Голубая Надежда. Корень Зла ч. 17

Ценная бандероль стоимостью в один доллар
Blue Hope/Голубая Надежда
Корень Зла   
 
Обаятельная и привлекательная
 
"Человек должен сам строить себе карьеру, иначе его удел - унылое и безрадостное существование на задворках чужого успеха"
(Теодор Драйзер "Титан")
 
    Карьера этой удивительной актрисы похожа на раскачивающиеся  качели: то  вверх -  подъём, то вниз - спад. Или  колебания маятника - вправо - влево, вправо, влево.
    Зоя Федорова (1) родилась 21 декабря 1907 года в Петербурге в семье высококвалифицированного рабочего и стала всенародно любимой актрисой. Даже клеймо дочери врага народа не помешало ей сыграть главные роли  в 22 фильмах и быть признанной королевой советского экрана.
  Как могло случиться, что токаря объявили врагом народа?
  Семья Фёдоровых была вполне благополучной. Алексей и Екатерина воспитывали четверых детей: сына Ивана, дочерей Александру, Ирину и Зою. Екатерина занималась детьми, а Алексей работал на металлургическом заводе.
 Жили они в трёх комнатной квартире и ни в чём не нуждались. После февральской революции 1917 года Алексей вступил в партию большевиков. Сам Ленин в 1918 году направил его в Москву на должность начальника паспортной службы Кремля.
  Решился вопрос и с жильём. Фёдоровы разместились в 6-ти комнатной квартире с полной обстановкой в центре Москвы. Но Алексей и Екатерина решили сдать мебель в музей.
- Зачем нам старинная мебель? - говорил Алексей. - С маленькими детьми что может сохраниться?
- Если стул, так стул, а не кресло, - соглашалась Екатерина.
  Когда надо, она могла быть строгой, но дети всегда видели на её лице добродушную улыбку. Несколько дней Фёдоровы спали на полу.
  Кроме того, две комнаты отдали совершенно посторонним людям. Ни в Алексее, ни в Екатерине не было жажды наживы. Это были обычные люди,  верящие в доброту человеческих отношений. То же воспитывали в детях.
   Ещё в школе  Зоя стала посещать драмкружок, уже тогда мечтала стать актрисой. У неё хорошо получались характерные и  комедийные роли.
 Отец не разделял увлечение дочери театром и после окончания школы Зоя стала работать счётчицей в Госстрахе. Но вскоре её судьба сделала крутой вираж. Случайное знакомство чуть не стоило юной девушке карьеры и свободы.
 Семнадцатилетняя  Зоя полюбила фильдепёрсовые чулки, шляпки и фолькстрот.(2) Отсидев положенные часы на ненавистной работе, по вечерам бегала на танцы. На одном из  молодежных вечеров в семействе Кембрен она познакомилась с офицером Кириллом Прове. Это был настоящий красавец! Высокий, стройный, на него всегда обращали внимание женщины. А ещё он прекрасно играл на рояле.
 Молодые люди так понравились друг другу, что со следующего дня начали встречаться. Зоя уже мечтала о красивой свадьбе, но в один миг все  планы рухнули.  Кирилла арестовали по подозрению в шпионаже в пользу Великобритании.
   Вскоре чекисты постучались и в дверь квартиры  Фёдоровых. Зою взяли. На допросе девушка  рассказала, как познакомилась с Прове.(3)
- Кирилл ни о чём меня не спрашивал и  ни с кем не знакомил, - заявила девушка. - Наши разговоры никогда не касались политики и иностранцев.
Выяснив, что Фёдорова ничего не знала о связях Прове с иностранной разведкой, её отпустили. Что было для того времени очень редким.
   Но это не единственный случай, когда Фёдоровой заинтересуются органы госбезопасности. Жизнь мало чему учит людей впечатлительных, которые живут чувствами и думают сердцем. Таких людей не исправить, будут наступать на одни и те же грабли... Но, как говорится, судьба! А от судьбы не уйдёшь...
  С будущим мужем, оператором Владимиром Рапопортом, Зоя Федорова познакомилась в 1932 году на съёмках. Зое - 19лет,  Владимиру - 25.
  Лео Арнштам, Фридрих Эрмлер и Сергей Юткевич задумали снять фильм  о трудовой доблести и дали ему название "Встречный".
 Почему фильм так называется?  Рабочие Ленинградского металлического завода принимают на себя обязательство досрочно сконструировать и наладить выпуск первых советских гидравлических турбин, необходимых для строительства гидроэлектростанций по плану ГОЭЛРО.
 Впервые в фильме  прозвучала песня, ставшая надолгое время очень популярной в СССР -  "Песня о встречном".
Нас утро встречает прохладой
Нас ветром встречает река.
Кудрявая, что ж ты не рада
Весёлому пенью гудка?
 
