Тёща

 
Фото: Ивашина Е.Ф.с внуком

Обычно тёща, живущая вместе с дочерью и зятем  в России, а может быть и в других странах, является для зятя врагом номер один после Америки!

Во многих случаях семьи, особенно молодые, распадаются, как правило, не без участия в этом процессе тёщи. Её постоянное вмешательство в жизнь молодой семьи, стремление бесконечно поучать  в первую очередь зятя, а потом и свою дочь, или одновременно обоих, приводит, в конце концов, к тому, что молодые или вынуждены снимать квартиру и жить отдельно, или уезжать далеко и надолго.

Молодые жены, как мне кажется, тоже не всегда хотят жить с родителями мужа.

Лично я считаю, что прежде чем идти во Дворец бракосочетания, жених и невеста, их родители должны точно знать, где или с кем будет жить молодая семья.
 
Но оказывается, что тёщи бывают не только врагами для мужей их дочерей, а иногда оказываются просто прекрасными людьми, приносящими в семью спокойствие, мир и любовь, помогающими детям правильно строить взаимоотношения, умело гасить возникающие мелкие житейские конфликты.

Мне повезло. Моя тёща Екатерина Федоровна Ивашина  была изумительным человеком, хотя её жизнь  была  необычайно сложной и трудной. Она прожила с моей семьёй  в мире и согласии более 30 лет до самой смерти.

Я хочу рассказать о ней, основываясь на ее воспоминаниях, рассказах моей жены Тамары, своих наблюдениях. Она этого заслуживает. В своем архиве я нашел её автобиографию, которую она написала для отдела кадров в 1952 году. Автобиография помогла мне в работе над этими воспоминаниями.

Екатерина Федоровна родилась в 1912 году в Полтавской губернии в семье путевого обходчика. Её отец Ивашин Федор Маркиянович всю жизнь работал на железнодорожном транспорте путевым обходчиком, мать - дежурной на железнодорожном переезде.

Екатерине Федоровне было семь лет, когда в 1919 году умерла ее мама. Отец остался с тремя девочками на руках. Старшей дочери Галине было всего одиннадцать лет. Жили они тогда на станции Джанкой Херсонской губернии.
 
В 1922 году отец женился повторно на уроженке Курской губернии Сергеевой Пелагее Ивановне и вскоре был переведен к месту её жительства, на станцию Ржава, где продолжал работать путевым обходчиком.
 
Закрепленный за ним участок железнодорожного пути был лучшим на Южной железной дороге. Недаром, царь, возвращаясь с Кавказа в Москву, обратил особое внимание на идеальное содержание железнодорожного полотна и прилегающей к станции Ржава территории, и наградил Федора Маркияновича золотым рублем.

Екатерина Федоровна в 1929 году окончила 7 классов. В школе её приняли в комсомол. Поскольку средств  для продолжения её учебы семья не имела,  с 1930 по 1932 год она работала в школе старшим пионервожатым.

В связи со сложными  отношениями в семье Екатерина Федоровна в 1930 году была вынуждена уйти от родителей.

В 1931 году она вышла замуж за Селезнева Владимира Прохоровича, а 1 августа 1932 года родила дочь Тамару, мою будущую жену.
 
Три года Екатерина Федоровна работала старшим воспитателем в интернате железнодорожной школы станции Ржава. Затем райком комсомола направил её на работу в районный универмаг на должность заведующей секцией.

Отец Екатерины Федоровны Ивашин Федор Маркиянович умер в 1937 году.
 
В 1938 году она заочно окончила дошкольное отделение Щигровского педагогического техникума и работала сначала воспитателем в детском саду, а затем заведующей детским садом.
 
Екатерина Федоровна была, как говорил герой одного из известных фильмов, «комсомолкой, активисткой, спортсменкой» и в 1940 году её приняли в члены ВКП(б).
 
Когда в 1941 году началась война, её мужа призвали в армию и отправили на фронт. Екатерина Федоровна с дочерью в 1942 году были вынуждены  эвакуироваться в Северный Казахстан.

После возвращения из эвакуации Екатерина Федоровна работала в универмаге, билетным кассиром на станциях Ржава и Солнцево, начальником вокзала станции Ржава.
 
Муж Екатерины Федоровны Селезнев В.П. на фронте женился на медсестре и в семью не вернулся. Она сама растила и воспитывала дочь Тамару. Своего жилья они не имели, скитались по поселку, снимая комнату или «угол».

В 1954 году я окончил Военно-медицинский факультет при Харьковском мединституте, женился на дочери Екатерины Федоровны Тамаре и получил назначение в Дальневосточный военный округ.

