Жизнь взаймы

Смерть. Всякий рано или поздно задумывается о ней. У каждого складывается к ней отношение. Одни бегут весь остаток жизни от нее, превращая дни, недели, месяцы в трепетное ожидание неминуемого. При этом перестают жить. Другие теряют смысл существования, смысл пребывания на земле, среди людей. Они тоже ждут, но ждут иначе.
 
Каждый миг для них последний, каждый восход, закат, день, ночь – для них все последнее. Ожидание смерти превращается в праздник «Последний раз!»
Есть и такие, кто бросает старухе с косой вызов. Мол, это не она придет, а он (человек обреченный почить в забытье) сам найдет ее, настигнет.

Роман «Жизнь взаймы» попал ко мне по рекомендации. С первых строк не разобрать, что Эрих Пауль Ремарк задумал. На протяжении всей книги сюжет столь, казалось бы, классический и заурядный делает крутые виражи, словно перо находится в руках главного героя – гонщика Клэрфе. Практически до самого конца произведения трудно предугадать развязку. Нет, это не детективная история, но чтиво, полное размышлений, анализа и разнообразия человеческих образов.

Творение автор наполнил множеством описаний. Здесь и красоты альпийских гор, и изящество еще не восстановившегося Парижа, Италия, Венеция. Мир после войны особенно красив. И Ремарку удалось передать эту мысль, сделать акцент на переоценке того, что в один момент может исчезнуть; того, что в обыденности человек даже не замечает.

Книга написана простым языком. В процессе чтения не приходится отвлекаться, размышлять над значением выражений или спецификой построения фраз. Это неспроста. Автор настолько глубокие темы затрагивает в романе, что просто не может позволить читателю прерывать размышления на «пережевывание текста». И это замечательно. Повествование настолько ровное и гармоничное, а слова так искусно сложены в предложения и абзацы, что при чтении не оставляет ощущения течения, поглотившего тебя.

Герои романа лаконичны. Ремарк не распыляется на длительные описания, но умело подбирает слова и выражения. Отсюда, уже из пары фраз видно, кто есть кто. И Клэрфе, и Лилиан, и дядя Гастон – от основных персонажей до незначительных героев, одним из коих является предприимчивый владелец цветочной лавки или тренер гоночной команды, набожный только тогда, когда ему это нужно (во время гонок), и циничный в своих молитвах до смеха окружающих – все они характеризуются автором в нескольких фразах. Но характеристики настолько меткие, что они сами возникают перед взором читателя. И действа уже разворачиваются не на страницах книги, а здесь, перед тобой, словно театр сам пожаловал к тебе.

Произведение настолько оказывается глубоким, что к концу способно пошатнуть, казалось бы, фундаментальные выводы читающего. Здесь и размышления на тему смерти, и многоликость человеческой души, и страхи, скрывающиеся глубоко в душах людей, и так неожиданно высвобождающиеся в неподходящие моменты. В этой книге есть все.

Взяв в руки данное произведение, я открыл для себя великолепного автора. В ряду с Маркесом, Лондоном, Пушкиным, Толстым и другими классиками прибавилось. Новый мир манит. Эрих Мария (Пауль) Ремарк создал его уже одним романом. Очень рекомендую данное чтиво, ибо уверен, каждый найдет в нем что-то новое, важное, необходимое.

P.S. Под редакцией Александры Альбертовны Гейфман
Основателя и преподавателя курсов ФАБРИКА ЗНАНИЙ
vk.com/fabrika_znanii


Рецензии