Не спи, вставай, кудрявая,
В цехах звеня,
Страна встаёт со славою
На встречу дня!
(муз. Дмитрия Шостаковича, текст  Бориса Корнилова)
    Когда Зоя пригласила близких посмотреть фильм, она не знала, что эпизод с её участием не вошёл  в окончательную версию картины.
   Дебют актрисы в кино  состоялся в 1934 году.  В  фильме "Гармонь" (4)  Зоя сыграла Марусеньку, подругу главного героя. Она поёт и танцует. Позже это ей поможет в трудную минуту.
   В основе сюжета первого советского музыкального фильма легла  поэма С.И. Потоцкого, автора популярных официальных песен 20-х годов XX века, прославлявших энтузиазм комсомольцев новой деревни. В одной из таких деревень весёлый гармонист Тимошка, Тимофей, избран секретарем партячейки.
  Отложив гаpмонь в стоpону, герой начинает наводить поpядок на  селе. По вечерам уже не слышно гармони, молодёжь заскучала, это сказалось  и на работе в поле.
    Затянувшаяся непривычная тишина быстро приводит к раздору между комсомольцами и подкулачниками. Тогда Тимошка снова берёт свою гармонь и  звучит дружная комсомольская песня...
 К моменту выхода фильма Владимир Рапопорт и Зоя Фёдорова были женаты. Но замужество не принесло актрисе счастья.
  В 1936 году Зоя Фёдорова получила главную роль, снявшись в фильме "Подруги".(5)  Подруги детства Зоя, Наташа и Ася живут в Петрограде. Девушки осознают  социальную несправедливость жизни. Когда начинается Гражданская война, подруги записываются санитарками в рабочий отряд  защитников большевистского Петрограда от наступления белогвардейцев.
  Зоя Фёдорова  сыграла свою тёзку - Зою.Ирина Зарубина - Наташу, а
Янина Жеймо, которая запомнится зрителям  по фильму "Золушка"(1947) - Асю.(6)
  Премьера фильма  "Подруги" в СССР состоялась 19 февраля 1936 года. Картина имела огромный успех.
   В  1937 году Зоя Алексеевна снова оказалась на волосок от гибели. На этот раз на 30-м году жизни  она попала в категорию детей врагов народа. Хотя казалось всё в её жизни складывалось  прекрасно. Съёмки, фильмы, признание зрителей. Только к этому времени у матери актрисы обнаружили тяжёлую форму рака. 
   Отец нашёл  врача-немца, понадеявшись, что его лечение поможет жене. Однако излишне  наблюдательные соседи неверно растолковали визиты доктора. Вспомнив о том, что Алексей оказал помощь бродячему немцу-музыканту  и написали донос. Через год отца Зои арестовали по 58-й статье УК и приговорили к десяти годам лишения свободы.
"После тех лиц, которые занимают самые высокие посты, я не знаю более несчастных, чем те, что им завидуют"
(Мишель де Монтень)
   Но и в этот раз судьба благосклонно отнеслась  к Зое Алексеевне. Арест отца никак не отразился на её звездной карьере. Фёдорова  по-прежнему была востребована в кино и любима зрителями.
  Она не станет сидеть на месте и  попытается  освободить отца. Зоя добивается  приёма к Берии.(7)
 На  обаятельную и привлекательную  актрису Лаврентий Павлович обратил внимание, как и на многих других красавиц. Берия встретил Фёдорову в домашней пижаме. Увидев обнажённую грудь, актриса смутилась, но не сдержалась и высказала, что думала:
-  Да что вы себе позволяете?! Вы, старая обезьяна!..
 Услышав такое, Берия  возмутился.
- Убирайтесь сейчас же!
  До этого такой ласковый и обходительный, Лаврентий Павлович превратился в грозного тигра. Зоя Алексеевна без промедления выскочила на улицу. Берия нервно  швырнул с балкона цветы со словами:
- Это букет на вашу могилу!
Так ли это было на самом деле, или Фёдорова не устояла перед всесильным Берия,   доподлинно неизвестно.(8)
   Вот только после 1940 года отношение к Зое Алексеевне, как к актрисе,  резко изменилось. Хотя за съёмки в фильмах "Музыкальная история" (1940) и "Фронтовые подруги" (1941) Фёдорова была удостоена Сталинской премии.  Но сниматься не приглашали, а если и приглашали, то предлагали такие крохотные роли, браться за которые гордая Зоя считала ниже своего достоинства.
 - Мой бывший муж кинооператор Рапопорт, используя свои связи, делал всё возможное и невозможное, чтобы погубить меня как актрису, - объясняла она.
К этому времени брак распался и  Фёдорова вынуждена была зарабатывать деньги концертами, выступая в самых разных уголках Советского Союза.(8)
   Только летом 1941 года Алексея Фёдорова выпускают на свободу.

