В поисках Леонардо
даёт думать и мечтать./ Д. Лихачёв
Весной 2017 года я совершила пятое путешествие по Европе. И опять выбрала экскурсионный автобусный тур с ночёвками в отелях. Такая форма путешествия позволяет побывать сразу во многих городах и странах. Хорошо, когда тур тематический, то есть весь его маршрут подчинен одной теме или одному историческому лицу. В этом, 2017-ом году, исполнялось 565 лет со дня рождения учёного и художника (гения Возрождения!) - Леонардо да Винчи. Годы его жизни 1452 – 1519. Выбранный мною тур назывался: «Италия – Франция: По следам Леонардо да Винчи». Но кроме этих, указанных в названии стран, в программе были города Польши, Австрии и Германии.
В первый же день путешествия я с удивлением отметила для себя, что не все наши туристы увлечены творчеством Леонардо и даже подвергают сомнению его гениальность:
- Нет, никакой он не гений! Что осталось после него? С десяток картин. Пятьсот лет прошло, и ты веришь, что его «Тайная вечеря» сохранилась? Да она начала осыпаться ещё при его жизни…
Но я уже видела «Тайную вечерю» Леонардо в Милане два года назад, и помнила, какое сильное впечатление она произвела не только на меня…
Множество книг и статей написано о Леонардо да Винчи. Сколько снято фильмов, а ещё больше издано альбомов! Самая первая и самая важная до сих пор - это глава из книги «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Её написал художник, он же архитектор и искусствовед Джорджо Вазари. Девятнадцать страниц текста плюс примечания. Так мало! Но это самая первая биография Леонардо, и написана она со слов его современников и когда ещё не были утрачены некоторые его произведения, которых уже нет.
Первое, что уяснила для себя, это приставка к фамилии «да», что сразу говорит о «незаконном» происхождении. В фамилии «Винчи» указывался не род его семьи, а место рождения – городишко Винчи, недалеко от Флоренции. Мы там побывали и видели на холме домик из жёлтого кирпича, служивший отцу Леонардо сараем. Здесь появился на свет маленький мальчик – будущий гений. Его родила простая крестьянка Катарина, на которой отец мальчика (богатый нотариус) не женился. Но в возрасте трёх лет ребёнок был взят в дом отца.
Холм Винчи так высок, что прямо на уровне наших глаз пролетали птицы, а их пение в полной тишине было слышно со всех сторон. И стало очевидным, что ещё в детстве Леонардо полюбил птиц, наблюдал за их полётом, а, став взрослым, платил птицеловам, чтобы выпускать птиц на волю. Сама идея полёта волновала его с детства, и отразилась в чертежах и письменных работах. Всего после Леонардо осталось более 7 тысяч страниц текстов, но не всё сохранилось до наших дней.
Внизу холма простирались ряды серебристо-зелёных олив. Оливы живут до тысячи лет, и наверняка среди них встречаются те, под которыми бегал маленький Леонардо...
Воспитанием мальчика занимался брат отца. Он был благополучен, наблюдателен, но ленив. Он привил племяннику вкус созерцания и дух свободы, но не привил упорства в завершении поставленных задач. Вот почему, как считают современные искусствоведы и психологи, многие начатые работы Леонардо не закончил. Но я думаю, что тут сыграла роль и астрология. Леонардо родился под знаком Овна. Идеи переполняли его, но от их изобилия он утомлялся, охладевал к ним и переключался на другие новые.
Но дух исследователя, экспериментатора и изобретателя в нём не затухал! Он придумывал не только новые механизмы, а краски и лаки, но применял их в своей живописи не всегда удачно, отчего многие художественные работы не сохранились или потребовали серьёзной реставрации через 500 лет…
Винчи, Флоренция, Милан, Амбуаз… А между ними была Венеция, которую посещал Леонардо, Париж, где в Лувре, как и во Флоренции в галерее Уффици, живут картины Леонардо. Краков со знаменитым портретом «Дама с горностаем». На нём изображён «гений чистой красоты» - Цецилия Галлерани.
