человека, он видит, что Бог Управляет каждым, дает мысль, желания, чувства, перенаправляет их, дает утешение и дает пути преодолений. Человек ни только ни в чем не теряет, но врастает в Бога, становится неотъемлемым от Бога, ничего не может объяснить без Бога, ибо Высшую Причину осознал в своей жизни и жизни других людей, как Волю и План Бога.

41. Тот, чей разум утвердился в буддхи-йоге, умом только в одном в этом мире, о, Курунандана. Многоветвист, в действительности неограничен ум тех, чей разум не утвердился в этой йоге.

КОММЕНТАРИЙ:

Невозможно думать о материальных ценностях человеку, как и постоянно вовлекаться в материальные игры и роли, если он уже утвердился умом в Боге, если он постиг нектар преданного служения, если он увидел, что во всем и без исключения зависим от Бога и принял, что иного пути нет и не может быть, что таково изначальное положение человека, по сути дающее ему свободу, ибо все, что человек делает по Воле и по Милости Бога и если он не отличает свой путь от Воли и Плана Бога, то в таком случае все постоянно поддерживается Богом, и никогда не бывает в неразрешимых ситуациях, ибо сотрудничает с Богом и заручается Его  постоянной помощью и поддержкой. И все материальные интересы, и соответствующее направление ума переориентируются на Бога, приводя человека в его естественное изначальное состояние, соответствующее его положению перед Богом. Ум такого человека автоматически и постоянно перенаправляется только на Бога, в любой его жизненной ситуации, в любом вопросе. Поэтому он не может разумом блуждать, выискивать, планировать, но полностью надеется на Бога и понимает, что материальные блага, успехи, достижения на самом деле имеют начало и конец, приходящи в этом мире, имеют также последствия греховной деятельности, что неминуемо увлекает человека как бы на доработку в колесо сансары, что есть путь поиска опять же Бога, путь развития качеств, но через страдания и преодоления, и другого пути в материальном мире нет и быть не может.

Такой человек постоянно мыслит о том, чтобы быть угодным Богу, стараясь мыслить правильно и в рамках, позволяемых Богом, думает о  непременно духовной практике, о пути изучения Святых Писаний и укреплении своей веры, ибо всегда есть недочеты и надо стараться перед Богом, ибо, иначе, Бог заставит человека развиваться и идти вперед Божественными инструментами, что опять же есть путь страданий и преодолений, и этот путь не может избежать ни старающийся в Боге и ни материалистичный человек. Но одному постоянно помогает Бог в его устремлениях, а другому Бог, помогая, дает и страдания немалой величины, понуждая человека понять, что все другое, что не направляет к Богу, есть грех и греховная деятельность, и потому усилия в таком направлении непременно будут наказуемы.


42-43. Цветистые слова говорят люди с бедным запасом знания, так называемые последователи Вед, о, Партха, считающие, поэтому, что ничего нет превыше, чем удовлетворение чувств, достижения райских планет и преимуществ в рождении и плодах кармической деятельности. Часто устраивая пышные церемонии, они устремлены к удовлетворению чувств, богатству и власти.

КОММЕНТАРИЙ:

Во времена Арджуны люди были в немалой степени материалистичны и, согласно своей ступени материального и духовного развития, никак не могли исходить из более точных совершенных духовных знаний и практик на тот период. Их надо было как-то привлечь к религии, необходимо было им и сулить (чтобы они начинали практиковать эти знания) именно то, что ценилось в обществе, ибо это могло стимулировать постигать и усваивать уже существующие на тот период совершенные знания Вед, к которым оперировали и многие духовные учителя.

Но постоянно именно через эту призму знаний, удовлетворяющую материальные запросы человека, вести к Богу становилось крайне неблагоприятно. Поэтому Бог таких людей, выискивающих в Ведах материальные стимулы, называет «… так называемыми последователями Вед…». Примерно на таком же уровне мыслил и сам Арджуна. И он в свою меру был устремлен к удовлетворению материальных чувств, и он желал достичь райский план, и также в немалой степени желал и себе и своим близким преимуществ в рождении и плодах кармической деятельности. Ему также были не чужды пышные церемонии, к которым он тяготел, как и устремление к власти и богатству. Весь этот букет желаний делал его достаточно греховным перед Богом, и по сути с такими качествами и пониманием он мог быть направлен только на адские планеты, средствами которых Бог также учит терпению, аскетизму и упованию на Бога, но в достаточно непростых условиях существования. Поэтому по сути Бог указывает неявно Арджуне на его недостатки, заостряет на этом внимание и подготавливает его к принятию другого понимания из рук Бога и через Высшие Божественные Наставления.