   Любовь, любовь...

"Всегда приходится выбирать: карьера или замужество. Как правило, это вещи несовместимые"
(Олег Рой)
 Только арестовали  отца, а  в жизни Зои Фёдоровой  происходит  романтическое знакомство. На светском мероприятии она встретила красавца-лётчика  Ивана Клещёва. После нескольких месяцев ухаживания молодой человек сделал Фёдоровой предложение.   
  Но надеть белое платье актрисе было  так и не суждено – за несколько дней до свадьбы началась Великая Отечественная война, и Клещёв ушел на фронт.
- Сердце тогда подсказало мне, что больше  его я никогда не увижу, - позже вспоминала  актриса.
   Так и произошло…
    В один из первых дней войны самолёт, которым управлял Иван Клещёв, был сбит. Молодой человек чудом выжил. После выписки из госпиталя он стал работать в отделе по расследованию авиакатастроф. Однажды  Клещёв вылетел к месту очередной катастрофы под Тамбовом. Неожиданно его самолет был атакован вражеской авиацией. Так Фёдорова вновь осталась одна...(9)
    Узнав о гибели жениха, Зоя долго не могла справиться с горем.  22 сентября 1941 года скончался её отец, вскоре  на фронте погиб младший брат Иван.  Победить душевную боль отчасти помогала любимая работа. Фёдорова соглашалась на любые поездки, лишь бы быть подальше от Москвы, где всё напоминало ей об отце, брате и  любимом Ванечке.
   И тут судьба даёт актрисе третий шанс на счастье. Осенью 1942 года Фёдорова на выставке американского кино в Москве познакомилась с заместителем главы морской секции американской военной миссии Джексоном Тэйтом. Американец был очарован красотой актрисы  и на следующий день пригласил её в ресторан "Москва". Знакомство быстро переросло в любовь.
    На гастролях в Крыму Зоя Алексеевна поняла, что ждёт ребенка. Однако сообщить эту радостную новость своему любимому не смогла. Когда она вернулась в Москву, Тэйт уже покинул СССР. Не по своей воле, естественно. Вскоре  Фёдорова родила девочку, которую назвала Викторией. Тэйт об этом узнал только через много лет.
   Боясь, что рождение ребенка от иностранца негативно скажется на карьере  в кино, Фёдорова соглашается на фиктивный брак с композитором Александром Рязановым. (10) Но даже вынужденное замужество не спасло её от тюрьмы.
    Через некоторое время Зоя Алексеевна обнаружила, что за ней ведется слежка. Потом со стены в Театре киноактера исчез её портрет, который висел там много лет. 27 декабря 1946 года Зою Фёдорову  арестовали в её квартире на улице Горького.
 Подозрение сотрудников органов госбезопасности пало и на Рязанова. Его арестовали, и примерно пять лет он провел в лагере под Калугой.
 Дело Фёдоровой не хотели предавать огласке .  Позже выяснился и другой, наводящий на размышления факт: за время следствия Федорову 99 раз вызывали на допросы, а протоколы составлялись только в 23 случаях. Почему? О чём шла речь на тех 76 допросах? А тогда, 29 декабря 1946 года, полковник Лихачев с первого же вопроса, как говорится, взял быка за рога:
- Вы арестованы за преступления, совершенные против советской власти. (11)
 Главные пункты обвинения выглядят зловеще:
"Являлась инициатором создания антисоветской группы, вела враждебную агитацию, допускала злобные выпады против руководителей ВКП(б) и советского правительства, призывала своих сообщников к борьбе за свержение советской власти, высказывала личную готовность совершить террористический акт против главы советского государства. Поддерживала преступную связь с находившимися в Москве иностранными разведчиками, которым передавала извращенную информацию о положении в Советском Союзе. Замышляла совершить побег из СССР в Америку. Кроме того, незаконно хранила у себя оружие".(8)
  Оружие было подаренным дамским пистолетиком...
Более полугода актриса провела во внутренней тюрьме на Лубянке.
15 августа 1947 года Фёдорова и ещё шесть человек были приговорены за шпионаж в пользу иностранных государств к 25 годам тюремного заключения.
"А не рожай от американцев!"
  Ну, это было слишком!
    Сначала Зоя Фёдорова находилась в челябинской тюрьме, затем её
перевели в закрытую тюрьму во Владимире. Известный Владимирский централ.  Её сокамерницей  была певица Лидия Русланова. В один из дней Фёдоровой передали коротенькую записку от её сестры Александры. Она писала:
"У меня  всё нормально. Виктория выросла хорошей девочкой".
Только Зоя не знала, что Виктория живёт в неведении, кто её настоящая мать.
"В чём, чём, а в отсутствии коварства и подозрительности Иосифа Виссарионовича упрекнуть ну никак нельзя. Не было у этого усатого хищника с бесшумной поступью и в помине никакого прекраснодушия. Вся его политическая карьера – борьба не на жизнь, а на смерть с врагами и, самое страшное, с друзьями".
(Владимир Мединский  "Война. Мифы СССР 1939-1945")   
    После смерти Сталина Федорова просидела в тюрьме ещё два года. В феврале 1955 года она вышла на свободу. Как ни парадоксально, карьера Фёдоровой  в кино возобновилась буквально через месяц после возвращения из тюрьмы.

