Бхагавад-гита всем. комментарии бога. часть 9. гла

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 9. ГЛАВА 2. СТ. 51-60. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.


51.Великие мудрецы, непременно вовлеченные в преданное служение буддхи-йогу, отказываясь от плодов, порождаемых кармической деятельностью, освободились от пут рождений и достигли положение без несчастий.

КОММЕНТАРИЙ:

Речь идет о так называемых великий мудрецах, которые жили на Земле или на других планетах в другую эпоху. Бог Кришна периодически спускает в материальный мир Бхагавад-Гиту, где провозглашает основные постулаты Совершенных духовных знаний в ту или иную меру. Но эти знания даются далеко не всем, но тем людям, которые достигли уже вследствие круговорота сансары те качества и ту Милость Бога, которая и позволяет им именно эти знания взять за основу материальной и духовной деятельности, которые и способствуют в итоге выходу за пределы материального мира на духовный план. Эти знания в основном направлены на объяснение изначальной природы души, ее нетленность, на практику преданного служения, на те качества, которые Бог требует от человека, на разные виды духовных практик, включая также и карму-йогу, нацеленную на постоянную медитацию на Бога в процессе любого своего труда, где человек хорошо понимает, что ни сам выполняет работу, но полностью управляем Богом и потому все плоды своего труда непременно посвящает Богу, таким образом развивая милостью Бога состояние отрешенности от материальной деятельности, что и обеспечивает впоследствии выход человека за пределы материального мира на духовный план. О таких разумных людях Бог и говорит Арджуне, ставя их путь в пример и называя их мудрецами, но делая это условно, ибо на самом деле каждого ведет Бог и заслуги человека в его направлении преданного служения и здесь успеха фактически нет. И мудрецами оказываются те люди, которые просто прошли большее число воплощений и Милостью Бога развили те качества, которые и позволили им принять карму-йогу, что есть одно из направлений разумного связующего процесса с Богом, буддхи-йога, и таким образом это дало возможность успешно идти по пути духовного развития, будучи направляемыми Богом Кришной.

52.Когда твой разум, вовлеченный в буддхи-йогу, преодолеет  твои иллюзорные дебри, тогда ты пойдешь по пути безразличия к тому, что услышано, а также к тому, что еще будет услышано.

КОММЕНТАРИЙ:

Пока Арджуна в буддхи-йогу не вовлечен, но Милостью и Волей Бога стоит на пороге этого пути или этого внутреннего процесса, где основополагающим непременно должно быть Слово Бога, авторитетное Мнение Бога, которое человек, достигший уже определенных качеств и заслуг перед Богом, получает или непосредственно от Бога или через Святые Писания, изложенные и записанные, как сокровенные духовные знания, Веды. Но Святых Писаний еще нет в полном объеме и оформленном виде для людей данного периода и следующих поколений, и эти Писания только начинает получать Арджуна, являясь первопреемником на данный период исторический период. Но, получая их именно из Рук Бога, постепенно Милостью Бога усваивает их самым лучшим образом, и Волею Бога ему предстоит быть первым звеном в этой новой парампаре ученической преемственности, которой и надо будет передавать эти знания тем, на кого, по сути, и будет указывать Бог.
А пока разум Арджуны еще должен Милостью Бога осознать, в чем его иллюзорные дебри, что и отчасти происходит теперь, накануне сражения, когда Арджуна дает оценку своим материальным вожделениям касательно царствования и, обобщая свой опыт, понимает, уже обязан понимать, что любая борьба за власть, славу, деньги, богатства непременно увенчивается войнами и прочими бедами для человека, для общества и его процветания. Бог указывает ему цель буддхи-йоги, этого умственного, направленного на Бога процесса. Это – отрешение, как та ступень духовного развития, которая неминуемо и выводит за пределы материального существования на духовный план.

53.Когда, благодаря практическому применению ведических знаний, твой разум будет оставаться непоколебим и неизменным в состоянии самадхи (в самопогружении), тогда ты достигнешь успеха в йоге.

