о моей жизни. шурочка. крым

                О МОЕЙ ЖИЗНИ.

                ШУРОЧКА
               
                КРЫМ
               
                Нечаевой Александре Андреевне               

Теперь я расскажу о Шурочке,
моей приятельнице,
это с нею я была первый раз в Эчмиадзине.

Она работала экскурсоводом,
будучи сама инженером – экономистом.

Экскурсоводом стала по собственному желанию
вследствие интереса к этому занятию.
 
Выдержки из её писем мне,
которые я привожу ниже,
лучше меня расскажут о её внутреннем  мире,
поэтому я это от себя пропускаю.

Скажу о другом.
Я и мой сын с нею  увидели  многое, могущее другим быть мечтою.
 
После отъезда из Симферополя мы часто приезжали в Крым на отдых,
и почти всегда она устраивала нам индивидуальные  поездки-походы
куда-нибудь в новые места.

Мы с нею побывали на захоронении-кладбище тавров.
Это под Белогорском:
после автобуса мы еще долго шли пешком,
в том числе через брошенные, бывшие когда-то татарскими, фруктовые сады.
 
С нею я увидела Старое Военное Кладбище на Северной стороне Севастополя, которое поразило не только храмом,
но и надгробными плитами на братских могилах.

С нею мы побывали на Чуфут-Кале, Мангупе,  Эски-Кермене- в потрясающей ювелирной древней церкви, расположенной в большом – небольшом круглом камне с сохранившимися росписями внутренних стен.

С нею я посмотрела Балаклаву, которая тогда была закрытым районом.

Она никогда не была замужем.
Жила с родителями, имела двух сестер и двух братьев.
Небольшого роста, худенькая.
Всегда выручала меня с Васей.
На дни рождения мои
почти всегда дарила небольшие писаные картины на темы Крыма.

С ней я совершила два больших путешествия.
Одно на теплоходе от Ялты через Малую Землю Новороссийска,
которая ещё была усеяна осколками снарядов от войны –
потом из них соорудили памятник, в Грузию: 
Батуми, потом автобусом в Кутаиси.
Второе – из Сочи, где я перед этим отдыхала, в Армению с Эчмиадзином.
Причем, билетов было не достать, и нас взяли зайцами в поезд проводники.

А теперь из её писем:
--«…Новость театральная: наш драмтеатр(Симферополь) поставил «Адъютант его превосходительства».
Кольцова, конечно , играет А.Голобородько.
Постановка, по-моему, неплохая…
Это всё сказано «за здравие». Есть и «за упокой».
Язык героев, не только положительных революционеров (из народа!), но и аристократов, страшно беден, невыразителен, чуть ли не газетный язык.
Противно слушать…
Сейчас читаю стихи Саши Черного и вижу убогость языка наших литераторов…
Никому так не нравится Саша Ч., как мне.
…Как очерки и фельетоны  М.Кольцова, так эти сатирические стихи.
Очень точные слова, к ним хочется вновь и вновь возвращаться.
Например, в эмиграции: «Только мы – полынь в чужих полях».
Как это не похоже на нашу речь.
Как мы привыкли к приблизительным словам и чудовищным нагромождениям в предложениях.»

--«Прочла, наконец, И.Бунина, 9 том…
В воспоминаниях о Чехове одна страница отводится Горькому.
Она читается как пасквиль, карикатура, а я ей сразу поверила.
Вот одна фраза:
«В 99 году…
Говорил он (Г.) громко, якобы от всей души, с жаром, и всё образами,
и всё с героическими восклицаниями, нарочито грубоватыми, первобытными.»
И ещё:
«Впоследствии я узнал, что он мог вести монологи хоть с утра до ночи
и всё одинаково ловко, вполне входя то в ту, то в другую роль…»

--« Я вспоминала Эчмиадзин и вообще поездку нашу несколько недель неотступно.
Я и сейчас её не забыла.
Эта поездка показала мне ненужность экскурсионной работы, моей работы.
Пока я вижу смысл лишь в работе музейных экскурсоводов,
к музеям отношу и «пещерные города».
Не знаю, как будет дальше.»

--« февраль (1977г.) был теплым,
мне посчастливилось провести экскурсию
на Эски-Кермен (помнишь, Храм 3-х всадников) для Крымниипроекта…
Это была моя первая экскурсия за все годы на Эски-Кермен.
Я страшно боялась вообще и заблудиться в частности.
Но все было замечательно,  аудитория, о которой можно лишь мечтать.

В перерыв они поднимались на башню Кыз-Кум (напротив Эски-Кермен),
а я с несколькими туристами пошла в соседнюю балку искать Храм Донаторов.
Я почти не надеялась, но нашла его.
Он больше всех остальных похож на храм.

Мы договорились со старшей группы,
что я проведу для них шефскую экскурсию в Белогорск,
археологическую
(стоянки неондертальцев и таврский могильник, я рассказывала).
Если они не примут эту экскурсию, эти объекты,
значит, не для кого её вести.

Ищу,
чем бы оживить сухой материал,
как рассказать,
но не знаю, что из этого получится.

Наверное, нужны стихи.
Мне нравятся строки Гесиода (7в. до н.э.) о первобытных людях:

  «Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,
   Горя не зная, не зная трудов.
   И старость печальная  к ним приближаться не смела,
   Всегда одинаково сильны были их руки и ноги.
   В пирах они жизнь проводили.
   А умирали, как будто объятые сном.»

Наверное, люди об этом мечтали всегда:
старость приближаться не смела; умирали, как будто объятые сном.

Как непохоже:
Я впервые увидела смерть совсем недавно. Умер мой отец.
Последние дни перед смертью он так страдал, что я думала: 
« Зачем так жить, лучше умереть.»
Наверное, умирать очень страшно.

Вообще-то, я не хочу об этом говорить – писать,
но должна же я тебе об этом сказать.
…ещё  я думаю: ты удивительная, я совсем другая,
но я дорожу дружбой с тобой.»

--«… опять появилась «охота к перемене мест».  Но…
на Мангупе на меня «нисходит благодать» (как ты говорила),
когда после экскурсии я сижу и смотрю на мысы, долину, небо.
Я люблю Чуфут и Эски-Кермен.
Словом, как пишут в «Пионерскую правду»:
«Дорогая редакция, как жить дальше?»

-- « …Я была как бы на взводе…
Может,
поэтому и не сумела тебе передать своего восприятия Таврского могильника –
он для меня тогда погас.
Все это давно позади.
Изменилась обстановка,
поняла я,
что нельзя поддаваться мелочным неприятностям, 
нельзя копить обиды,
делить людей на белых и красных.
Поняла,
что каждый в чем-то прав, а в другом неправ.
Тебе, наверное,  ближе другой подход.
« Покой нам только снится!»

--« о твоей поездке в Азию…
Я согласна,
что древности не единственное, из-за чего туда стоит ехать,
что общение с людьми необходимо.
И ещё нужен собеседник,
с кем хотелось бы поделиться мыслями об увиденном, об услышанном.»

Шурочка!
«Собеседник ты мой!»
Мне тебя очень, очень не хватает!
Прости за мой «Покой нам только снится!»

                ***

Фото: А.А.Н. на озере Севан.
Армения. 1976г.


               


Рецензии