44. Заблуждаются разумом те, кто привязан к таким вещам, как материальные наслаждения и богатство, но этого не происходит с тем, чей разум утвердился в этой йоге и сосредоточен в себе.

КОММЕНТАРИЙ:

Этот стих непременно относится и к самому Арджуне. Арджуна должен понимать, что он и мыслит, и поступает пока греховно, ибо его устремления и есть те, которые свойственны людям с бедным запасом знания, кто привлекается цветистыми обещаниями Вед, чей ум не сосредоточен на Боге в основном и кто желает себе власти, славы и богатства. Арджуна должен понять, что Бог им не удовлетворен, что он обязан внимать Богу и следовать Указаниям Бога и теперь и потом. По сути, Бог мобилизует Арджуну на духовный внутренний труд, на старание в диалоге с Богом, на терпение и смирение перед Богом. Арджуна должен понять, что в духовном плане у него далеко не все благополучно, и Сам Бог ему также, как и всем, об этом возвещает. Бог нацеливает Арджуну на  новый мыслительный процесс, на труд в себе, на восприятие слов и требований Бога, по сути  на преданное служение, которое именно теперь, в сложившихся условиях он и должен принять, понимая себя не просто исполняющим свой религиозный долг, но  занятым преданным служением нового порядка, с новыми внутренними устремлениями, где не должно быть более места никаким материальным доводам и переживаниям. Есть Бог и он. И надо довериться Богу и беспрекословно следовать Воле Бога и теперь и потом.




45. В Ведах немало сказано о трех гуннах материальной природы. Стань неподвластным влиянию этих трех гунн, о, Арджуна. Свободный от двойственности, всегда в состоянии чистого духовного существования, свободный от связей, удовлетворенный, ты будешь погружен в себя (в Верховный Брахман в себе).

КОММЕНТАРИЙ:

Бог Кришна указывает Арджуне на те знания (гуны природы, двойственность материального мира…), которые были все же в некоторой степени известны в обществе, но считались неподтвержденными или неавторитетными, через них не мыслили,  не могли еще следовать им или  таких йогов было немного. Духовные учителя не заостряли внимание на такой практике преданного служения и в основном проповедовали фактический отказ от материальной деятельности, отшельничество, в некотором роде аскетизм, отказ от семьи, направляли на исполнение предписанного долга. Для Арджуны его религиозный долг был связан непосредственно с выполнением долга кшатрия. Добродетель, аскетизм, отрешенность  им осознанно почти не практиковались, но едва и чаще всего в связи с обстоятельствами, понуждающими к такого рода деяниям.  И этим он как бы и ограничивал свои старания и устремления, не очень сильно пытаясь разобраться в Ведах, ибо считалось, что все главное ему доносят в полной мере его духовные наставники, и этого вполне достаточно, чтобы достичь райский план; но, а о духовном плане он имел весьма неопределенное представление.

Упоминание Богом Кришной о гунах природы уже выходило за пределы его обязательных духовных знаний, но и не было для него неким новым знанием. Никто особо не утруждал себя здесь вникать в суть и как-то еще стараться приложить эти знания к тому, что давали духовные учителя. Но, упоминая о гунах природы, Бог Кришна как бы показал ему, что речь пойдет не о том, что абсолютно чужеродно для Арджуны, а все же о вещах ему  в некотором роде знакомых. То же имеет отношение и к двойственности материального мира. Т.е. Бог как бы стал говорить с Арджуной на более строгом языке, как бы религиозно-научном, показывая, что разговор примерно в таком русле и пойдет, ничем он не будет ошарашен, но должен будет  обратить свой взор на то, что ему казалось не столь существенно; также он полагал, что достаточно лишь тех знаний, на которые он в себе опирался, которые были ему даны от старейших и очень авторитетных учителей, и этих знаний и практики, которая вытекает из них,  будет достаточно, чтобы решить вопросы и смысла жизни и своих материальных благ на Земле и за ее пределами.

Надо понимать, что человек никогда не может без СЛОВА Бога правильно ставить перед собой ту или иную цель и тем более цель, связанную с выходом за пределы материального мира. Он непременно будет ввергнут Богом в состояние внутреннего хаоса, начнет метаться, переключаясь от одного устремления к другому, то начиная изучать Святые Писания, то начинает давать себе установки по отрешенности от материального мира, то  начинает видеть свою проблему в работе, понимая ее как источник греховной деятельности, то принимается за ту или иную аскезу, то начинает мыслить о том, какие качества изменить и как, чтобы быть угодным Богу… Бог мыслью, сомнениями, внутренним поиском, недовольством собой изводит человека, постоянно говоря ему на уровне чувств и мысли, что невозможно самому кардинально решить вопрос своего духовного развития, что здесь надо быть ведомым, что надо быть последовательным, что надо совмещать и духовную практику и аскетизм и добродетель и путь отрешенности и изучение Святых Писаний. Для этого необходимо знать, что все же угодно Богу. А это требует изучение Святых Писаний и следование им. И чтобы эти Писания понимались, чтобы человек их усваивал, необходимо  поклоняться Богу, служить Богу, памятовать о Боге, постоянно контролировать свои желания и чувства, как и мыслительный процесс, для этого надо постоянно надеяться на Бога, вручать себя Богу, терпеть те Уроки и наставления, которые дает Бог, видеть во всем причиной только Бога.

