Ч. 1 Марк Твен и моряки

Первая книга, которую я самостоятельно выбрал в детской библиотеке и расписался за неё в читательской карточке, старательно выводя свою фамилию, макая перо в чернильницу и, как ни старался, всё же, посадил кляксу, была «Приключения Тома Сойера».
 
Спасибо американскому писателю, он открыл для меня удивительный мир, после прочтения его книги возникла моя страсть к чтению, любовь к библиотекам и дружба с теми, кто в них работает.

Любая биография Марка Твена начинается с того, что сообщают его подлинное имя и версии происхождения псевдонима. Не буду и я оригинальничать, но ограничусь лишь одной версией. Настоящее имя писателя - Сэмюэль Лэнгхорн Клеменс.

Сам Марк Твен говорил, что взял его из терминов речной навигации, когда служил в юности помощником лоцмана на Миссисипи. Эти два слова, которые выкрикивал помощника лоцмана, означали: «метка двойка».  Капитану сразу становилось понятно, что глубина - две морские сажени, достаточная для прохождения речного судна, чтобы не сесть на мель.
 
Начну с главного. Весной 1866 года Сэмюэль Клеменс отправился на Гавайи в качестве корреспондента газеты «Sacramento Daily Union». Неизвестно, что за фантазия пришла в голову редактору газеты послать туда своего человека, как будто мало событий происходило в Сан-Франциско и в Калифорнии.

 Но для Марка Твена командировка оказалась большой удачей, после одной из его корреспонденций взошла звезда знаменитого писателя.

На Гавайских островах он провел четыре месяца, в течение которых отправил двадцать пять корреспонденций. Одна из них сделала его знаменитым – репортаж о трагедии клипера «Hornet» («Шершень»).

Клипер относился к кораблям, получившим название «чайные клиперы», о которых я когда-нибудь расскажу позже. Это были изящные корабли с огромной парусностью, лихими отчаянными капитанами и такими же командами. Они воплощали в себе всю морскую романтику, хотя назначение их было весьма прозаическим – доставка грузов, прежде всего, чая.

Кто первый придёт с грузом чая, тот его дороже и продаст, соответственно, получали большие денежные премии капитан и команда. Капитаны не уменьшали парусности даже при штормовом ветре.

Потом они не выдержали конкуренции с пароходами, и стали плавать уже спокойнее, неторопливей, с грузом, который не требовал спешки. В золотое время чайных клиперов  «Hornet» прославился в гонке с другой знаменитостью – клипером «Flying Cloud» («Летящее облако»).

В апреле 1853 года оба клипера вышли из Нью-Йорка и направились в Сан-Франциско вокруг мыса Горн. Они прошли 15 000 морских миль (27 780 километров) за 106 дней, но «Hornet» пришёл на сорок пять минут раньше.

Прошли годы.  В 1866 году «Hornet» под командой капитана Иосия Митчелла вышел из Сан-Франциско с грузом свечей, масла в ящиках и жидкого масла в бочках. Всё шло хорошо, обычный рейс, никакой спешки. Благополучно миновали страшный мыс Горн. Но когда пересекли экватор, то, в так называемых «зелёных водах», попали в полный штиль. Не было ни малейшего дуновения ветерка.

Нещадно палило экваториальное солнце, люди расслабились, стали вялыми и небрежными. Второго мая первый помощник капитана и два матроса спустились в душную темноту нижней палубы, допустив преступное нарушение техники безопасности – у них были фонари с открытым огнём.

Морякам потребовался лак, чтобы закончить работу по полировке древесных деталей на верхней палубе. Они открыли бочонок с лаком, зачерпнули лак чашкой, и в этот момент воспламенились пары лака, а потом и лак в чашке. Матрос, которому обожгло руки и лицо, вскрикнул и выронил чашку с горящим лаком.

Пожар стал распространяться мгновенно. Нет ничего страшнее пожара на корабле. Команда мужественно сражалась с огнём, но победить его не могла, слишком много на деревянном корабле было горючих материалов.

 Нос клипера стал погружаться в воду, и капитан отдал команду покинуть корабль. Едва успели спустить три шлюпки и сесть в них, как клипер скрылся под водой.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/08/07/801


Рецензии
Интересная страница жизни моего любимого писателя.
Спасибо, уважаемый Владимир!

Рефат Шакир-Алиев   07.08.2017 19:35     Заявить о нарушении
Завтра всё доскажу.
С дружеским приветом,
Владимир

Владимир Врубель   07.08.2017 22:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.