В марте 1955 года Тамара родила сына. Как только мы сообщили Екатерине Федоровне о рождении внука, она тут же уволилась с работы и приехала к нам в поселок Корфовский Хабаровского края. Это было примерно в апреле или мае 1955 года.
Тогда же мы с женой стали называть её «баба», хотя ей было всего 43 года.

С этого времени она кочевала с нами по Дальнему Востоку: поселок Корфовский, город Шимановск Амурской области, Хабаровск, поселок Шкотово Приморского края.

Когда мы жили в городе Шимановске, родился сын Олег, у которого диагностировали тяжелое заболевание нервной системы.
 
В 1964 году меня перевели в город  Тамбов,  откуда я был направлен в Ленинград  на двухгодичный факультет усовершенствования врачей при Военно-медицинской академии им.С.М.Кирова.

В семейном общежитии академии места для моей семьи не нашлось. После долгих поисков на Малковском квартирном рынке Ленинграда мне удалось снять две комнаты в поселке Лахта в частном доме с печным отоплением и удобствами на улице. Если бы не баба, вряд ли мы  с женой смогли в тех условиях так ухаживать за больным младшим сыном, как это делала она.
 
По окончании учебы я был назначен начальником неврологического отделения военного госпиталя в Алма-Ате. Баба ругала меня: «Во время войны мы скитались с Тамарой по степям Казахстана.  И ты опять везешь нас туда…».
 
В Алма-Ате некоторое время были большие проблемы с жильем – жили рядом со свиньями,  в сарае,  в бане. Об этом я писал в мемуарах «Квартирный вопрос». Но и там тёща делала все возможное и невозможное, чтобы облегчить нашу жизнь.

Олег умер в Алма-Атинском госпитале, когда ему исполнилось 16 лет. Баба очень тяжело переживала его смерть.  У неё была выраженная депрессия. Она каждое утро уезжала на кладбище и возвращалась поздно вечером.
 
Хорошо, что офицеры госпиталя и военно-врачебной комиссии, которой я руководил до отъезда в Москву, поддерживали и лечили её.

Я еще до смерти Олега был переведен в Москву на должность начальника отдела Центральной ВВК Министерства обороны.
 
Весь этот долгий и сложный  путь (10 лет на Дальнем Востоке, 10 лет в Средней Азии) прошла с нами моя тёща Екатерина Федоровна Ивашина.

Она была украинкой и часто любила петь, а пела она хорошо, украинские песни. Иногда они пели вдвоем с женой, а я и дети были слушателями. Баба очень любила цыганские песни. В Алма-Ате гастролировал театр «Ромэн» с Николаем Сличенко. В огромном Дворце спорта на проспекте им. Абая показывали мюзикл «Мы - цыгане». Баба и Тамара дважды были на этом спектакле!

В Москве я приобрел стереофонический магнитофон и десятки кассет с популярными в то время записями. Бабе очень нравилась инструментальная композиция «Одинокий пастух» Джеймса Ласта. Однажды, прослушав в очередной раз эту композицию, она тихонько сказала мне:
 - Когда я умру и гроб с моим телом будут выносить из квартиры включи эту музыку.

Умерла она скоропостижно летом 1985 года. Я выполнил ее просьбу и в квартире громко звучала ее любимая мелодия...

Я навсегда сохраню о ней память как о чудесном, добром, отзывчивом человеке, оказывавшем на протяжении 30 лет неоценимую помощь нашей семье.
Пусть земля будет ей пухом! 
   Царствие ей небесное!


Рецензии
"Одинокий пастух" Джеймса Ласта, мне тоже очень нравится эта мелодия. Светлая память Вашей тёще, Анатолий. Добрая женщина. Посвятила себя семье дочери. Может, дети и не понимают, но, какое это счастье, когда дома их ждёт бабушка.

А мы живём со свекровью все годы. Она посвятила себя внукам :)). Тоже украинка. О тех, кто с тобой под одной крышей порой знаешь намного больше, чем о собственных родителях, которые далеко. Вы, молодец, что сохранили память о Екатерине Федоровне, которая стала для Вас второй мамой.

С уважением,

Ирина Петал   20.03.2019 23:29     Заявить о нарушении
Ирина! Спасибо Вам за внимание и теплый отзыв о моих воспоминаниях. Дай Бог, чтобы все тёщи на земле были такими, как Екатерина Федоровна. Светлая ей память!
С уважением -

Анатолий Комаристов   21.03.2019 07:16   Заявить о нарушении
Атмосфера в семье, это не только заслуга Вашей тёщи, но и Ваша, Анатолий, и Вашей супруги. Каждый из вас стремился к хорошей "погоде" в доме.

Ирина Петал   21.03.2019 09:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.