КОММЕНТАРИЙ:

Надо понимать, что Бог дает Арджуне некоторые предварительные  духовные знания или ориентиры, которые должны акцентировать внимание Арджуны ни на Совершенных знаниях, как таковых и ради их самих, но непременно сразу и однозначно Бог Указывает на то, что из них практически надо извлекать и  применять тотчас (согласно ситуации, которая их запрашивает), как только человек с ними ознакомлен, ибо, если Бог дает человеку совершенные знания, значит, человек уже почти готов качествами, определенной материальной и духовной практикой эти знания применять и ему остается  мобилизовать себя, войти в Бога в себе и в Боге найти ответ, как это сделать реально, как начать эту практику тотчас, не теряя времени, осознанно. Т.е. надо достичь отрешенности ( ситуация запрашивает отрешенности именно в сражении). А это возможно только при непосредственной и незамедлительной работе со своим умом и разумом, не откладывая, начав его контролировать и этим входя в состояние сотрудничества с Богом, и Бог будет давать эту почву для контроля, будет ЧТО именно контролировать; и надо идти этим путем не отклоняясь, постоянно,  и днем и ночью, как бы Бог мысль не уводил, как бы ни привлекал прочими материальными посулами и благами, как бы Бог не давал препятствия в виде и событий, и  со стороны других людей в тех или иных материальных играх и ролях, как бы также Бог не давал некоторые помехи и недочеты в самой практике преданного служения. Постоянно надо быть начеку, сделать это за правило не только во время сражения, использовать все, что только ни дает Бог – и работу, и долг, и обязанности, и общение, и во время еды,  и во время благотворительности, аскетизма, отдыха, и во время изучения Святых Писаний и пр. Это состояние отрешенности не достигается в одночасье и ни есть некое благостное состояние самадхи, а есть полноценный и непростой труд, не имеющий границ и не имеющий причин, чтобы от него отойти. Ибо, как бы и чем бы Бог преданного и так старающегося человека ни искушал, как бы трудным не делал этот путь отрешения, но никогда он не пойдет на спад и не будет оставлен и не увенчается умиротворением и состоянием самадхи. Ибо, если Бог уже повел человека, то это будет до конца и в случае с Арджуной, где Бог Лично передает ему Знания и Указания, и в случае просто  начала преданного служения и здесь усилий и преодолений для любого человека.

В любом случае Бог на человека посмотрел и повел, и это уже процесс необратимый, даже если есть некоторые перерывы или видимость возвращения в материальный мир… и никак один путь в своем главном направлении не отличен от другого, поскольку везде Бог работает с человеком Лично и очень хорошо ему это показывает и дает ему знать Божественными средствами. Что также касается успехов в йоге, то это просто стимул, это ведущее вперед обещание Бога. На самом деле продвинутый и понятливый преданный должен всегда знать, что осознание успеха или везение в связующем процессе есть не более как работа иллюзорных энергий Бога.

54.Арджуна сказал.
О, Кешава, какая речь у того, кто пребывает в этом совершенном знании? Кто в состоянии самадхи? Что говорит тот, кто утвердился разумом? Как он сидит и как он ходит?

КОММЕНТАРИЙ:

Каждый человек, считающий себя религиозным, занимающийся в той или иной мере духовной практикой через практику преданного служения, если он стоит не на очень высокой ступени своего материального и духовного развития, подвержен любопытству относительно того, на какой ступени своего именно духовного развития он стоит теперь, как о нем думает Бог и как Бог оценивает его старания. Постоянно поклоняясь Богу и постоянно преодолевая условности материального мира и здесь все связи и отношения, как и посулы, человек находится в понимании, что он ведет усиленный аскетический образ жизни, что именно ему Бог шлет самые изощренные страдания и он вынужден их преодолевать порою с немалыми материальными потерями, также устойчиво находясь во внутреннем конфликте, ибо постоянно оказывается должен материальному миру и никак не может без Воли Бога расплатиться; он, такой религиозный человек, полный и отчаяния и  имеющий утешения, постоянно задумывается о том, на какой же ступени он находится теперь, ибо выход на связь с Богом в себе не упрощает, но значительно как бы усложняет его жизнь и потому возникает понимание, что, преодолевая, находясь постоянно перед Лицом Бога, он, несомненно, идет семимильными шагами в своем духовном развитии и непременно сегодня выше, чем вчера, и т.д. и у него нет сомнения, что он высоко стоит, что он многое уже осознал, что и, страдая, он постоянно поддерживается Лично Самим Богом, выходит на связь и никак не сомневается, что Бог его слышит, видит, ведет, постоянно помогает и как бы отмечает вехи его подъема, порою в таком мышлении не желая ставить в счет, что все перед Богом абсолютно равны, и  все, чего бы он ни достиг, все есть ни его личная на то заслуга и также и самое главное, как бы человек ни старался перед Богом, как бы ни проявлял усердие в преданном служении, он еще духовно слаб, неразвит и считается по всем счетам стоящим на достаточно не высокой ступени своего материального и духовного развития, соизмеримой со ступенью даже тех, кто занят чисто материальной деятельностью, и только один Бог знает доподлинно ступень каждого. Поэтому нет абсолютного ответа на вопрос, как именно проявляет себя человек, который пребывает в совершенном знании, кто утвердился умом, кто находится в состоянии самадхи, ибо нет полностью утвердившихся в Абсолютных знаниях, нет и тех, кто утвердился разумом всецело, как и нет пребывающих  в самадхи непрерывно и заслуженно. Проявляя даже в духовном видимый прогресс в назидание или в пример другим, человек на самом деле как был, так и остается далеко несовершенным; и Один Бог знает, куда его приведут его так называемые заслуги перед Богом; даже низшие планеты не исключены для того, кто с большим рвением занят преданным служением, ибо для этого достаточно и самого малого самовосхваления и перед людьми и перед Богом, и не только.

