Целы сани, а лошади пропали

Итак, платные услуги.

Разбирать конституционность их существования нет смысла – такие решения принимает Конституционный Суд России. Все рассуждения о конституционности платных услуг до этого решения носят характер дискуссии на уровне гипотез и особого практического значения не имеют.

До той поры действует Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 года N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», на основе которого приняты нормативные акты нижестоящих структур. И пока оно не признано незаконным, все действия ЛПУ и конкретных медицинских работников трактуются со следующих позиций: являясь участником гражданских правоотношений, медицинские организации вправе совершать действия, которые направлены на установление, изменения или прекращение гражданских прав и обязанностей, то есть совершать сделки..В ст.779 ГК РФ сделка может быть отнесена к числу договоров возмездного оказания услуг.

Из истории:

В 70-х годах 20 века начался эксперимент по усилению экономической самостоятельности органов и учреждений здравоохранения, продолжением которого стало введение нового хозяйственного механизма, который развивал хозрасчётные отношения и который собственно разрешал платные медицинские услуги в советское время. Эксперимент в виде НХМ здравоохранения предусматривал:

• переход от выделения ЛПУ средств из бюджета по отдельным статьям расходов к финансированию по долговременным стабильным нормативам, комплексно отражающим целевую деятельность учреждений;

• сочетание бюджетного финансирования с развитием дополнительных платных услуг населению, а также выполнением работ по договорам с предприятиями и организациями на хозрасчетной основе;

• развитие самостоятельности и инициативы трудовых коллективов учреждений здравоохранения в решении основных вопросов производственной деятельности и социального развития;

• установление тесной зависимости размеров фондов производственного и социального развития ЛПУ и оплаты труда каждого работника от конечных результатов деятельности учреждения (подразделения),

• использование различных форм хозяйствования, включая внутрисистемные арендные отношения, кооперативную и прочую деятельность. Наряду с бюджетными средствами ЛПУ получили возможность использовать дополнительные источники финансирования в т.ч.:

• платные услуги населению и предприятиям;

• средства социального страхования, сэкономленные в результате снижения заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

• добровольные взносы предприятий, учреждений и граждан и др.

При желании все подробности НМХ можно найти в Интернете - здесь даю только основные пункты.

Иначе говоря, платные медицинские услуги сегодня имеют свои корни в советской истории.

Главными причинами роста рынка платных медицинских услуг являются:

1. Недостаточное финансирование бюджетных медицинских учреждений,

2. Трудность доступа к врачу

3. Большие очереди,

4. Ненадлежащее качество бесплатной медицинской помощи (условно и относительно).

То есть, прежде всего, платные медицинские услуги предназначены для решения указанных выше проблем. Так как вышеуказанные проблемы, для решения которых призваны платные медицинские услуги, не разрешены «в бюджетном порядке», то ликвидация платных услуг в ЛПУ усугубит положение в здравоохранении. Причём не только в государственном секторе. Государственные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги чаще всего по демпинговым ценам и являются реальными конкурентами на рынке медицинских услуг частной медицине. Госучреждения в этом плане сдерживают рост цен в частном секторе.

Ликвидация платных услуг в государственных учреждениях здравоохранения приведёт:

1. К росту цен в частном секторе и, как следствие, часть населения не сможет получать услуги в частном секторе, что также ударит и по частной медицине

2.Ещё один негативный фактор в такой ситуации запрета в том, что платные услуги в государственных учреждениях всё равно будут оказываться – только нелегально. (Уже не надо доказывать, что пока есть спрос – будет предложение, и никакие запреты законодательно здесь не помогают.).Причём по ценам ещё ниже, чем сегодня, поскольку участникам процесса уже не надо будет выплачивать налоги и прочие некоторые накладные расходы, что в свою очередь будет дополнительным ударом по частной медицине.

3.Подобная ситуация нелегального оказания платных услуг приведёт к рискам для медиков в части нарушения законодательства. Неизбежен рост числа возбуждаемых уголовных дел, что в какой-то степени приведёт к ещё большему дефициту кадров.

Резюме:

ликвидация платных мед. услуг в гос. медицине приведёт к ещё большим проблемам:

В части:

1.Финансирования бюджетных медицинских учреждений

2.Доступности и качестве медицинской помощи,

3.Обеспечения кадрами.

4.Роста цен в частном секторе.

5.Криминализации здравоохранения.

Ещё раз обращаю внимание, что платные медицинские услуги появились ещё в советское время и однозначно их появление обусловлено рядом объективных причин, которые не были ликвидированы в советское время и тем более сейчас. Исходя из всего вышесказанного, ликвидация платных медицинских услуг нанесёт ещё один удар по здравоохранению, как государственному, так и частному.

Ор заботливости о больных на самом деле приведёт к ещё худшему положению больных. Пока не ликвидированы причины, которые привели к платным медицинским услугам в государственном здравоохранении, ликвидация данных услуг это диверсия против здравоохранения какими бы благими намерениями это не прикрывалось.

Что нужно делать?

Не уничтожать платные услуги, а провести объективный анализ их оказания, выявить негативные моменты при их оказании и внести соответствующие поправки при их оказании.

П.С.Публикация изложена в сокращённом виде и не призвана показать все нюансы проблемы. Но полагаю, что даже этого достаточно, чтобы некоторые горячие головы остыли и задумались о том, что хотят натворить


Рецензии