Кровавые бриллианты Зои Фёдоровой

    На фильмах, в которых снималась заслуженная артистка РСФСР Зоя Фёдорова, выросло не одно поколение россиян. С её участием в главных и эпизодических ролях вышло более 70 кинокартин, за две из которых она удостоилась Сталинских премий. "Девушка без адреса", "До свиданья, мальчики", "О любви", "Подруги", "Москва слезам не верит" принесли Зое Фёдоровой славу и признание, но вовсе не лёгкую судьбу.
"По моим наблюдениям, больше людей и больше карьер были погублены успехом, чем поражением. Я видел, как люди в какие-то моменты своей карьеры терпели поражение, а затем достигали такого огромного успеха, на который никогда прежде и не надеялись"
(Гарольд Дженин)
   Отсидев в лагерях девять из 25 лет, Зоя Фёдорова была реабилитирована и безуспешно пыталась уехать к дочери в США. Прямо перед решением переехать на новое место жительства ей отказали в выезде.
  Оборвалась жизнь Зои Фёдоровой так же трагично. За две недели до 70-летия её убили выстрелом в затылок в собственной квартире. Убийство актрисы списывали на КГБ, "бриллиантовую мафию" и даже зятя, мужа её дочери –американского летчика, который после смерти тёщи внезапно разбогател.
    Тайну смерти любимицы Берии пытались разгадать известные писатели, журналисты, актёры и даже генерал Вячеслав Панкин, возглавлявший в то время уголовный розыск в СССР. На телеэкранах появился сериал "Зоя", в основу которого легла версия о том, что убийство было заказано министром внутренних дел Николаем Щёлоковым, который захотел получить ее бриллианты.
Но для объективной картины не хватало свидетельств такого человека, который бы знал дело изнутри, а лучше - принимал участие в расследовании.
  О том, что произошло на самом деле, спустя 33 года после смерти актрисы рассказал Борис Кривошеин, бывший начальник уголовного розыска, расследовавший это преступление.
 Он воспроизвёл в деталях все нюансы следствия, а также поделился своими выводами о том, кому была выгодна  смерть Фёдоровой. Почему убийца остался безнаказанным?