Но, тем не менее, нужен маяк, нужна цель и такие люди как бы в пример подаются и в данной жизни считаются авторитетами, духовными лидерами и наставниками. Их старания превозносятся и их как бы успехи освещают путь и другим, ибо так принято в материальном мире, и Бог такие инструменты использует, чтобы поднять дух  следующих за ними людей и придать  себе уверенность и силы. Но после их смерти их продолжают чествовать на Земле и следовать их примерам. Не зная, что многие отнюдь не направлены на духовный план и снова воплотились в материальном мире добирать те или иные качества и часто направленные на принижение именно эго через путь страданий, унижений, бедность, аскетизм и бесславие, а то и через наказуемую греховную деятельность немалого порядка. И, тем не менее, Бог дал вопрос Арджуне, ибо в этом есть смысл также и непременно будет дан ответ. Должно быть понятно, что мотив у Арджуны – понять, а на какой ступени духовного развития стоит он, что ему уже свойственно и какой базис за плечами, ибо действительно, это может знать только Бог, и также ему, Арджуне, как ему думается, это пойдет на пользу, ибо тогда понятно, с чего начинать свою реализацию. Арджуна во всех своих вопросах как бы исходит и из личной заинтересованности, но через него Бог отвечает на вопрос такого порядка всем, ибо каждому в свое время эта тема, это направление мыслительного процесса будет дано, и знания человека, полученные из диалога Бога с Арджуной, будут тем, что будет Милостью Бога человеку и освещать его путь в его индивидуальных усилиях.

55. Шри Бхагаван Сказал.
О, Партха, тот, кто отказывается, даже если желает, от всего, что предлагает ум, кто, непременно, удовлетворен в себе умом, он, сказано,  пребывает в совершенном знании.


КОММЕНТАРИЙ:

Если человек действительно пребывает в совершенных духовных знаниях, такой человек непременно должен быть преданным Бога Кришны и также непременно должен проходить очень серьезную духовную практику, ибо в противном случае Бог не даст человеку ни изучать эти Святые Писания и ни даст ему устойчивый интерес и желание заниматься духовной практикой. Но чтобы человек получил такую Милость Бога, необходимо, чтобы, еще находясь в материальном мире и привлекаясь материальными играми и ролями, он непременно проявлял постоянную добродетель и вел аскетический образ жизни. Также такой человек не должен иметь очень большие кармические долги перед Богом, должен вести простой образ жизни и быть человеком религиозным в той мере, которая была бы достаточной, чтобы поклоняться Богу и впоследствии  стать преданным именно Бога Кришны. Однако, и этого не достаточно. Чтобы человек мог войти в такие совершенные духовные знания, он непременно должен несколько остыть к наслаждениям материального мира, и совершенные духовные знания Вед  как бы должны найти в нем отклик во многих направлениях, делая его убежденным преданным Бога Кришны, видящим, что религиозные требования и постулаты Вед никак не вызывают в нем никакого сопротивления, а, напротив, отвечают уже его внутренним потребностям, его опыту, его чувствам, качествам и пониманию в  достаточно хорошей мере. Поэтому, каждого к совершенным духовным знаниям ведет Бог, и только Бог Знает, на сколько человек готов принять совершенные духовные знания и начинать именно через них мыслить, проповедовать, видеть, объяснять события, как в своей жизни, так и в жизни других людей. В таком случае можно говорить о том, что человек расположен в совершенных духовных знаниях, что его качества полностью им соответствуют и в этих знаниях укрепляются, как и развиваются. Это – путь к тому, чтобы совершенные духовные знания начинали питать, пронизывать и развивать человека, работая преимущественно на его выход из условного материального мира на духовный План, что в свое время также будет решено только Богом.

