О творчестве Галины Щекиной и не только

Вологодский край славится именами авторов и богатыми литературными традициями. Одним из известных писателей Вологодчины является Галина Александровна Щекина. Об этом говорит множество отзывов и рецензий на её произведения - свидетельство признания своеобразия стиля автора, умения находить «болевые точки» общества, вызывать внимание к ним обширной читательской аудитории. И в этом кроется возможность решения проблем, надежда на выздоровление.

Г.А. Щекина – писатель реалистического направления, в основном её героини – женщины. Как творческие люди, они разрываются между своими желаниями, устремлениями и семейным бытом. Произведения её во многом автобиографичны, иногда хотя автор не ставит перед собой такой цели, это мешает восприятию. «Герои должны жить своей жизнью» - так говорит сама Щекина.

 Галина Александровна – руководитель литературно-краеведческой студии «Лист», мой первый учитель в литературном творчестве. Обучаясь, любой ученик проходит несколько этапов. Первый - безоговорочное признание всего того, что говорит учитель, но со временем неизбежно появляется критическое отношение, как к самой личности учителя, так и к его творчеству. Это, по-моему, как ни парадоксально звучит, является подтверждением успеха учителя. Значит, идёт работа ума, развитие, совершенствование личности самого ученика.
 
Я прочла роман «Графоманка», цикл рассказов сборника «Улица гобеленов» и отдельные работы разных лет. Отметила для себя, что произведения автора не просты по содержанию, созданы для искушённого, вдумчивого читателя. Смысл часто таится за короткими, отрывистыми предложениями, несколько рваными фразами. Читатель должен додумывать, завершать мысль автора самостоятельно.
Непременными атрибутами творчества Галины Щекиной являются ирония или даже сарказм.

Для описания эмоционального состояния героев автор часто использует музыку, которая звучит на крохотных кухоньках, соседствуя с кастрюлями и другой утварью, и в этом протест против повседневности, постылого быта.
Эти картины в свою очередь навеяли на меня размышления о схожести работ Галины Александровны с творчеством художника. По стилю написания я бы отнесла их к графике. Работы контрастные, чёрно-белые, выполнены быстрой рукою отдельными, резкими штрихами. Схвачен образ, суть явления.
Основная задача произведения – привлечь внимание к событию, вывести из оцепенения, растормошить, вызвать ответный шквал эмоций, побудить к действию. С одной стороны, это не может оставить равнодушным читателя, с другой - порой, при прочтении вызывает внутренний протест, так как мнение читателя может быть в корне иным, нежели мнение автора.
 
Например, героиня романа «Графоманка» Ларичева рассуждает от том, что её обвиняют в написании реалистичных образов. В своих мыслях об этом она приходит в тупик из-за непонимания, из-за равнодушия к творчеству таких –же, как она, графоманов – людей различных профессий, социального статуса.

Из-за невозможности быть принятой в «Союз писателей» у неё опускаются руки.
В строках романа сквозит сочувствие автора к героине, но на мой взгляд, это лишь удовлетворение собственного эго героини, к процессу творчества оно не имеет никакого отношения, потому что творчество направлено на других людей, без этого оно лишено всякого смысла. Поэтому и возникает противоречие, которое вызывает ответный отклик у меня, как у читателя. Однако, бесспорно, что роман «Графоманка», номинированный на премию «Русский Букер» в 2008 году, спустя годы по-прежнему остаётся востребованным, а тема, затронутая в нём -  актуальной.
В рассказе «Сынуля» образ Нилы изначально вызывает сочувствие и сопереживание в силу того, что героиня осталась совершенно одна перед жизненными невзгодами, лишена поддержки. Со временем семейная жизнь каким-то образом наладилась, но сама Нила превратилась в «железную леди», пресекшую первую любовь сына. Героиня не смогла отпустить его к другой женщине.

