Ой, Вань, смотри какие клоуны

     Знавал ли ты, читатель, в Пензе литератора, чей эпистолярный труд объединил в себе элементы творческого стиля Гоголя и Гашека, Зощенко и Ерофеева, Салтыкова Щедрина и Ильфа? Нет?

Тогда познакомься с новым творческим произведением знаменитого пензенского журналиста А. Кислова «Дураки и хлеборезы».

Сам автор никак не презентует жанр своего текста кроме как «беллетристика, безыскусный вымысел». По масштабу (100стр.) это, пожалуй, повесть. А вот жанр я, наверное, обозначил как трагикомическую художественную публицистику, хотя многие видят в публикации только политический стеб. На самом деле иронично-саркастический стиль автора при описании политической элиты некоего Пенска четверть вековой давности переплетается с драматическим описанием событий российской истории 1991-1993гг., собственным участием в них и переживаниями с этим связанными. Неожиданными на этом фоне являются нежно-пронзительные описания охоты с байками мужиков в шукшинском стиле.

Пронзительно нежным выглядит признание автора в любви к журналистской работе. На мой взгляд оно могло быть без труда изъято из данного произведения, расширено и стать отдельной книгой – напутствием Александра Ивановича, выдающегося представителя своей профессии, молодым журналистам, уровень работы которых в большинстве, оставляет желать лучшего. Кстати трудно себе представить, что бы Кислова награждали представители исполнительной или законодательной власти «за лучшее освещение чего-то там», как это сейчас принято для журналистов местных СМИ. Получается, что две ветви власти награждают «четвертую власть» за беззубое освещение своей деятельности, за предательство интересов общества и своей профессии? «Наградой» же Александра Ивановича были тяжелые преследования со стороны «компетентных органов», других «товарищей» в результате чего он однажды чуть не лишился жизни…


      Радует эрудиция автора. Например, знание работ Фрейда, Фромма и очень удачное применение их серьезных научных выкладок к саркастической характеристике «правящей элиты».


      «Признавший сам себя глупцом Считаться вправе мудрецом, А кто твердит, что он мудрец, Тот именно и есть глупец». Сентентенцию из бессмертного «Корабля дураков» Себастьяна Бранта Кислов не цитирует, но, фактически, изложил по-своему в названии книги и тексте. «Дураки» это идеалисты романтики, это революционеры «первой волны» искренне мечтающие о лучшей жизни для народа, о демократии. Они оголтело бросаются на баррикады, митингуют на «майданах» и, в конце концов, репрессируются послереволюционной реакцией. «Хлеборезы» (а кто служил в армии или сидел «на зоне» сразу понимает всю сладость этой самой сытой должности) это антиподы «дураков». В любой социальной заварухе они видят возможность «сделать деньги» и часто бешеные деньги, как это и было в описываемом автором российском социальном катаклизме. Им глубоко наплевать на народ из которого они сами вышли, хотя иногда они и совершают популистские действия. Себя автор относит к «дуракам», которые читали в детстве «правильные» книжки, чья юность впитала идеалы оттепели, шестидесятников. Приоритет автора - ценность творчества в жизни. Он глубоко переживает раскол общества на «дураков и хлеборезов» создающий перманентную революционную ситуацию.

 Он переживает, что вся борьба за демократическое общество, за жизнь, наполненную большей социальной справедливостью, свершив 25-летний круг, вернулась к исходной точке. Руководящие «шляпы», которых приветствовали полупьяные граждане на демонстрациях, урвав жирные куски от общественного пирога, облизываясь, подсчитывают барыши. Многих из этих «шляп» уже сменила молодая поросль в дорогих импортных костюмах, которая любит демонстрировать себя в брутальных позах и делах и обладающая отменным аппетитом алчности. Подкупает искренность автора. Несколько смущает его сожаление об отсутствии в стране национальной идеи, объединяющей идеологии, хотя история показала, что, как минимум, две национальных идеи («православие, самодержавие, народность» и коммунистическая идеология) нас не спасли от очень страшных времен и больших людских потерь.

А если без всякой национальной идеи  - разделение властей, подавление коррупции, независимая судебная власть, отсутствие цензуры, свобода СМИ, обустройство огромного пространства страны, нормализация отношений с миром, приоритет научно-технического прогресса – может все и сдвинулось бы с мертвой точки?  Я так же не очень понял отношение автора к конспирологическим теориям уничтожения или подчинения России (план Даллеса, Гарвардский проект), которые он упоминает вполне себе серьезно. Да даже если бы такие планы и существовали, мы что, дети малые, глупцы наивные или мощная страна с талантливым народом? Что-то я не слышал, что бы американцы жаловались, что есть тайный кремлевский или «эмгэушный» проект или «план Путина» по уничтожению или подчинению США. Слабо им заболеть бредом преследования? Чувствуют свою экономическую мощь? Может все-таки заняться всерьез реальной экономикой, что бы никакие «заговоры» не были страшны?