Но такой человек обладает многими достаточно устойчиво проявляющимися качествами, которые как бы характеризуют этого человека. Но при этом можно сказать, что есть разница между проявлением человека, расположенного в совершенных духовных знаниях и проявлением человека, утвердившегося в этих знаниях. Но эти ступени и эту разницу, как и проявление, Знает только Бог. И надо также понимать, что абсолютного различия в проявлении таких людей не существует. И то, что проявляет один человек, может очень скоро и гораздо точнее проявить другой, ибо Один Бог знает духовный потенциал и резервы человека; и потому такие вопросы лучше не задавать, но только как то, что как бы ориентирует человека и помогает ему точнее понимать, что главное в качествах человека, или что хочет видеть Бог в качествах человека, практикующегося в преданном служении и нацеленного на свое  дальнейшее духовное развитие.

Приведенные стихи указывают некоторые качества, которые ориентировочно обязаны проявляться уже у человека, идущего по пути преданного служения, изучающего Святые Писания и заботящегося о том, чтобы удовлетворить чувства Бога. Но эти качества  у каждого, пребывающего уже в совершенных духовных знаниях человека, разные, имеют степень отличия и каждый преданный Бога Кришны имеет свой набор тех или иных качеств; все идут к Богу индивидуально и отнюдь не равным образом. И как, по каким признакам Бог ставит их на тот или иной уровень, знает Бог. Но устремляться все же к отречению в форме отказа от материальных благ, крайне необходимо. Но вопрос удовлетворения в себе – это блажь. Бог не дает в материальном мире и секунды человеку на мир в себе или удовлетворение, и все мгновения пребывания в материальном мире непременно надо использовать на развитие живых существ, и эта работа Бога индивидуальна, неизменна, не простая, ибо каждый имеет перед Богом неисчерпаемые долги и их надо искоренять через страдания и преодоления, как и постоянные потрясения, где о мире и удовлетворении в себе говорить не приходится и излишне.

Но и не секрет, что человек, занятый преданным служением, знающий Бога, изучающий Святые писания, старающийся перед Богом, непременно оберегаем Богом, но уникально, но с большой для него пользой, дающей развитие прежде всего  качеств и понимания своей конечной цели. И именно это,  именно такое внутреннее расположение делает человека  более спокойным, уверенным, его ум перестает метаться в дебрях посулов материального мира, он обретает  большую надежду и  в некотором роде и удовлетворен в себе, ибо круг его материальных игр и ролей стягивается в точку и он как бы, все посвящая Богу, уже не может повернуть свой путь вспять, перестает радоваться материальному существованию, его воротит от секса, увеселений, мяса, от денег и всего, что так привлекательно для материалистов.



56. Тот, кто спокоен умом в страданиях трех видов и не стремится к счастью, кто свободен от  привязанности, страха и гнева, утвердился разумом и называется мудрецом.

КОММЕНТАРИЙ:

Бог Кришна очень хорошо Знает уязвимые места каждого человека, а потому быть в страданиях трех видов непробиваемым по сути никому не удается, ибо это мешает Богу развивать живое существо, на какой бы ступени материального и духовного развития он ни стоял. Если человек спокоен умом, не потрясается, не плачет и не рыдает, не паникует, не печалится, вообще не уязвим, он ничего не возьмет к сведению, не извлечет нужный урок, не сдвинется с места никак и ни при каких условиях. Такого мира в себе и неуязвимости Бог не дает живым существам ни в материальном мире и ни на духовном плане, ибо все должны развиваться именно через путь страданий и преодолений, а что менять в человеке – это Знает доподлинно Бог, и никогда не бывает так, чтобы человек был совершенный и абсолютно независимый или не уязвимый. Бог для каждого и тем более для преданного дает такие потрясения, через такие инструменты влияет, такие создает обстоятельства и безусловно вовлекает в такие игры и роли, где хотя и нет материальных вопросов для их разрешения, но есть борьба и есть не слабый путь преодоления, как и есть непременно что извлечь каждому. Поэтому не следует заблуждаться по поводу спокойного ума преданного.

