Путешествия 1 Прибалтика Рига

                Рига.

   Город необычный (впрочем как и все города Прибалтики), необычный своей непохожестью на города России, своей архитектурой, бытом, домами даже простых жителей. Первое, чем меня поразил город - это изобилием зелени в центре города и  необычной чистотой на его улицах. И неплохой  сохранностью старого города. Старый город - это замок, узкие улочки, католические и лютеранские соборы. Органы в этих соборах. Небольшие, уютные кафе. И везде скамеечки, на которых можно отдохнуть  уставшему горожанину и туристу.
   
   Несомненно центром старой Риги является Домский собор. Собор начали строить в 13 веке. За всю свою историю он неоднократно перестраивался. Сейчас собор стоит на большой площади, с которой по многочисленным улочкам очень удобно путешест-вовать по Старой Риге. Одна из них, особенно мне понравилась, это улица Зиргу, узкая, короткая и темноватая улица. По другим узким улицам можно походить с удовольствием, впитывая в себя дух средневековья. Каждая из улиц ведет в прелес-тные уголки старого города.  В соборе расположен отличный орган. Акустика там великолепная. Дважды с  удовольствием был на концерте органной музыки. Орган звучит так торжественно и величественно, что хочется слушать и слушать такую музыку. Но времени на все часто не хватало.  Хотелось посмотреть в городе многое. Одна из улиц приводит меня к пороховой башне. Старому сооружению 14 века, сохра-нившемуся, как мне показалось, в совершенно первозданном  виде. А рядом с башней новое, но вписавшееся в окружающую архитектуру здание музея революции Латвии. Оно было сооружено в 1938 году специально для музейной экспозиции. Что сейчас там находится - не знаю. Бродя по старым улицам города выхожу к Шведским воротам и старым городским стенам. Старые, толстые  стены. Им уже сотни лет, а устояли все же в передряге времен. Вообще бродить  по Старой Риге одно удовольствие. Помню однажды прогуливаясь по Старой Риге зашел в открытый собор, насколько я помню это был собор святой Марии Магдалины. Собор был небольшим, полутемное помещение, наполненное народом. Шла служба. Я встал сбоку от входа в церковь. И меня заво-рожила органная музыка, льющаяся откуда то сверху. Удивительное было чувство спокойствия и умиротворения. Я постоял, послушал музыку и тихо вышел из храма. Меня, человека неверующего, восхитила музыка и камерная, уютная обстановка в этом божьем доме.
   
   В каждом городе есть площадки, с которых можно посмотреть на него с высоты птичьего полета. В Риге такой площадкой  была смотровая площадка собора Петра, размещавшаяся на шпиле церкви. Говорят, там сейчас есть лифт, но я поднимался на площадку пешком (во всяком случае так мне помнится). И еще, я помню открытый склеп в подвале церкви, в котором сохранились останки захоронений. И экскурсоводы показывали нам их и говорили - вот и все, что осталось от человека. Это, по-видимому, было частью атеистической пропаганды, которой в советское время уделяли огромное внимание.  Немного пройдя от церкви Петра попадаешь на площадь Латышских стрелков и видишь современное здание - это музей латышских стрелков, сыгравших большую роль в победе большевиков в России в 1917. Что сейчас в этом музее тоже не знаю. Наверное, какая - либо  экспозиция, прославляющая подвиги латышских эсэсовцев.
   
   В старых городах всегда ищешь кремль, детинец или замок. Есть замок и в Риге. Но вот большого впечатления он на меня не произвел. Довольно-таки скромное здание, расположенное на небольшой территории. В советское время в замке был Дворец пионеров и музей литературы, театра и музыки. Ныне в замке располагается резиденция президента Латвии. В музеях замка я бывал, но честно говоря, сейчас сказать что - либо о той экспозиции не могу. Рига расположена на обеих берегах Даугавы (западной Двины). В пределах города река широкая и полноводная. Через нее перекинуты мосты, но вот набережных, по которым бы можно было бы гулять как по бульварам, нет. Во всяком случае в мою бытность там. На противоположном берегу реки раскинулось Задвинье. Там я был всего один раз. И не очень помню этот район.
 