 Следствие продолжается!
 
"Распознать скрытые причины за видимыми следствиями не труднее, чем найти правильные вопросы на заданные ответы"
(Стас Янковский)
   Об убийстве Зои Фёдоровой начальнику угрозыска 123-го отделения милиции Москвы Борису Кривошеину сообщили 11 декабря 1981 года. Звонок милиционеру, находившемуся в отпуске, поступил от однокурсника, дежурившего в МУРе, Сергея Гутенина.
- Борис, ты в курсе, что у тебя труп? - раздалось на том конце провода.
- Нет, мне ещё никто не докладывал об этом.
- Якобы криминальный, Кутузовский, 4/2, Зоя Фёдорова, актриса, заслуженная артистка РСФСР, – уточнил Гутенин.
   Борис Кривошеин, оперативники и сотрудники Московского уголовного розыска примчались к дому по Кутузовскому проспекту почти одновременно. Возле подъезда их ожидал племянник актрисы Юрий, который и обнаружил тетушку мёртвой.
   Он приехал проведать родственницу, звонил и стучал в квартиру, но никто не открыл. В двери торчала записка от соседки, которая тоже безрезультатно пыталась достучаться в квартиру. Юрий открыл дверь запасным комплектом ключей  и обнаружил в квартире труп родственницы.
   Зоя Алексеевна сидела за столом, не дотянувшись рукой до трубки. Видимо кому-то хотела позвонить. Пол лица было залито кровью. Жуткое зрелище!
-  Мы не могли определить, от чего она умерла. Я взял её руку, потрогал пульс, пульса нет, но тело было ещё тёплое, – вспоминает бывший начальник УГРО. -  Голова актрисы лежала на столе, по носогубной складке стекала кровь. В вытянутой на столе правой руке жертвы -  снятая с красного дискового телефона трубка, из которой доносились протяжные гудки. Никакого ранения, которое указывало бы на то, что она умерла насильственной смертью, не было заметно.
     Первое, что пришло в голову, - у пожилой актрисы случилось кровоизлияние в мозг.
    В замешательстве Борис Кривошеин начал внимательно осматривать  комнату, чтобы найти какую-нибудь  зацепку. Возле ножки журнального столика он увидел использованную гильзу. Сомнений в том, что в квартире произошло убийство, не оставалось. Когда оперативники наклонили тело, чтобы осмотреть его, из дырки над левой бровью потекла кровь.
- Кому она могла помешать, непонятно. Пожилая женщина, актриса, заслуженный человек. Для меня это было, можно сказать, в диковинку. Что я, молодой начальник уголовного розыска, видел? -   заново переживает моменты 33-летней давности Борис Кривошеин. - О всяких таких моментах я слышал только на лекциях.   Я наклонился, взял гильзу, место зафиксировал. Так как я с детства стреляю, определил калибр и прикинул, что гильза от вальтера или зауэра. Но тут началось самое страшное -  приезд большого руководства. Они как слоны начали ломиться в дверь, хотя по всем правилам это запрещено. Спас напарник, который встал в дверях и нецензурным выражением  их остановил, не пуская внутрь.
    Осмотр помещения продолжался до глубокого вечера. Только к полуночи начальник уголовного розыска попал в отделение милиции. Не успел он переступить порог помещения, в кабинете раздался телефонный звонок. Женщина на другом конце провода сообщила, что помогает органам БХСС, и попросила обратить внимание на одну знакомую убитой актрисы. Она рассказала следующее:
- Зоя Фёдорова сдружилась с одной женщиной, у которой сын жил в Америке,  и часто приходила к ней в гости.
  Кривошеин был так взволнован, что автоматически положил трубку на рычаги аппарата, так и не узнав  имя таинственной собеседницы. (12)
-   Это было не просто ошибкой,  наваждением!  Нужно было  по инструкции положить  трубку рядом с телефоном и попросить дежурного определить, откуда поступил звонок. Это могло сыграть важную роль в раскрытии преступления. Возможно, звонившая видела, как Зоя Фёдорова заводила эту женщину к себе домой перед смертью, – рассуждает Борис Кривошеин.
"Россия - Великая страна, в которой бандиты как люди, а люди как бандиты...
Впрочем, мы в этом далеко не одиноки...
(Владимир Борисов)
 Поиск преступника начался с опроса лиц из записной книжки Зои Фёдоровой. В блокноте было более 2 тысяч телефонных номеров, более тысячи почтовых адресов, московских и иногородних.  Большинство из них принадлежали актерам с "Мосфильма" и театральным деятелям. Связи Фёдоровой были обширными, как и популярность!
    В поисках хоть какой-нибудь зацепки сотрудники УГРО принялись вызывать и опрашивать знакомых Зои Фёдоровой. В результате  опросу были подвергнуты  более 4 тысяч (!)  знакомых актрисы, но установить убийцу это не помогло.
  Оперативники старались вести более доверительные беседы, не в протокол, но результатов это не давало.
- Я допрашивал Ролана Быкова, Никиту Михалкова, - вспоминал  Борис Кривошеин. - Когда столько людей через тебя проходит, волей-неволей приходится ковыряться в грязном белье. И каждый из актеров просит: "Об этом не говорите никому, вот это не записывайте".  Мы без толку копались в мосфильмовской каше, в дрязгах, кто там какую-то шубу приволок, кто туфли продал...А информации, представляющей оперативный интерес по делу, практически не было. Только стандартные вопросы и такие же ответы: да, нет, не знаю, не видел.
 