И самый (условно) продвинутый религиозный человек знает, что ему бывает очень не просто, и порою до такой степени, что никакие молитвы ему не помогают, никакое упование на совершенные духовные знания, ни понимание своей конечной цели, ни то, что все приходяще… Но потом человек все же Милостью Бога видит, что каждое потрясение раздвигает его границы мышления и качеств, хотя порою человек и не может толком осознать, какой урок он извлек и какой долг отдал Богу. Но почивать на лаврах невежества Бог не даст ни преданному и ни материальному человеку.

Что касается счастья. Как бы человек ни был умудрен и жизнью, и материальным и духовным опытом, но в той или иной мере, в определенной сфере своей деятельности или в некоторых вопросах в жизни он все же желает себе и мир, и удовлетворение, и по сути счастье. Счастье преданного отнюдь далеко не всегда упирается в плоды преданного служения. Бог Знает, что преданным нужны и деньги, и некоторые материальные блага, и некоторые разрешения, и некоторое положительное общение и не только между собой, как и еда, одежда и необходимое и не необходимое, и далеко не всегда человек знает грань между лишним и необходимым или тем, что только для поддержания тела. Поэтому даже как бы суженное счастье преданного существует в его понимании и напрочь от него не отказывается человек ни в материальном мире, ни на духовном плане.

Т.е. при всем своем старании в преданном служении и духовных практиках, человек, находящийся в материальном мире и полностью зависящий от материального тела, ума и чувств, не может полностью или абсолютно предаться Богу и понимать свою зависимость от Бога (хотя на самом деле непрерывно зависит от Бога), но надеется на себя, на окружение, на события, на свой труд, на благоприятный исход, желая себе и некоторое удовлетворение, и некоторое счастье. Поэтому абсолютного отрешения от счастья не может быть в материальном мире. Желания и потребности человека и его близких могут опережать его ум и разум, понуждая иногда и несколько не смотреть на совершенные духовные знания, что делает человека вечным грешником при всем при том, что он постоянно, будучи преданным Бога Кришны, стремится смотреть на вещи и смотрит через призму Святых Писаний и неприхотлив, и аскетичен, и добродетелен.  И Бог это знает. Другое дело, что такое отрешение мудрствующий может строить в своем уме и поздравляет себя с успехом, что не очень устремлен к счастью, которое необходимо материалисту. Может и так. Но все же есть те элементы счастья, которые Бог и для него, для старающегося в Боге человека, называет счастьем и тоже относит к излишествам. Но есть отрешение и самоистязающее, проявляющееся в желании полностью и абсолютно предаться Богу Кришне. Но и это Бог не позволит. Это уже искушение Бога. Это уже прекращение борьбы и преодолений. Богу надо, чтоб живые существа боролись и даже будучи в строгой вере; и так и будет. Поэтому, уклониться от счастья (в условном его понимании и восприятии), как некоторого элемента удовлетворения чувств и надежд, невозможно в материальном мире или от стремления к нему; и каждый свою дозу счастья всегда получает: и аскет, и материалист, и преданный, и любой другой человек, каким бы ни был его путь; и этот вопрос, по сути, кажется, что решает человек. На самом деле этот вопрос для каждого решает только Бог.

Также, человек, преданный Бога Кришны, лишь условно свободен от привязанности, страха и гнева. Но и возврата к материальной здесь разнузданности Бог не дает, но постепенно ослабляет все стимулы и причины  к материальному проявлению себя. Но это Милость Бога, это также результат стараний преданного, но не плоды стараний, как таковые, никак не заслуга самого человека. Это дает Бог старающемуся. Все из Рук Бога, все воздержания.