Милан хранит "Тайную вечерю", но не только её. В Пинакотеке Амброзиана таится собрание рукописей Леонардо, они не доступны простым смертным, мы можем увидеть только копию фрагмента. Зато нам дано насладиться подлинным "Портретом музыканта". В его руках нет музыкальных инструментов, да и не обязательно: он держит листочек с нотами, а в голове, покрытой красной бархатной шапочкой, звучит музыка. Он слушает её, - это видно по его тёмным задумчивым глазам. Этот человек - композитор, а его имя - Жоскен де Пре. Леонарлдо, будучи и сам музыкантом, ценил и любил музыку этого известного в ту пору французского исполнителя и композитора. Глядя на картину, я тоже послушала её. Музыка звучала то пиано - тихо, грустно и протяжно, то её такт укорачивался и не долго я слышала форте, в котором снова пробивались грустные ноты. В ней вечная драма жизни, драма высокая и бессмертная.
Но вернёмся в Лувр. В Лувре навечно прописана самая знаменитая из картин всех времён и народов – «Джоконда», или «Мона Лиза». В первый раз я увидела её в прошлом году. Жёлтая от времени, она высоко висела на жёлтой деревянной стене. С высоты моего маленького роста я не увидела ничего замечательного и получила тяжёлое разочарование. В этот раз я шла к Джоконде, не ожидая ничего нового…
Но каков же был мой восторг, когда я чётко ощутила её дыхание: живая! Я вижу движение её губ! Она улыбается! Она почти на уровне моих глаз…
- Вам не кажется, что она висит ниже по сравнению с прошлым годом? - спросила я гида по Лувру.
- Да, Вы правы, - ответила она, - я вижу следы прежнего крепления.
Кто же была она, эта Джоконда? Внешность самого Леонардо проступает в её портрете. Нет, на мой взгляд, это не автопортрет. Это портрет его матери Катарины, которую он всю жизнь любил (и помогал, как отмечают исследователи его текстов) и потому не расставался с её портретом.
На этот раз Париж для меня пополнился Елисейскими полями «своим ногами», а не на автобусе, как в прошлом году. Мы с попутчицей отыскали бульвар Османа с частным музеем, где, правда, не было Леонардо, но был Рембрандт.
А до Парижа мы побывали в Амбуазе, где жил Леонардо по приглашению французского короля Франциска Первого. Там, в замке Кло-Люсе жил и работал признанный гений в свои последние годы. Там он и умер 2 мая 1519 и был похоронен неподалёку. Спустя годы его прах перенесли в часовню Губерта… И вот мы побывали у его могилы ровно 2-го мая через 498 лет!
В настоящее время в замке открыт музей Леонардо с имитацией его рабочего кабинета и спальни. Говорят, что кухня сохранилась лучше других помещений. В конце экспозиции я встретила Леонардо, спускающегося по лестнице. Он был в известном образе с картины Рафаэля «Афинская школа»…
Я вышла в сад. Пока бродили по музею, прошёл дождь, и выглянуло солнце. Недавно распустившаяся и свежая зелень, ещё и омытая дождём, сверкала под яркими лучами света. В саду было тихо и не многолюдно. Я прошла по мостам, спроектированным Леонардо. На полянах виднелись модели его изобретений, а среди крон деревьев просвечивали образы его картин…
«Все наши знания вытекают из нашей чувствительности» - сказал Леонардо, опередивший время на века. И мы умножаем накопленные знания новыми сведениями и чувствами из книг, фильмов и путешествий...
Прошло два года. И теперь при мысли о Леонардо передо мной возникает образ огромного белого замка Шамбор. Он стал памятником гению из Винчи, участвовавшем в проекте замка. Не хочется дабавлять слов "по легенде". Мне и сейчас кажется, что я видела Леонардовский набросок замка с видом "сверху". Шамбор своими размерами, красотой и величием вытеснил из моего сознания "Даму с горностаем" в Кракове.
Был дождливый день, наше путешествие подходило к завершающей стадии , и уже мало сил я ощущала в себе. "Жительница" Вавельского замка (узница?) казалась нереальным видением, к тому же было запрещено её фотографировать, а если бы и разрешили, то снимок вряд ли получился бы. Дама сидела в полумраке, и её левая рука растворялась в нём. И только глаза, отведённые в сторону были живыми и светились искрящимся умом.
Свидетельство о публикации №217080701204