         Инвективная сатира, которая многим только и бросается в глаза, у Александра Ивановича не самоцель, да и прототипы жеребцовых, бухаловых, фекалюков, таскаевых уже в конце концов не так важны. Не тот масштаб личностей. Да и бросать камень в спину тех «кого уж нет, а те далече» из хулиганских побуждений, как то не гоже и по высокому уровню культуры самого автора. Позиция Кислова гораздо глубже и шире – чтобы не повторилось больше время им подобных. Ни в Пенске, ни в России. Чтобы наша страна стала по-настоящему, а не имитационно, демократической.

Конечно кто-то отреагирует на книгу, как гоголевский Городничий: «Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю. Мало того, что пойдешь в посмешище – найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? – Над собою смеетесь!.. Эх вы!..».


          Ключевая трагическая фраза у Кислова: «Кончилась демократия. Впрочем она и не начиналась. Нас восторженных идиотов опять развели». Но во всякой высказанной боли теплится надежда. А может все-таки все было не зря?


          От всей души поздравляю уважаемого «бумагомараку» Александра Ивановича Кислова с удачным литературным трудом! Спасибо за доставленное удовольствие! Многих вам лет жизни, Александр Иванович, и новых творческих взлетов!


                М. Архангородский
                31 мая 2016г.


Рецензии
Но я же подробно описал, как в разгар 90-х меня вовлекли в "политический процесс" в Пензе.О том, как там действовали исполнявшие различные роли в разных "партиях" отставные сержанты УФСИН, Внутренних Войск и Вневедомственной охраны.Только лишь главный жириновец был бывший хоккеист. И главный комсомолец Мельниченко, и Шаронов (в моей главе "Алая заря" про илюхинский мятеж он - "Даянов"), получали инструкции сверху.Такой был у нас КВН. Теперь роль КВН-щиков в отечественной истории достигла вершин:неважно, кто это - "слуга народа" или голенький на лошадке. Но в обоих случаях - Вовочка из серии анекдотов: там, где он стал директором детского сада. "И опять пошло веселье, зазвучали птичек трели, и играет в бадминтон Димон. Всё теперь не так хреново: разрулит проблемы Вова - говорят, со спортом дружен он." (Предисловие "Про Трубу" и КВН-щиков к моему роману №1 "Уступи дорогу..."). В общем, наши КВН-щики переиграли ихних. Правда, всё при этом окончательно доломали. А вот их противники были "взрослые", и они в своём мятеже в Городе на двуглавой горе у меня в эпопее побеждают. Валентин Мануйлов даже опубликовал мои "мемуары" в своей газете.Про данную статью у меня есть текст в Прозе. ру в папке "Другие тексты": там же, где и статья про военный городок, интервью мне лично насчёт данного"скандала" Евг. Моис. Жилицкой и рассказ про Галю Лейкину и её повесившегося отца. И как всё это совпало с моим первым литературным опытом. Но никого, кроме Бориса Лейкина, с которым мы подружились на кладбище, это не задело. А ведь простой строительно-хозяйственный парень! Ни разу не гуманитарий. Ну, ещё такой Дан Савинов тоже проникся. Сейчас Борис сам вовлёк меня уже в нынешний городской выборный процесс: к работе на некоего Р.Амстиславского. Посмотрим, что выйдет. А пишущие люди в Пензе ну никак на контакт не идут.Пока что. Только авторы и рецензенты Прозы. ру.

Сергей Ульянов 5   29.07.2019 13:30     Заявить о нарушении
Светлая память Григорию Михайловичу, скончавшемуся на этой неделе в Пензе. Даже небо плачет дождём, хотя ещё вчера казалось, что лето вернулось. Мне так и не удалось обсудить с ним интересующие меня вопросы - ведь я не понимал: ему было уже не до меня. Мои личные соболезнования семье Абезгауз, всей родне и лично Белле Жилицкой, родному его украинскому городу Черкассы и его пензенским коллегам и друзьям.Похороны в воскресенье. Надеюсь, что дождь хоть на миг прекратится, чтобы его лицо увидело солнечный луч, который в последний раз озарит его светом грядущей жизненной надежды. Пусть Дан прочитает над ним поминальный текст. "Исгадал веискадаш шмей раби...", и тогда будет та самая надежда, что когда-нибудь душа его воссоединится с душами других праведников и грешников для вечной и лучшей жизни.

Сергей Ульянов 5   10.08.2019 09:19   Заявить о нарушении