Но Бог дает старающемуся постепенно, по мере его преданного служения, и это выглядит как результат его духовной практики. Но все плоды – дает только Бог, постепенно их закрепляя, делая человека уже устраненным от материи, ибо пора переводить его на духовный путь, на духовный быт, на духовные желания и чувства. Т.е. надо всегда понимать, что ни сам, ни своими хоть какими усилиями, но Бог, Воля и План Бога, так Бог работает с материальным творением, постепенно его одухотворяя и направляя к Себе. Утвердиться разумом также без Бога человек не может. Только Бог дает такой путь, но тому, кто уже готов. А эту мерку Бог Знает на каждого. И здесь никак не миновать старания, усилия, само преданное служение… Иллюзорные энергии говорят даже преданному, что именно благодаря его старанию перед Богом он достиг те или иные качества. Так надо сказать ему. Но и Истину он должен понимать. Все дает только Бог. И удерживает только Бог. Но Бог смотрит на старание человека и Сам дает это старание.

57. Тот, кто ко всему относится без очень большой любви (привязанности), кто, достигая благоприятное и неблагоприятное, не очень просит (молится) и не завидует, его совершенное знание утвердившееся.

КОММЕНТАРИЙ:

И опять же. Все эти признаки (отношение ко всему без большой любви, равное отношение к благоприятному и неблагоприятному, воздержание в молитвах и просьбах, отсутствие зависти) дает верующему, преданному Бога Кришны, только Бог. Дает, как результат его стараний в преданном служении, как результат длительности преданного служения, как результат усердий. Что от человека требуется, чтобы это Бог ему дал? Если очень строго говорить, то почти ничего. Все происходит автоматически. Именно к Богу Кришне идут все, без исключения через практику как материальной жизни, так и преданного служения, и все качества и  все интересы здесь взращивает от рождения к рождению только Бог, ставя человека в те или иные условия, проигрывая с ним те или иные игры, отводя от одних желаний и давая вкусить плоды других, давая и старание и леность, успех и не успех, осознание и неосознание и так работая с человеком, что на определенном этапе своего развития он начинает осознавать свой путь, свою цель, свои ценности, которые постепенно шаг за шагом Милостью Бога и начинают направлять к пути достаточно осознанному, называемому сотрудничеством с Богом. Все строго в свое время, все расписано для каждого и каждому свои сроки.  И здесь нет особо старающихся, особо преуспевающих или особо контролируемых и оберегаемых Богом. Все идут друг за другом, след в след, даже проигрывая абсолютно разные игры и роли. И то, что один усвоил сегодня, завтра усвоит другой, и нет и не может быть в этом сомнения.

Именно Бог дает вкус к преданному служению, именно Бог дает устремление к постижению совершенных знаний, именно Бог дает человеку возможность и желание контролировать себя, каждому в своей мере и по возрастающей. Невозможно сказать человеку, кто из двоих выше в плане духовного развития, как бы и кто себя не проявлял. Это визуально не видно. Но все складывается таким образом, что в итоге человек получает от Бога бесстрашие, миролюбие, не привязанность, терпение и смирение, умение преодолевать страдания, умение полагаться на Бога, контроль желаний и чувств,  свободу от зависти, гнева, равное отношение к благоприятному и неблагоприятному. И все это в свое время и в результате только и единственно Воли Бога на то.

Такой человек как бы (опять же) считается утвердившимся в совершенных знаниях, достигшим на основе этих знаний качества, угодные Богу. Но надо знать, что нет заслуг человека, как таковых, в таком изменении. Все дает Бог и удерживает, и знаниями и опытом обосновывает, закрепляет в сознании. И если у кого-то имеется изъян, то иногда Бог может так с виду поднявшегося человека очень не слабо опустить в следующем рождении, что и все его духовные достижения в прошлом рождении не помогут (хотя и никуда не денутся)… вплоть до рождения в теле животного, куда он может отправиться за достижением одного единственного недостающего качества, но так необходимого для преданного служения.  Но если сознание человека уже так переформировалось, что человек абсолютно на такой поворот никак не посмотрит, никак не будет переживать, что еще не попадает на духовный план, если в любых жизненных ситуациях он прежде всего предает себя Богу, то он все же считается несколько окрепшим в своих качествах и в совершенном знании, но и опять же… в какой степени и в какой степени его другие качества развиты -  это Знает только Бог.

Просто такой расклад Бог Арджуне не делает, не Указывает ему, что этот вопрос по сути не имеет практического смысла, но  использовать его для ориентира, на что следует направить усилия человеку, - это можно. Хотя, все приоритеты в человеке расставляет Бог и даже поставив перед человеком незначительную цель, иную, чем здесь показана, Бог может привести человека к результату очень и очень как бы благоприятному в плане его качеств. Все решает Бог абсолютно индивидуально и не факт, что именно с указанной здесь цели и начнется духовное становление человека, как и утверждение его ума в преданном служении


58.Также, когда человек, подобно черепахе, легко вбирающей под панцирь все вместе свои конечности, убирает чувства от объектов чувств, его совершенное знание утвердившееся.