  Естественно мне запомнился Рижский рынок. Рыба, рыба и еще раз рыба. Вот что меня поразило. Может быть мне так показалось, но именно этим мне он запомнился.  Он даже пропах рыбой. За пределами старого города тоже есть интересные места, парки, театры, музеи.Музеи Риги я посещал мало. Откровенно говоря, мне больше нравилось ходить по городу - это же тоже своего рода музей.
  Долго я в Риге не был, болела мама, бурные 80-е и 90-е годы. И я снова побывал там в декабре 1992 года с женой, мы ездили познакомить ее с моей тётей и ее семьей. Латвия уже отделилась от СССР (да к этому времени СССР уже не существовало). Уже была граница между Россией и Латвией, были пограничники и таможня с той и другой стороны. Но не было еще виз. У нас на границе проверили паспорта (еще советские) и мы поехали дальше. Но всё же ночь нам испортили, т.к. границу мы пересекали ночью и пришлось два часа не спать. После границы локомотив ещё немного побухтел и мы приехали в Ригу. Было уже холодно, но солнечно и не было снега. Нас встретила моя старшая двоюродная сестра Галя и мы поехали к тете в зверосовхоз «Гауя», что в 40 км. от Риги. Тогда уже она жила в большом двухэтажном доме, построенном семьей ее младшей дочери Лены. Тетя уже плохо ходила, большую часть времени проводила у себя в комнате. Мы с женой расположились в большой комнате. Нам предоставили шикарный диван. Жена познакомилась с семьей. Мы с ней гуляли, осматривали местность и поселок. Были в Риге. Тогда в Москве было очень плохо с продуктами, а в Риге было все. В одном из магазинчиков мы обнаружили замечательный творог и наелись им до отвала и принести старшей сестре домой. В Риге было хорошо с продуктами, но плохо с деньгами. В Риге в ту пору было мало народа и мы свободно осмотрели старую Ригу. Через неделю мы уехали в Москву.
   
  Последний раз я был в Риге в августе 1993 года на восьмидесятилетие тети. К тому времени уже для граждан России ввели визовый режим. И мне, чтобы поехать в Ригу, нужна была виза. Я ее получал в посольстве Латвии в Москве. Трудностей не было. Но все же была изрядная очередь на подачу документов. Меня удивило, что визы должны были получать даже латыши, родившиеся на территории Латвии, но уехавшие в Россию (вышли замуж, уехали работать и т.д.). Со мной в очереди стояла женщина. Мы разговорились и по ее речи я понял, что она латышка. Спрашиваю - А вы к кому едете? Она отвечает - к родителям. А почему вы стоите за визой, ведь вы латышка, родители у вас латыши и живут в Латвии. Она ответила, что это не имеет значения, т.к. она гражданка России. Что называется - приехали. И еще - даже тем, кто купил путевки в дома отдыха Юрмалы нужно было оформлять визы. В последний приезд город, внешне не изменившийся, произвел на меня удручающее впечатление. В начале августа, в разгар сезона, он был пуст. Просто пуст. Хотя раньше он изобиловал туристами.  И вообще в центре города всегда было очень оживленно. А сейчас полупустые улицы. Мне как то стало печально и обидно за город. С тех пор я не бывал в Риге. Тем более, что мои родственники уехали на новое место жительства - в Германию.
 
  У меня сохранились слайды, снятые в 70-х годах 20 века. И рассматривая их, я вспоминаю город в котором не раз бывал и гулял по его улицам. Конечно, хотелось бы побывать в Риге еще раз. Но скорее всего этого не произойдет. На нашей планете еще столько интересных мест, что хотелось бы побывать везде.


Рецензии