Это очень долгий и всеохватывающий процесс. Но чтобы начать такой путь, крайне необходимо усвоить некоторые вещи, которые всегда будут помогать контролировать ум и желания. Человек должен понимать, что Бог Управляет миром через гуны материальной природы, т.е. через свои иллюзорные энергии. Они определяют ступень развития человека. Зная это, человек никогда и никого не осудит, но все объяснит ступенью развития других людей, как и их труд, как и их любое проявление. Человек никогда не возвысится над другим, понимая, что другой находится под управлением своей гуны и постепенно в свое время будет подниматься Милостью Бога на более высокую ступень под Управлением Бога. Точно также знание о двойственности материального мира дают человеку понимание, как   выглядит отрешенность и каких степеней она может быть…

Также Святые Писания ориентируют человека на чисто духовное существование, таким образом постепенно переводя его интересы и связи на духовный уровень, где нет устремления к материальным наслаждениям, но непременно  есть  чистое и беспримесное преданное служение уже в условиях материального мира. Таким образом, Бог в этом стихотворении перенаправляет Арджуну от  его духовных знаний на более высокую ступень, которую он уже может принять согласно своим и качествам, религиозности и добродетели; но Бог дает понимание Арджуне, что без Совершенных знаний уже не обойтись, но именно необходимо идти через духовную практику, изучение Святых Писаний, аскетизм, добродетель, контроль чувств и желаний, как и ума, и только тогда человек сможет постоянно помнить о Боге, и только тогда он сможет понять, что он неотделим от Бога, что не может без Бога существовать  и такое понимание и есть существование в Боге, что делает путь человека к Богу необратимым.

 


46.Все, для чего предназначен источник воды, во всех отношениях может быть исполнено с помощью большого резервуара воды. Подобным образом Веды во всех отношениях наполняют знаниями такого духовного человека (постигшего в себе Высший Брахман).

КОММЕНТАРИЙ:

Надо понимать, что источники здесь духовные учителя и наставники Арджуны, также те духовные и материальные знания, которые присутствовали в обществе на тот период. Но Веды есть тот океан знаний, причем авторитетных и именно тех, которые на данный период Бог спускает на Землю через Арджуну, которые могут дать ответы на все материальные и духовные вопросы человека на все времена. Но несомненно этот вопрос полностью контролируется Богом, ибо Бог распределяет знания,  дает их лично человеку, но тогда, когда он это заслуживает у Бога, когда он непременно занят в преданном служении, когда он уже прошел ту материальную практику, которая развила в нем те качества,  которые подходят, чтобы перевести его на путь преданного служения и продолжить таким образом духовное и материальное развитие человека, но уже более точным путем, т.е. через Слово Бога, через изучение Святых Писаний, которые прямо в сердце дает Бог только тем, кто непременно поклоняется Богу, ведет простой образ жизни, ни одно рождение слыл добродетельным и богобоязненным, как и религиозным человеком. Только в таком случае Бог дает так старающемуся человеку знания Вед, что есть окончательное слово Бога, которое и поможет человеку в свое время выйти за пределы материального существования на духовный план.


47.Исполняя предписанные обязанности, ты непременно будешь прав, если не устремишься когда бы то ни было к плодам своей деятельности, не будешь считать себя причиной плодов деятельности и не будешь привязываться к неисполнению долга.

КОММЕНТАРИЙ:

Но, а теперь Бог переходит от общих наставлений к частному, непосредственно к тому, что надо делать Арджуне в создавшейся ситуации, как и с чем начать сражение, что мыслить при этом, какую сделать себе внутреннюю установку и что лучше избегать. Это вполне конкретное требование Бога. Здесь следует только исполнить Волю Бога, не задавая вопросы, не проявляя сомнение, никак не возражая, в смирении, тотчас. В чем суть требований Бога?  Считать свое сражение предписанной  или религиозной обязанностью, долгом; не привязываться к плодам своей деятельности, т.е. не грезить ни о царствовании в случае победы, ни о райском плане в случае гибели, но полностью вручить себя Богу в плане исхода битвы; также во время сражения не считать себя причиной, тем, от кого зависит, но понимать, что полностью всеми событиями Управляет Бог и потому только Бог распоряжается плодами его труда; а также не следует  привязываться к неисполнению долга, что есть вообще отказ от сражения или есть путь отречения от работы; это делать нельзя, поскольку настоящий отрешенный образ жизни не освобождает руки.
Это наставление Бога уже есть Святые Писания, уже есть  знания Бхагавад-Гиты,  уже есть то, что показано на одном примере Арджуны для всех и имеет смысл это знание обобщить, принять и строго ему следовать в любой своей деятельности.