КОММЕНТАРИЙ:

На самом деле этого мало и мало. Но для Арджуны так сказать  можно. Дело не в том, что человек должен легко отказаться от объектов чувств, но и объекты чувств должны вызывать в нем невыносимое негативное состояние, достаточно болезненное или даже мучительное. Он перестает наслаждаться всеми объектами материального мира, его взгляд ни на чем не может остановиться. Но в то же время нет никакой враждебности к материальному миру и к тем, кто благами материального мира согласно своей ступени материального и духовного развития и согласно Воле Бога еще пользуется. Чувства человека обретают как бы подвешенное состояние. Они не могут быть направленны на материю ни в каком виде и не могут быть полностью направлены на духовное, ибо это не позволяет тело и уход за ним, как и поддержание, включая тела и других людей, также детей. И даже в таком случае говорить об утвердившемся знании невозможно. Ибо и это состояние отрешенности и не слабой дает человеку Бог, и далеко не всегда это уже опытные преданные, но Бог дает такое состояние и тем, кому можно это чувство как бы опробовать, приложить к себе и кому Бог дает такой иллюзией духовного развития насладиться, поставив ее в себе за цель и причину духовного старания и радения. Но для Арджуны такой путеводитель в пути духовного развития необходим и Бог дает ему такую цель, ибо в моменты слабости или сомнений, Бог напоминает и наслаждает памятью о таком весьма непростом внутреннем состоянии преданного, которое направляет человека мыслью на преданное служение и здесь старание и цель.

59.Воплощенный практикует воздержание от объектов  чувственного наслаждения, отказываясь от вкуса, хотя вкус к ним еще остается. Но, испытав высшее наслаждение, прекращают (испытывать вкус к материальным наслаждениям).

КОММЕНТАРИЙ:

И снова надо понимать, что воплощенный не может сам практиковать воздержание от объектов чувственного наслаждения, хотя иллюзорные энергии, Волею Бога работая неустанно над каждым, именно такую иллюзию и создают, давая человеку как бы устремление к наслаждениям, давая ему мысль, давая чувство воздержания, давая ему цель, практикуя это постоянно, настраивая на это постоянно, именно Волею Бога давая понимание о привычке и возможности устоять от соблазнов, в итоге дают иллюзию победы над чувствами и понимание, что это возможно, что без источников наслаждения можно существовать, что это  посвящается Богу, есть  путь преданного служения. Все это имеет анналы в животном мире, где Бог учил воздерживаться и уметь приспосабливаться живое существо на достаточно низких ступенях материального развития и далее в теле человека. Т.е. ни одним трудом и совершенными духовными знаниями человек достигает качества аскетизма, так постепенно вырываясь из цепей и наслаждений и посулов материального мира, перестраивая свой организм на более простые потребности и существование, ибо, иначе, человек не будет приспособлен для жизни на духовном плане и его мысли будут постоянно направлены на удовольствия, что непременно препятствует духовной реализации живого существа, осознанию им своего изначального  положения перед Богом. Пора преданным Бога Кришны точно знать, как они идут к Богу и что стоят их усилия в этом направлении, как и Кто обуславливает этот успех и какова роль самого человека. Надо хорошо усвоить, что нет заслуги человека и быть не может. Каждому в Плане Бога прописано, когда, на основании чего, вследствие каких материальных игр и ролей человек будет вовлечен в преданное служение, какими он качествами будет обладать, какие пути преодолений его ожидают впоследствии, каким образом он будет проходить путь аскетизма и добродетели, в чем человек будет как бы стараться и в чем у него будут неуспехи и как он их будет преодолевать и за счет чего будет появляться видимость для него своего успеха и подъема. Все в Боге и о каждом расписано помгновенно. Бог дает энергии, окружение, мыслительный процесс, дает мыслью этапы духовных интересов, вовлекает в определенные планы развития, дает изучать и акцентировать внимание на тех или иных разделах Святых Писаний, дает  каждому строго свои пути постижения Святых Писаний, свой выбор духовных практик и здесь приоритеты.

