мои путешествия. эчмиадзин

                МОИ ПУТЕШЕСТВИЯ.
 
                ЭЧМИАДЗИН.

В году 1975-м 
я со своей приятельницей Шурочкой из Симферополя,
я уже не жила в нем,
совершили поездку в Армению.
 
В том числе в Эчмиадзин.
В нем находится кафедральный собор,
все виды обучения в нём,
а также приюты для малышей и стариков,
причем, они объединены.

Там известный музей с копьем,
которым распяли Христа
(правда, говорят, оно в мире не единственное).
 
Музей был закрыт, когда мы приехали,
но в результате наших переговоров
вскоре к нам вышел его директор (А.)
и сам провел нам экскурсию.
 
Он оказался архимандритом 
(второе лицо после католикоса, черный монах),
на вид  молодым довольно и красивым.
Мы с ним  долго беседовали,
а потом он пригласил нас в свое жилище,
чтобы показать чем-то известную картину Христа,
которая ему была подарком.

А. в свое время окончил летное училище где-то в России,
но потом вдруг от всего отказался,
поступил в семинарию, выдержав очень большой конкурс,
по окончании был послан служить за рубеж,
а затем в Эчмиадзин (показал фото всего этого).

С грустью мы покинули его,
но вдруг на 8 марта мне пришло от него поздравление,
после чего последовала переписка,
не скажу, что на всю жизнь.

Лет десять спустя
я по турпутёвке снова попала в Армению,
программа включала и посещение Эчмиадзина, 
послала предварительно А. известие об этом.
 
Но сначала была их столица Ереван,
где мне сменили номер группы,
а в гостинице нас расселили не по фамилиям, а по группам с их номерами…

В общем, мы с ним не встретились.
 
Я только потом поняла, почему:
в гостиницу он приезжал не сам.
 
Я видела, видела странного человека, что-то спрашивающего у  портье.
Запомнила эту странность как бы из другого мира человека, 
но не поинтересовалась, кто он, потому что ждала другого.

Я пишу об этом так подробно,
потому что с этим связаны десяток стихотворений об Эчмиадзине и Монахе,
которые я ему посылала.

*И был Эчми.
В Эчми старинный храм,
Служенье Богу,
Монахи Черные
И мальчики в хору.

Прекрасный храм
С заснеженным двором!
Торжественность могил
И тайность грусти
С радостью твоей нежданной,
Увиденного власть и простота.
               
Но главное - монахи
В душе твоей оставят след:
Одни теплом и добротой,
Другие страстью сохраненной*
               

                *Монаху
Эчмиадзин!
Душа всё уплывает
В тот мир спокойствия, тепла,
И образ Ваш всё выплывает
Из-за Спасителя - Христа!
Вот, сняв наряд свой с головы,
С улыбкой радостной навстречу
Вы устремились.
Полно!
Речи
Здесь, право, не нужны.

И Ваши руки предо мной.
Несильные:
Безвольные - сказала,
Безжизненные - был её ответ -
                подруги.
Ну сделайте же их живыми!
Чтоб удержать,
                держать
И не спускать с небес,
Пусть это делают другие!*

У меня же остались его послания.

А у Шурочки остались воспоминания (из её писем мне): 
--« Я вспоминала Эчмиадзин и вообще поездку нашу несколько недель неотступно.
Я и сейчас её не забыла.
Эта поездка показала мне ненужность экскурсионной работы, моей работы.
Пока я вижу смысл лишь в работе музейных экскурсоводов,
к музеям отношу и «пещерные города».
Не знаю, как будет дальше.»

«…знаешь, поездка в Ереван была
единственным  небезразличным мне воспоминанием в этом году (год спустя)»

«…перечитывала  твои стихи об Эчмиадзине,
не знаю, хороши ли они, но дело не в этом.
Я читала их и волновалась: «в душе твоей оставят след».--

Посылаю и Вам, читающим, из  пожеланий А. мне:
«Лета прошли, их не воротишь. Полны печалей и радостей.
Здоровье и спокойствие да сопутствуют Вам!»

                ***


Рецензии