48.В состоянии йоги исполняй свой долг, отказываясь от привязанностей, о, Дхананьджая. В успехе и поражении оставаясь неизменным, ты достигнешь самообладания, которое называется йогой.

КОММЕНТАРИЙ:

Теперь Бог указывает, что такое восприятие и выполнение своего долга или любого труда ни есть просто благое пожелание, а есть  йога, путь соединения со Всевышним. Теперь Бог более точно обозначил, как надо сражаться. Не сражаться просто ради сражения, а очень хорошо понимая такую работу, как преданное служение, в состоянии связующего с Богом процесса, что есть абсолютно и непоколебимое требование Бога  на каждого. В противном случае речь может идти о запрещенной или кармической деятельности человека, о материальной деятельности человека, где он выполняет работу будучи привязанным, ради удовлетворения своих чувств и ради того, чтобы самому распоряжаться плодами своего труда, не видя за всем стоящего только Бога, ибо все дает человеку Бог.


49. О, Дхананьджая, силой буддхи-йоги непременно отбрось эту отвратительную кармическую деятельность и в таком состоянии разума подчини себе желания. Несчастны те, кто считает себя причиной плодов  своей деятельности.

КОММЕНТАРИЙ:

Весь этот внутренний процесс, настрой на отрешенность, непривязанность к плодам труда, посвящение труда Богу, контроль себя в этом процессе постоянный – все это есть работа разума в направлении Бога и преданного служения в связующем с Богом процессе. Именно это состояние Бог Кришна и называет буддхи-йогой и о нем предварительно было сказано. Теперь Бог показал на примере, как это направление, буддхи-йога, может работать. И именно в разумный связующий процесс входит контроль всех своих качеств, желаний, искушений, непредвиденных поворотов мысли, соблазны подумать о плодах труда и как ими распорядиться. Бог дает человеку инструмент повлиять, проконтролировать все эти внутренние процессы, и позволяет через иллюзорные энергии Бога как-то повлиять или устранить греховные помыслы, т.е. помочь себе не превратить свою работу в обычную кармическую деятельность, где есть привязанность к плодам и человек считает себя причиной.

Несомненно, именно Бог дает человеку внутреннюю нестабильность и помогает улавливать в себе отклонение ума. Но если человек постоянно старается перед Богом и постоянно изучает Святые Писания и добродетелен, то Бог усиливает его бдительность и решимость и помогает помнить о сути работы всегда, стараясь не переводить ее на рельсы запрещенной деятельности. А этот весь внутренний процесс становится неотъемлемым от самого преданного служения, и любое направление  преданного служения, которое сопровождается таким внутренним трудом, называется буддхи-йогой. Это и бхакти-йога, и гйана-йога и карма-йога. Есть и другие.



50. Тот, кто вовлечен разумом в преданное служение, побеждает в этом мире как хорошие, так и плохие результаты своей деятельности. Поэтому сражайся ради преданного служения. Любая деятельность в преданном служении – искусство.

КОММЕНТАРИЙ:

Теперь Бог точно обозначил, как можно назвать такой труд Арджуны.  Если так исполнять свой долг, как требует того Бог, то это есть не столько сражение ради сражения, и не столько в состоянии йоги, хотя и это все можно рассматривать, но это есть прежде всего само преданное служение. Так понимающий человек полностью предается Богу и потому в процессе сражения как бы сливается с Богом, ибо даже не замечает, что, сражаясь, не сражается, и все происходит автоматически. На самом деле человек начинает четко это осознавать, акцентировать на этом внимание и может в немалой степени и насладиться. По сути, все люди вовлекаются в работу автоматически, но, не видя стоящего за всем Бога, приписывают все результаты любой своей деятельности себе и этим грешат. Но тот, кто это начинает видеть, такой человек очень часто замечает, что делает работу легко, быстро, как играючи и достаточно хорошо или искусно. Но нельзя считать, что это абсолютно всегда, ибо цель Бога ни столько насладить человека красотой и успехами в труде, сколько развить в нем качества и внести в понимание новые вещи. Поэтому, управляя процессом труда, Бог и самому опытному может дать просчеты и ошибки, непременно и преданному, но и приоткрывает постепенно и новые возможности, и новые открытия в любом деле, и новые успехи.


Рецензии