Человек просто управляем, как энергия Бога. Каждому дается свой результат,  свой успех, свои ошибки… Именно это должен понимать преданный и о себе и о других, все более утверждаясь в том, что каждого и Лично и неизменно к Себе ведет Бог. А потому, всем достичь Божественной цели, и никто фактически, на какой бы ступени духовного развития не стоял и как бы ни казался выше и удачливее других, никто перед Богом не значимей, никто больше или меньше усилий в плане преданного служения не прилагает, но каждый виден на своей ступени, и иллюзорные энергии Бога дают понимание, что одни выше, другие слабей, третий в самом начале. Все идут  в одном направлении, всех ведет Бог и все достигнут в Боге то, что и наметил Бог изначально. Заслуг человека по большому счету в преданном служении нет и нет. Только Бог и Воля Бога. Других причин нет и быть не может. Поэтому не воплощенный практикует воздержание, а так его ведет Бог, и без Воли Бога никто и глазом не моргнет и не осознает, и никакие знания не осилит. Но и тогда и теперь это можно было знать  не в полную меру, ибо человек все же хочет, чтобы активность исходила от него. Бог дает это понимание. Но тот, кто хорошо видит, что он ведом и полностью в своих усилиях зависим и направляем Богом, такой человек, можно сказать, опережает по своей ступени духовного развития невидящих это. Но что понимает о себе человек – и это далеко не каждый может знать, ибо не следует никогда забывать, что полностью  все о каждом знает Бог. А потому необходимо стараться и не более того. И не стремиться сравнивать себя с другими или понять свою собственную ступень. Мыслящий о ступени материального и духовного развития преданный, считается, занят греховной деятельностью, что не благоприятно для удовлетворения чувств Бога.

60.О, сын Кунти,  когда чувства снова пытаются овладеть таким проницательным человеком, он эти возбуждающие чувства с силой бросает на свой ум (контролирует, сжигает умом).

КОММЕНТАРИЙ:

И это снова работа Бога. Бог дает человеку, изучающему Веды и занятому в активном преданном служении, дает обозревать именно те объекты материального  мира, к которым у него еще имеются устремления, и Бог достаточно точно знает, где и в чем человек слаб, хотя иногда человек думает, что уже привязанность к этим объектам наслаждения значительно поубавилась и он в состоянии себя контролировать и убирать свое чувства от объектов чувств не менее, чем черепаха  в мгновение убирает свои конечности под панцирь. Но так бывает далеко не всегда. Бог искушает человека, давая ему вожделение там, где он и не ожидает, и очень часто это повторяется регулярно и в разных вариантах. Поэтому не чувства пытаются овладеть таким разумным человеком, а Бог его ведет и возбуждает его чувства материальными иллюзорными энергиями, порою делая человека абсолютно беспомощным, не имеющим возможности им некоторый период противостоять. Далее, Бог посылает мыслительный процесс и те энергии, где человек начинает себя бичевать, понимая, что  надо более активно бороться со своими чувствами и таким образом Бог увеличивает бдительность человека, делает его более решительным, помогая ему понимать, что от него самого многое зависит и он обязан, желая успех, сотрудничать с Богом, призывать все свои сокрытые резервы, как и знания, как и обеты. Такая работа Бога ведется  с каждым и повсеместно, и Бог учит человека тотчас обращаться к своему уму и здесь пытаться вспоминать совершенные духовные знания до того периода, когда этот процесс станет автоматическим, когда человек, почувствовав соблазн, тотчас будет реагировать отказом, не анализируя ситуацию, не просматривая для себя утешительные или оправдательные варианты, когда такая решительность станет сутью человека, его способом быстрой реакции и до того, когда вообще никакие материальные блага ни в какой форме и ни в каком проявлении вообще не смогут коснуться ума человек, когда  будет отброшена всякая необходимость свои колеблющиеся и не утвердившиеся чувства с силой бросать на свой ум, ибо материя в человеке в любом виде будет вызывать только отрицание абсолютное, где уже не будет огня ума и чувств, но будет высочайшая твердость разума, где материя уже не будет беспокоить абсолютно. И такое иллюзорное состояние Бог дает человеку. Это его рабочее состояние, его проявление духовной ступени. И все это работа только Бога. Но уникальная, не постижимая, абсолютная.


Рецензии