(1) Зоя Алексеевна Фёдорова (1907 -1981) - советская киноактриса, Заслуженная артистка РСФСР (1965), лауреат двух Сталинских премий второй степени (1941, 1942). Мать актрисы Виктории Фёдоровой . Виктория Яковлевна Фёдорова  (1946 -2012) - советская и американская актриса, писательница, сценарист
(2) фильдепёрсовые чулки -  "связанные", шёлковые и очень тонкие, стоили дорого. Носили с помощью пояса или корсета.  В 20-30-х годах можно было купить только за валюту. Альтернатива хлопковым чулкам, предшественники нейлоновых чулок.
(3)  Читайте подробнее на FB.ru: "Актриса Зоя Федорова: биография, фото, фильмография"
(4) "Гармонь" -  чёрно-белый художественный фильм по одноимённой поэме Александра Жарова. Смотрите: http://kinofilms.tv/film/garmon/35199/
(5) "Подруги" -  советский полнометражный чёрно-белый художественный фильм, поставленный на Киностудии «Ленфильм» в 1935 году режиссёром Львом Арнштамом. Фильм востановлен в 1960 году.
(6) Ирина Петровна Зарубина (1907-1976) - советская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР (1951)
Янина Болеславовна Жеймо  (1909 - 1987) - советская киноактриса польского происхождения.
(7) Лаврентий Павлович Берия (груз.  Лавренти Павлес дзе Бериа 17 (29) марта 1899- 23 декабря 1953) - российский революционер, советский государственный и партийный деятель, генеральный комиссар госбезопасности (1941), Маршал Советского Союза (1945), Герой Социалистического Труда (1943), лишённый этих званий в 1953 году в связи с обвинениями в организации массовых "сталинских репрессий".
(8) читайте на fb.ru "Актриса Зоя Федорова: биография, фото, фильмография"
 и newrezume"Зоя Федорова. Неоконченная трагедия."
(9) "Собеседник" 16 декабря 2010 года "Кровавые бриллианты Зои Федоровой"
(10) Александр Всеволодович Рязанов (1908-1987) - композитор, автор песен, которые исполняли Шульженко, Утёсов. В Союз композиторов не входил, незаслуженно забыт, не  попал ни в один справочник. Северный флот. Там он стал художественным руководителем оркестра "Морские охотники", который выступал на боевых кораблях.
(11) читайте: Серия "100 великих": Сто великих тайн
Николай Николаевич Непомнящий, Андрей Юрьевич Низовский "ТАЙНЫ ИСТОРИИ.Происшествие на Кутузовском"
(12)  Источник: omsk.bezformata.ru "Смерть на Кутузовском. Новая версия нераскрытого убийства актрисы Зои Федоровой"


Рецензии