 В жизни матери действительно часто ограничивают свободу детей, поэтому они вырастают инфантильными. А ведь как говорит индийская пословица: «Ребёнок гость в твоём доме. Накорми его, научи и отпусти». В рассказе нет положительного героя, и это угнетает.  Как и то, что сын не борется за свою любовь. Автор не даёт ему никаких шансов пусть хоть каким-то образом высказать свой протест против воли матери.

Чуть более окрашенным в светлые тона мне показался рассказ «Тихо, Алфеева». «Просто встретились два одиночества» ... Да, бывает и такая любовь в жизни. Любовь - жалость, любовь - благодарность.
Я не против реализма, как литературного течения, но мне хочется видеть в произведениях свет, надежду выхода героя из трудных жизненных испытаний.
В противном случае, творчество предстаёт для меня каким-то тяжёлым, безрадостным процессом.

Думаю, что причина такого разного подхода кроется в особенностях личности автора. Их объясняет наука «семантика», которая показывает, каким образом любой человек способен облекать свои мысли в слова или, наоборот, воспринимать информацию. Например, один при звучании слова «лист» представляет белый лист бумаги; другой - ярко-жёлтый лист клёна, как торжество, пик осени, предупреждение о скорой холодной зиме или лежащий на земле, прихваченный первым инеем - хрупкий, беззащитный, лишённый надежды; третий видит ярко-зелёный лист, пронизанный солнечным светом.

За короткое время обучения в литературной студии я получила огромный пласт знаний. В том числе и о своём внутреннем мире, который, как оказалось, существовал во мне сам по себе и, возможно, так и не раскрылся, если бы, не встреча с Галиной Александровной. Уверена, что она не была случайной. Ведь «когда ученик готов, приходит учитель».
Наше общение было захватывающе интересным, как «американские горки», с их подъёмами и спадами, через «не хочу» - «не буду» и прочие тернии.

- Галина Александровна, по Анчарову всё-таки что я могу сделать к конкурсу??
- До конкурса, еще целый месяц есть! Желание есть - пробуй, а нет, насильно мил не будешь.

- Интересно попробовать, но мне нужно задать вектор. Я люблю делать трудные задания, но не знаю, что это должно быть. Видимо, эссе, тогда нужна тема. Может подскажете? Я просто никогда не была на чтениях.

- Господи, Инна, это статьи, проще всего сериал посмотреть, но, если не хочешь, так читай книжку. Твоя тема – «Частное общечеловеческое в прозе Анчарова».

- Буду созревать, может, и рискну!

- Кто не рискует, тот не пьет шампанское!!!(прости за банальность).


В результате полуночных бесед родилось одно из моих любимых эссе, правда, тема случилась иная, в последней редакции она звучит - «Михаил Анчаров, я и квантовая физика». Но самое главное то, что на моей книжной полке теперь появился томик произведений этого автора.

Михаил Анчаров, по мнению Галины Щекиной, является «человеком уникальным во всех отношениях, чье творчество дарит людям самое главное – надежду». Это очень созвучно с  моими личными представлениями.

Сам процесс литературного творчества для меня - уход от бытовых проблем, разнообразие жизни, радость успеха, или стремление к своему совершенствованию в случае творческих неудач. Сегодня благодаря этому я вижу огромные, как океан, горизонты. Мои эмоции - волны.   Слова, что рождаются откуда-то из недр океана –  брызги «живой воды».
               
               
                ***

Галина Александровна- южный человек. Наверное, ей немного холодно среди нас - северян. Мне хочется, чтобы, наконец, наступило лето в нашем городе, чтобы всем нам стало теплее и светлее на душе. Чтобы родственные души и единомышленники не терялись, поддерживали друг друга в начинаниях.
 Вопреки всему, хочется верить, что я могу стать тем самым тонким лучом солнца, одним из многих, что светят сквозь прозрачное кружево листвы и радуют нашего наставника своими открытиями в мире литературного творчества. Вдохновляют на создание реалистичных и в то же время многоцветных, наполненных светом и теплом произведений.
 А может, это будут сказки? Кто знает...


Рецензии